…Она была и, конечно, будет ещё.
Попытка погружения в классическую музыку в каждое время года
Живи Вивальди в наше время, быть ему маститым шлягеристом, оскароносцем, обладателем золотых и платиновых дисков\граммофонов, думаю, скорее всего в кино, поп-музыке или на её стыке с классикой. Такие сочетания разных стилей "там" называют кроссоверами - crossover.
А имя другого ещё более попсового классика – В. А. Моцарта взял оркестр из Лондона.
Я не музыкальный эксперт, а просто внимательный слушатель, но хорошо знаю это произведение, поскольку у меня есть несколько записей. Поэтому это был хороший выбор, чтобы "проверить" разницу между 16-битной записью на компакт-диске и всем, что якобы может предложить DVD-A.
Обзор можно начать с того, что на диске два произведения маэстро. Основным и более известным являются «Времена года», вторым «Успение Девы Марии» в исполнении лондонских музыкантов Mozart Players.
Два концерта с аккомпанементом для двух оркестров были для меня новыми. Эти произведения великолепны, а вот как они созданы для данного формата и версии 5.1, нам сейчас и предстоит разобраться.
Настройте свой BD/DVD-плеер на воспроизведение DVD-видео и приготовьтесь наслаждаться вечнозелёной классикой.
Визуальные фрагменты на экране телевизора помогают тем, кто не знаком с произведениями, запомнить услышанное в контексте.
К этому диску я приглядывался два года и, наконец, решился купить (под влиянием его пятиканальности и рецензий на другие издания "Сезонов").
Vivaldi / David Juritz & London Mozart Players "The Four Seasons" DVD-Audio
DVD-Audio: MLP 96/24 5.1, DTS 5.1, Dolby Digital 5.1
+ Artist biography: Antonio Vivaldi, David Jurvitz, London Mozart Players
+ Programme Notes
+ Recording Techniques
+ Credits
Performer: David Juritz, London Mozart Players
Orchestra: London Mozart Players
Conductor: David Juritz
Violin: David Juritz
Producer: Andrew Walton
Engineer: Andrew Lang
Playing Time: 62:39.
Recorded at St Silas the Martyr, Chalk Farm, London NW5 on 1st and 2nd March, 1999.
Recorded and edited in 5 channels at 24/96kHz.
K&A Productions, Made in E.C.
Naxos (5.110001) © 2001
Авторы диска отменно поработали над программой и оставили свои ремарки о том, как записывались эти части (опция меню: Recording Techniques). Вот цитата, переведённая мною, из буклета к диску.
Запись была сделана с применением технологии «96/24».
"The Four Seasons"
Концерт сведён так, чтобы воспроизвести «типичный» окружающий (surround) микс: звуковая сцена расположена в трёх фронтальных каналах, в то время как тылы создают естественное отражение звука в церкви St. Silas the Martyr, Chalk Farm. Таким образом, слушателю даётся реалистическая картина того места, в котором велось это представление. Это легко проверить, если отключить тылы.
Моё органолептическое расследование этого микса показало следующие результаты:
1. Баланс. Нет.
2. Статика. Работает только фронтальная панорама. В задней панораме почти ничего нет: мизерное эхо.
Оркестровый фон расположен во фронтальных каналах (слева и справа), а солирующие скрипки сидят в центральном канале (пример: трек 5).
Порой солист сдвинут в левый канал, в то время как басовая и ритмическая секции в правый.
3. Динамика. Нет.
Вывод
Традиционный микс, обычно предназначенный для классической музыки.
"The Four Seasons"
1. Concerto in E major, Op. 8 No. 1: Allegro = 3
2. Concerto in E major, Op. 8 No. 1: Largo e pianissimo = 3
3. Concerto in E major, Op. 8 No. 1: Danza pastorale: Allegro Summer = 3
4. Concerto in G minor, Op. 8 No. 2: Allegro = 3
5. Concerto in G minor, Op. 8 No. 2: Adagio = 3
6. Concerto in G minor, Op. 8 No. 2: Presto Autumn = 3
7. Concerto in F major, Op. 8 No. 3: Allegro = 3
8. Concerto in F major, Op. 8 No. 3: Adagio = 3
9. Concerto in F major, Op. 8 No. 3: La Caccia: Allegro Winter = 3
10. Concerto in F minor, Op. 8 No. 4: Allegro non molto = 3
11. Concerto in F minor, Op. 8 No. 4: Largo e cantabile = 3
12. Concerto in F minor, Op. 8 No. 4: Allegro = 3
Средний балл = 3
Вторая часть программы: "Успение Девы Марии":
"The Assumption Of The Feast Of The Virgin Mary"
Применялась другая тактика. Произведение задумано для двух отдельных струнных оркестров и записано с солистом David Jurvitz, стоящим в середине меж двух этих оркестров. Это кажется идеальной возможностью установить оркестры в соответствии с окружающим (surround) звуком. В обоих «кончерто» «Девы Марии», оркестр-1 был установлен во фронтальных каналах, а оркестр-2 в тыловых. Слушая эту запись уже после сведения David Jurvitz, комментируя результат, отмечает, что он самый близкий к тому звучанию, каким он был во время представления.
Расставим всё «по полочкам»:
1. Баланс. Нет.
2. Статика. Локация инструментов в передней панораме соответствует «Сезонам». В задней панораме чуть-чуть другой набор инструментов: больше ритмических с басовым оттенком. Ими оживляются фланги. Дискретность неяркая, видимо, они там находятся для создания «фона». Тылы громкостью не отличаются.
Порой возникают «переклички» двух оркестров: фронтальный чуть затихает, а тыльный усиливает свою партию.
3. Динамика. Нет.
Вывод
Инструментальная поддержка в тылах и флангах определённо слышна. На мой взгляд, солирующим струнным и клавесину не достаёт дискретности. Приученному миксами в Оркестре Поля Мориа, мне хочется слышать всех солистов более отчётливыми и выпуклыми, выступающими вверх над оркестровой «базой». Здесь этого нет, как нет этого почти во всей классической оркестровой музыке.
Меж тем, определённый прогресс по сравнению с «Сезонами», наблюдается:
"The Assumption Of The Feast Of The Virgin Mary"
1. Concerto in D major for violin and double orchestra: Allegro = 5/6
2. Concerto in D major for violin and double orchestra: Grave = 3
3. Concerto in D major for violin and double orchestra: Allegro = 6
4. Concerto in C major for violin and double orchestra: Adagio e staccato - Allegro ma poco, poco = 5
5. Concerto in C major for violin and double orchestra: Largo = 4
6. Concerto in C major for violin and double orchestra: Allegro = 5
Средний балл = 5
Я в затруднении. Что оценивать: тактики или миксы?
Сезоновская «типичная» тактика выглядит слишком консервативной и ущербной изначально.
Ещё раз, кто до сих не понимает: с позиций концертного зала, адаптированных для домашнего и аналогичного эффекта, тут всё нормально. Это даже лучше: уже и не моно (как на концерте), это уже стерео (как дома)!
Но с позиции окружения себя музыкой по критериям ДК 5.1 в обеих записях сделано не всё возможное: локализация инструментов размытая, тылы приглушены.
Пожалели микрофонов и свободных дорожек на студийном магнитофоне?
Тактику разделения оркестров (исполнителей) «Девы» по двум панорамам, считаю, очень правильной: по этой идее деваться звуку некуда, как только в середину, на слушателя.
Однако запись и сведение звука звукорежиссёром по ФИО «Ой. Ой. Как-бы-чего-не-вышло» опошлили золотую идею. Какой в том толк, если придушенная громкость тылов и отсутствие там тылового центра указывают на подчинённое место оркестра-2, что и приводит к дисбалансу и недо-окружению.
Такой же эффект можно достичь и без второго оркестра за спиной, простым микшированием, даже, с привлечением ап-миксера / процессора для создания чуть живого эха в тылах.
Удивляться результату не приходится, т.к. в классике действует закон «как-бы-чего-не-вышло», который установлен персонажами с точно такими же именами. Вот оно и «не выходит» по нашим мультиканальным меркам.
Ладно, пора уже искать среднеарифметическое. Если «Сезоны» это 3, то «Дева» 5. Пусть будут общие 4, принимая во внимание высокое качество записи.
Резюме
Каков вердикт?
«Времена года». Вероятно, существуют исполнения чуть лучше, но с точки зрения неискушённого слушателя, это, как если бы вы действительно находились на лучшей концертной площадке, рядом оркестром.
«Успение Девы Марии». Концерт для двойного оркестра с музыкантами, расположившимися вокруг вас, чуть-чуть расширяет кругозор. Чтобы оценить его по достоинству, его нужно слушать на хорошей акустической системе 5.1 и добавить громкости тылам.
Оценивая записи и миксы, я могу сказать, что в них нет "острых ощущений", что для таких, как я, несколько пресно. Говоря современным языком, «Сезоны» — это что-то сродни современному «нью-эйджу» (new age).
Такие и подобные произведения льются тихим потоком, чтобы создать современным слушателям атмосферу релаксации, отдыха, задумчивости. Если ещё и уменьшить громкость, тогда утончённость окружающего звукового поля достигнет уровня усыпляющего эфира.
Тоже хорошо, но однобоко.
Чтобы этого не происходило, и чтобы подчеркнуть мастерство солирующих инструментов, я бы наделил их большей дискретностью. Какой? – Той, что в квадрамиксах Оркестра Поля Мориа.
Ссылка на них внизу.
Превосходное качество диска, как продукта, нареканий не вызывает. Дизайн / авторинг делался с любовью: на экране меняются картинки времён года (красивые пейзажи), очень информативное меню (владельцам DVD-видео предлагается переключиться на дорожки с «пониженной скоростью», энциклопедические данные…), 8-страничный буклет. Отличный диск для классики.
Другие многоканальные диски подобных исполнителей – оркестров, OST, биг-бэндов, старой и новой классики:
Kazuma Jinnouchi "Halo 5: Guardians" Blu-ray 5.1: Геймерская музыка?
M83 & Joseph Trapanese "Oblivion" Blu-ray 5.1: Партизаны против деспотии
Tamiya Terashima "Tales From Earthsea" SACD 5.0: Сказанья Земноморья
Paul Mauriat "El Bimbo & Toccata" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №1
Paul Mauriat "Penelope & Holidays" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №2
Hugo Montenegro "Hugo In Wonder-Land" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Стиви Уандера
Nature's Colors with the World's Greatest Music - Blu-Ray 5.1: Популярная классика на природе
HD Scape Sampler "Advancing the Art of HD" Blu-ray 5.1: Мини-каталог HD видео и звука
Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0: Старомодная архаика
Σ = 4
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Kitaro "Sacred Journey Of Ku-Kai" SACD 5.1: Путешествие мастера Ку-Кая
Fiona Mackenzie "Elevate" SACD 5.1: Гэльский язык, кельтская музыка
Andreas Vollenweider "Vox" DD 5.1: Эй, ты, да... ты!
Dozan Fujiwara & Isao Tomita "Kyo" SACD 5.1: Флейта и синтезатор
Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!