Найти в Дзене

Обманки из Эрмитажа. «Не верь глазам своим». Иллюзия в искусстве. Казань - Санкт-Петербург

Оглавление

В центре «Эрмитаж-Казань» прекрасная выставка - "Не верь глазам своим", иллюзии в искусстве. Экспонаты «обманывают» своим внешним видом и завораживают мастерством исполнения.

Государственный Эрмитаж выбрал из своих экспонатов обманки, которые создают иллюзии- как будто предмет совсем не тот, что есть на самом деле. Да и сама выставка тоже похожа на обманку – выставка Государственного Эрмитажа проходит не в Санкт-Петербурге, а в Казани, в здании бывшего юнкерского училища музея-заповедника «Казанский кремль».

Здесь есть обманки на любой вкус:

  • Пространственные иллюзии – плоские картины, которые имитируют объем
  • Имитации картин и гравюр, выполненные из других материалов, например в виде вышивки
  • Подражание предметам – имитация книг, конвертов, письменных принадлежностей
  • Иллюзия живой природы
  • Имитация материалов – камня, металлов, дерева, камня

А начинается все с самой известной обманки - нарисованного очага в каморке папы Карло, который Буратино принял за настоящий огонь:

Очаг из каморки папы Карло, который Буратино принял за настоящий - самая известная обманка!
Очаг из каморки папы Карло, который Буратино принял за настоящий - самая известная обманка!

А теперь немножко о каждом виде обманок:

Пространственные иллюзии

Их начали создавать очень давно. Картина Бартоломеуса Брейна-старшего «Череп в нише», написанная еще в XVI веке, поражает иллюзией объема.

 Бартель Брейн-старший «Череп в нише». Первая половина XVI века
Бартель Брейн-старший «Череп в нише». Первая половина XVI века

А декоративное панно "Детская вакханалия" 18 века имитирует мраморный барельеф. А рядом дан реальный барельеф для сравнения. Отличить трудно!

Мартин Геерартс Декоративное панно "Детская вакханалия", 1750-е. Фландрия. Холст, масло
Мартин Геерартс Декоративное панно "Детская вакханалия", 1750-е. Фландрия. Холст, масло
Неизвестный автор, XVII век. Мрамор, рельеф
Неизвестный автор, XVII век. Мрамор, рельеф

Еще один прием - живописная рама картины. Рама написана на холсте, но воспринимается как объемная деревянная.

Этот портрет помещен в живописную раму, которая воспринимается как объемная резная деревянная поверхность. Неизвестный художник. Портрет Великой княжны, дочери Павла I. Первая половина XIX века. Холст, масло.
Этот портрет помещен в живописную раму, которая воспринимается как объемная резная деревянная поверхность. Неизвестный художник. Портрет Великой княжны, дочери Павла I. Первая половина XIX века. Холст, масло.

Впечатляют картины с обычными бытовыми предметами, которые тоже обманывают зрение. Так и хочется потрогать их руками! Подобные обманки можно увидеть в дворце графа Шереметева в усадьбе Кусково и я писал уже о них (ссылка будет в конце статьи).

Еще один вариант обманки - вырезанные из дерева фигуры людей. Такие «обманки» часто ставились в темных углах комнат или на аллеях парков, и при нужном освещении их принимали за живых людей.

Фигуры людей выставляют в темных углах комнат и их принимают за живых людей
Фигуры людей выставляют в темных углах комнат и их принимают за живых людей

Имитации картин и гравюр, выполненные из других материалов

Обычно картины пишут на холстах и бумаге. Оказывается, что их тоже подделывают! Вместо холста и масла используются другие материалы - фарфор, вышивка.

Много копий картин выполнялось вышивкой. И их не отличить от оригинала. Особенно, пока нитки не выцвели от времени.

Для такой вышивки использовали тончайшие черные шелковые нити и человеческий волос. Это позволяло создавать картины, очень похожие на гравюры и карандашные рисунки. Отличить их технику исполнения можно только по узелкам и переплетениям с обратной стороны.

Вышивкой занимались не только в России:

--------------

Продолжение здесь: Имитация материалов. «Не верь глазам своим». Иллюзия в искусстве. Обманки из Эрмитажа. Казань - Санкт-Петербург

Обещанная ссылка на описание обманок дворца графа Шереметева в Кусково - Обманки дворца в Кусково.