Найти в Дзене

Последствия санкций. Как изменился рынок электроинструмента в России?

Оглавление

Хуже или лучше стало после ухода мировых брендов?

“Ковид и санкции негативно повлияли на российский рынок электроинструмента!” Так полагают многие. Но у нас несколько иное мнение. Стал ли инструмент дороже? Безусловно, стал. Зато появилась масса возможностей купить инструмент нужного вам качества по приемлемой цене. Да и инженеры на месте не топтались, выдав массу интересных решений.

В этой статье исследуем плюсы и минусы кардинальных изменений на рынке электроинструмента как в нашей стране, так и мире.

Мощнее, меньше, умнее! Что творится на мировом рынке?

Для начала коснёмся инноваций, повлиявших за прошедшие несколько лет, не только на российский, но и на мировой рынок электроинструмента:

Массовое внедрение бесщёточных двигателей

-2

Про бесщёточные моторы не писал только ленивый, поэтому давайте коротко. Основных преимущества brushless-моторов перед щёточными три:

  1. Более высокая мощность при меньших размерах. За счёт этого уменьшаются габариты и вес инструмента. Работать им становится удобнее.
  2. Долговечность. Бесщёточный двигатель меньше изнашивается, меньше греется, служит дольше.
  3. Энергоэффективность. При сопоставимой мощности, бесщёточный двигатель примерно на 30% экономнее щёточного.

За последние несколько лет приставка “brushless” или аббревиатура “BL” появилась чуть ли не на семи из десяти аккумуляторных инструментов, не исключая даже самый недорогой Китай. Да, бесщёточный инструмент подороже, но это то, на что потребитель, в массе своей, готов потратиться.

Явное смещение рынка в сторону АКБ

-3

За прошедший год большинство производителей анонсировало по 20-30 новинок аккумуляторного инструмента и лишь по 5-6 сетевых. Неужели развитие проводных дрелей и болгарок упёрлось в потолок и придумывать там больше нечего? Нет. Просто на “аккумуляторку” сейчас огромный спрос, а её продажи приносят больше прибыли потому что:

  • комплект “инструмент + АКБ + ЗУ” стоит дороже;
  • из “тушек”, аккумуляторов, зарядников, кейсов, сумок, рукояток и много чего ещё можно формировать бесконечное количество вариантов комплектаций. А клиент, завороженный таким разнообразием, выберет и купит то, что ему нужно.

Да и пробные сетевые новинки на крутых (и от этого более дорогих) бесщёточных двигателях особой популярности у фанатов проводов не снискали.

Появление “умной” электроники

Даже в недорогом инструменте сейчас легко встретить:

  • температурный датчик. Он отключает инструмент в случае перегрева;
  • модуль плавного пуска. Разгоняет инструмент постепенно. Это снижает пиковое потребление тока во время запуска, а инструмент не дёргает в руках;
  • датчик Холла. В электроинструменте он отвечает за поддержание постоянных оборотов под нагрузкой.

Есть и многие другие полезные фишки, которые раньше встречались только в профсегменте.

Развитие аккумуляторных технологий

-4

И дело не только в повальном переходе с никель-кадмиевых элементов питания на литий-ионные. Это мы могли наблюдать ещё лет десять назад, и за это время смена технологий произошла почти полностью. А за прошедшие лет пять и сами литий-ионные технологии шагнули далеко вперёд:

  1. Широко распространились “умные” платы BMS (Battery Management System). Множество электронных компонентов контролируют заряд/разряд, мониторят состояние ячеек АКБ, измеряют температуру и ещё десятком разных способов “общаются” с инструментом. Итог - более экономный расход заряда и долгий срок службы инструмента.
  2. Появление элементов повышенной ёмкости. Например, “банки” 18650 сейчас массово меняют на элементы 21700, у которых ёмкость в полтора раза выше. Пока это касается только “больших” АКБ (8 Ач и выше) для “больших” инструментов (гайковёрты от 1000 Нм, цепные пилы и т.п.), но некоторые производители уже экспериментируют и на “четвёрках”.
  3. Графеновые АКБ. Пока новости о них больше напоминают “нанотехнологичные” сказки, но ведь и Li-Ion в своё время тоже поражал воображение! Если коротко передать суть, то графеновая технология это бОльшая ёмкость + быстрая зарядка + стабильная температура работы без перегрева. Станет ли графен очередным “могильщиком” сетевого инструмента? Поживём - увидим…

Появление мощных аккумуляторов свыше 18 Вольт

-5

У компаний-флагманов было два пути. Первый - развивать линейки компактного инструмента на 12 Вольт. Второй - разрабатывать более мощные батареи, чтобы характеристики аккумуляторного инструмента стали сравнимы с сетевым. В итоге стало понятно, что выбрали второй:

  • у Макиты, например, сейчас настоящий бум на линейку 40-вольтового инструмента XGT, который, судя по обзорам, вполне может поспорить с сетевым;
  • DeWalt сделал упор на вариативность, хотя АКБ на 36 и даже на 54 В у них тоже есть. Но главной их фишкой стали комбинированные батареи FlexVolt на 18/54 В. Аккумулятор, зависимости от того, на какой инструмент он установлен, меняет свои характеристики. Например, на УШМ он будет работать в режиме 18В/9Ач, а на цепной пиле изменит режим на 54В/3Ач.
  • и даже отечественный Интерскол запустил “бивольтовую” линейку аккумуляторов на 18/36 Вольт. Принцип такой же, как у ДеВольта.

Существенное расширение ассортимента

Качественного инструмента на руках у людей стало много, а продавать всё равно надо! Иногда это играет в минус, но в данной ситуации, скорее, оказалось плюсом.

Для примера возьмём шуруповёрты. Раньше в линейке у большинства брендов было по три инструмента: бытовой до 30 Нм, полупроф до 50 и профессиональный до 80 Нм. А потребности, находящиеся где-то между, были не закрыты. Сейчас в одной линейке есть, как минимум пять-шесть шуруповёртов на любой вкус с любым моментом. Да ещё и практически у каждого есть версия с ударом для сверления кирпича.

Российский рынок электроинструмента. Между Западом и Востоком

Ну, а что на Родине? А у нас, как обычно, сработала поговорка “Не было бы счастья, да несчастье помогло!” Коронавирус и санкции сделали наш инструментальный рынок, пожалуй, самым интересным из всех. Мировые бренды, вроде как, официально ушли или сократили поставки, но по факту - кто ищет, тот найдёт. А китайские товарищи, воспользовавшись ажиотажем и неразберихой, завалили нас таким разнообразием, что глаза разбегаются. Поэтому, давайте разберёмся, что у нас хорошо, а что плохо.

Хорошо

Китайцы перестали стесняться

-6

Вот ответьте, знали вы раньше об инструментах DongCheng, DCK или Senix? И не узнали бы, если бы ТОПовые производители не объявили нам бойкот. Более того, раньше большинство на “китайцев” и не посмотрело бы, потому что вот они рядом на полочках знакомые Бош и Макита. А сейчас смотрим и даже покупаем. Хорошо это или плохо? На наш взгляд - хорошо. Ведь, оказывается, есть инструмент по нормальным ценам, когда не надо переплачивать за известный шильдик!

Да, китайцы перестали стесняться. Это лихие 90-е были эрой “Абибасов”. А сегодня, с уходом из России инструментальных флагманов, товарищи из Поднебесной окончательно осмелели. Сейчас вы точно нигде не найдёте инструмент Makuta или DeWault, потому что большинство китайских производств присутствуют у нас вполне официально, пусть и выпуская инструмент ОЧЕНЬ разного качества, зато под собственной маркой. И никого это уже не смущает.

Развитие маркетплейсов

-7

Бесщёточную аккумуляторную болгарку можно выписать с Али за 5 тысяч! При том, что в качестве бытового инструмента она будет отрабатывать на все 100%.

Маркетплейсы подарили нам возможность выбора за вполне приемлемую цену с минимальной “накруткой”. Кстати, в этом есть ещё один плюс - внутренняя конкуренция. Между ноунеймами с Али и “брендовым” Китаем она бешеная. А мы всё равно остаёмся в выигрыше, выбирая - подешевле, но на свой страх и риск, или подороже, но относительно качественно и с гарантией.

Развитие российских брендов

-8

Российские компании и раньше возили из Китая какой-никакой инструмент под собственными брендами. А когда “большая пятёрка” (Makita, Metabo, Milwaukee, DeWalt и Bosch) вынуждено “подвинулась”, развернулись на полную.

Кто-то делает целиком отечественный продукт. К сожалению, в России такой завод представлен в единичном экземпляре - это симферопольский “Фиолент”, который до санкций вообще мало кому был известен.

Кто-то только пытается запустить своё производство, пока ограничиваясь сборкой из китайских (плюс какая-то часть своих) комплектующих или прямым импортом. Такие тоже пока только одни - многим известный “Интерскол”.

Остальные катаются по Китаю в поисках надёжного поставщика за приемлемые деньги. А когда находят, печатают на корпусах своё название и везут к нам. И ведь нельзя сказать, что это плохо, потому что ТАКОЙ насыщенности инструментального рынка у нас не было, пожалуй, никогда.

Улучшение качества “российского” инструмента

-9

До санкций большинство поставляемых из Китая “российских” моделей сложно было назвать “профессиональными”, а на звание “индустриальных” могли претендовать вообще единицы. Да, ТОП-ы ушли или сократили поставки, но ведь индустриальной державой после их демарша мы быть не перестали! И спрос на инструмент, способный пахать 24/7 в цеху какой-нибудь “Северстали”, тоже никуда не исчез.

И если раньше российские поставщики, понимая бесполезность конкуренции с “большой пятёркой”, в пром-сегмент особо не совались, сейчас ситуация изменилась в корне. Профессиональный и промышленный инструмент нам нужен, Китай готов его произвести под нашими брендами и поставить нам. И, кстати, уже производит и поставляет. А российские владельцы брендов уже по факту “отделяют мух от котлет”, выпуская по две-три линейки: бытового, профессионального и иногда даже промышленного инструмента.

Дифференциация рынка

-10

Она стала более явной. Раньше “среднего” по качеству инструмента было намного меньше. Домашние и гаражные мастера или продвинутые хоббисты были вынуждены покупать либо слишком хороший инструмент с явно избыточными для их целей характеристиками, либо дешёвый ширпотреб без гарантии.

Сейчас, по сути, инструмент среднего сегмента составляет основу рынка. И, по всем канонам, так и должно быть. Получается, что санкции “помогли” нам получить неплохой инструмент для хобби и DIY за вменяемые деньги.

Макитосовместимость

-11

Самый “народный” бренд электроинструмента официально никуда из России не ушёл. Вот только цены на Макиту (особенно аккумуляторную) неприлично выросли, а завозить её стали сильно меньше. Между тем, у “макитоводов” желание пополнять парк инструмента не пропало, да и аккумов на руках скопилось достаточно.

Выручили, как всегда, китайцы. Мгновенно сориентировавшись на местности, они выпустили на маркетплейсы тысячи моделей аккумуляторного инструмента, подходящего под платформу Makita LXT.

Ну, а потом подтянулись и наши, полностью “заточив” некоторые бренды под макитовскую АКБ. Навскидку можно вспомнить, например, Hanskonner, Sturm! и Deko. Если знаете еще какие-то - делитесь в комментариях!

Плохо

Ну, и куда же без ложки дёгтя? Конечно, все мы храбримся, бодримся и говорим что санкции нам нипочём. Глобально - да. Но некоторый дискомфорт и неудобства всё же дают о себе знать:

Подделки

Знаете, какой шуруповёрт оказался самым продаваемым на российских маркетплейсах в прошлом году? Вот этот!

-12

Думаем, комментарии излишни…

Кстати, о том, как распознать подделку, у нас есть целых две статьи:

Первая: https://dzen.ru/a/ZB2whBUN6xP8CqzO

И вторая: https://dzen.ru/a/ZCQBnOWQ9SyHX0KZ

Хороший инструмент приходится “доставать”

Странно понимать, что в современной России можно столкнуться с дефицитом. Речь, конечно же, идёт о ТОПах. И давайте не будем о ценах, и так понятно, что они конские. Метабо вообще не найти, у Боша похожая ситуация, на Милуоки есть стабильный спрос в “промке”, но есть и сложности с поставками.

Лучше всего себя чувствуют ДеВольт и Макита. “Жёлто-черные”, судя по всему, сделали ставку на небольшие региональные сети и магазины, имеющие собственные каналы на YouTube, через которых и продаются и пиарятся одновременно. “Бирюзовые” стали сотрудничать с самым большим в Рунете инструментальным маркетплейсом, но и о видеоблогерах тоже не забывают.

Вывод - инструмент от “большой пятёрки” найти стало сложнее, а купить дороже. Но для истинных ценителей нет преград!

Никто пока не приблизился к ТОПам

-13

Постоянно выходят ролики с громкими заголовками типа “Новый УБИЙЦА Макиты!” или “Неужели ЭТО ЛУЧШЕ, чем DeWalt?”. Но вы особо не обольщайтесь, это не более чем кликбейт.

За несколько лет НИКОМУ так и не удалось обскакать ТОПов. Казалось бы, они тоже почти всё делают в Китае, неужели китайцы не могут это воспроизвести, как они это делают с гаджетами и одеждой? Могут. Но не будут, потому что слишком дорожат сотрудничеством с таким крупными компаниями. К тому же, под премиальных производителей на китайских заводах построены отдельные линии, где следят буквально за каждым шагом.

Разработать что-то своё на основе перенятого опыта - это да! Но на это нужно время, за которое штатные инженеры ТОПов успеют придумать ещё что-то инновационное.

В России с действительно “своим” инструментом пока туго

-14

Про “Фиолент” и “Интерскол” мы уже упомянули. Но это капля в море импорта. А будут ли в России такие заводы строится массово? На наш взгляд перспективы печальны:

  • Во-первых - это дорого. Привезти и продать точно дешевле, чем сначала разработать, а потом произвести своё.
  • Во-вторых - это долго. Недостаточно просто построить завод, надо ещё и подготовить квалифицированных инженеров и рабочих.
  • В-третьих - пока у страны есть более насущные задачи и более важные производства.

И, тем не менее, мы ОЧЕНЬ бы хотели ошибиться и увидеть достойный российский электроинструмент, полностью разработанный и произведённый у нас.

Одинаковый инструмент под разными брендами

Случай из практики. Пришёл к нам на испытания гайковёрт на 1000 Нм напрямую с китайского завода. А потом пришёл абсолютно такой же, но другого цвета и с другим шильдиком. А потом мы, не особо напрягаясь, нашли ещё парочку таких же на маркетплейсах. Причём, цена на один и тот же по сути инструмент отличалась раза в полтора, в зависимости от известности производителя. Кстати, ко всем прекрасно подходили АКБ от Макиты.

Вывод. Присмотрели интересную “макитосовместимую” новинку? Поищите ещё! Есть шанс, что найдёте абсолютно такое же, но другого цвета и дешевле.

Заключение

Здесь мы постарались дать свою оценку ситуации с инструментом в России. Есть что добавить - будем рады порассуждать с вами в комментариях!

А если статья понравилась - не пожалейте лайка и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые. Они выходят КАЖДУЮ неделю!

Реклама. ООО "СПРАУТ" ИНН: 7816654160