Найти тему
Гид по Риму Светлана Синица

Путешествие по жизненному пути в живописи

Оглавление

Жизнь прекрасна в любом возрасте. Нужно ценить каждый ее момент и находить красоту во всем, что нас окружает. Именно этому учат нас великие мастера​​​​​​​​​​​​​​​​ и их полотна...

Изображения зеркал, песочных часов (tempus fugit), черепа (memento mori), цветов, напоминают нам, что жизнь для всех заканчивается смертью и красота проходят с течением времени.

Северное Возрождение, Германия

На этой работе немецкого художника Ханса Бальдунга Грина мы видим трех женщин: старуху, молодую женщину и маленькую девочку.

Ханс Бальдунг — один из выдающихся художников так называемой верхнегерманской школы, известен как живописец, гравёр и рисовальщик. Считается самым талантливым учеником Дюрера.
Ханс Бальдунг, Три возраста женщины и Смерть, 1509
Ханс Бальдунг, Три возраста женщины и Смерть, 1509

Вторая смотрит на себя в выпуклое зеркало. Справа над головой молодой женщины гниющий труп держит песочные часы, символ течения времени: половина песка уже перешла в нижнюю ампулу, другая половина находится в верхней.

Маленькая девочка закутана в прозрачную вуаль, закрывающую лобок молодой девушки, а старуха с морщинистой кожей того же цвета, что и труп, врывается на сцену, положив правую руку на заднюю часть зеркала. левой рукой она пытается оттолкнуть руку Смерти, держащую песочные часы.

Однако молодая женщина со светящейся кожей, кажется, совершенно не осознает того, что происходит вокруг нее, и продолжает смотреть на себя в зеркало, привязанная к своему настоящему, к своей радости момента.

Смерть хотела бы научить ее мудрости времени, но поражена жестом старухи, которая пытается отодвинуть ее в сторону, чтобы спасти тот миг радости и беззаботности, молодой женщины. За свою долгую жизнь старуха познала, как велико сожаление об утраченных вещах и что мгновения счастья никогда не вернутся.

«Дуэль» между смертью и старухой предстает как столкновение двух разных мудростей, основанных на способах постижения времени: смерти, которая видит в смерти конец земной жизни, которая делает каждое действие тщетным, и старухи, которая призывает прожить все фазы жизни, какими бы эфемерными они ни были.

Спустя тридцать лет Ханс Бальдунг пишет еще одну версию " Три возраста" и "Три Грации".

Ханс Бальдунг, Три возраста человека и три грации, 1539. Заметьте, уже 19 лет прошло в Риме после смерти Рафаэля, а здесь все еще прошлый век.
Ханс Бальдунг, Три возраста человека и три грации, 1539. Заметьте, уже 19 лет прошло в Риме после смерти Рафаэля, а здесь все еще прошлый век.

В Риме, в Национальной  галерее современного искусства находится картина Гюстава Климата «Три возраста женщины»

Густав Климт, Три возраста женщины, 1905
Густав Климт, Три возраста женщины, 1905

Каждый раз, когда я смотрю на эту картину ( к счастью, вижу я ее часто), меня охватывает целая буря эмоций. Климт словно приоткрывает завесу тайны, показывая нам суть женской природы.

На полотне три фигуры: юная мать с младенцем на руках и старая женщина. Казалось бы, простой сюжет, но сколько в нем глубины! Молодая женщина олицетворяет расцвет жизни, ее красоту и плодородие. Ребенок - это символ новой жизни, надежды и будущего. А старуха... Она словно напоминание о том, что все проходит, что красота увядает, а жизнь неумолимо движется к своему закату.

Климт не был бы Климтом, если бы не добавил в картину своей фирменной "золотой" магии. Обратите внимание на фон - он весь словно соткан из золотых нитей и причудливых узоров. Это не просто декор. Это символ вечности, символ того, что жизнь продолжается, несмотря ни на что.

А серый фон по краям, я считаю, -" текучесть времени"...

Я часто думаю о том, что хотел сказать нам Климт этой картиной. Может быть, он призывает нас ценить каждый момент жизни?

Когда эта картина была впервые показана публике, она вызвала настоящий скандал? Многие были шокированы откровенностью изображения, особенно фигурой старухи. Мне кажется, что у Климта свое достоверное изображение отчаянья в образе старухи.

Но именно в этой чести и заключается главная сила картины. Климт не приукрашивает реальность, он показывает жизнь такой, какая она есть.

Тициан. Путешествие по жизненному пути

Тициан, Три возраста человек, 1512-1514 , Национальная галерея Шотландии в Эдинбурге
Тициан, Три возраста человек, 1512-1514 , Национальная галерея Шотландии в Эдинбурге

Речь пойдет о его знаменитой картине Тициана Вечеллио. "Три возраста человека".

На полотне Тициан изобразил три этапа человеческой жизни: детство, зрелость и старость. Мы видим молодую пару, олицетворяющую любовь и страсть. Двое спящих младенцев, символизируют начало жизни.Одинокий старик, созерцающий черепа - напоминание о неизбежности смерти.

Каждый элемент картины несет глубокий смысл:

- Амур, символизирует хрупкость любви,

- Флейта в руках юноши - символ гармонии и наслаждения жизнью,

- Деревья на заднем плане отражают цикличность жизни: молодые деревца слева, зрелые в центре и засохшее дерево справа.

Тициан мастерски использует цвет для усиления эмоционального воздействия картины. Теплые, яркие тона контрастируют с приглушенными, подчеркивая идею расцвета и увядания жизни.

Интересно, что на момент создания картины Тициану было около 25 лет. Он изобразил старость, которую еще не испытал сам, что говорит о его глубоком понимании человеческой природы.

"Три возраста человека" считаются одним из самых ярких примеров раннего творчества Тициана, где уже проявляется его неповторимый стиль.

Джорджоне, который не познал старость

Джорджоне, «Три возраста мужчины», 1500 году, Палаццо Питти, Флоренция
Джорджоне, «Три возраста мужчины», 1500 году, Палаццо Питти, Флоренция

"Три возраста мужчины" - загадочный шедевр Джорджоне

Картина была написана около 1500-1501 годов. Хотя традиционно она приписывается Джорджоне, некоторые искусствоведы предполагают, что часть работы могла быть выполнена молодым Тицианом, учеником Джорджоне.

На картине изображены три мужские фигуры, символизирующие разные этапы жизни: юность, зрелость и старость. Это аллегорическое изображение течения времени и изменений, происходящих с человеком на протяжении жизни.

Центральная фигура - юноша, погруженный в свои мысли. Слева от него - старик, чей взгляд устремлен вдаль, а справа - зрелый мужчина, смотрящий прямо на юношу.

Каждая фигура несет символическое значение:

- Юноша олицетворяет надежды и мечты молодости.

- Зрелый мужчина символизирует активность и реализацию.

- Старик представляет мудрость и созерцание.

Джорджоне использовал технику сфумато, создавая мягкие, размытые контуры, что придает картине особую атмосферность и глубину.

Эта работа оказала значительное влияние на развитие жанра портрета в венецианской живописи, вдохновив многих художников на создание аллегорических портретов.

"Три возраста мужчины" - одна из немногих сохранившихся работ Джорджоне. Художник умер молодым в 33 года, и многие его произведения были утрачены. Некоторые были закончены Тицианом.

А что чувствуете вы, глядя на эти картины? Какие мысли они у вас вызывают?

Поделитесь в комментариях, мне очень интересно узнать ваше мнение!