Мадонна с младенцем - название, которое обычно обозначает визуальное изображение Девы Марии и ее младенца Иисуса - являются одними из самых восхваляемых мотивов живописи, а художественное представление этих фигур стало одной из центральных тем в истории искусства.
Традиция развивалась с течением времени, достигнув своей кульминации во множестве работ от икон до земных изображений. Только проследив роль этого сюжета на протяжении всей истории, можно полностью понять его значение - как в христианском искусстве, так и за его пределами.
Согласно христианскому верованию, Мария - галилейская еврейка из Назарета - была избрана Богом, чтобы родить его единственного сына Иисуса. Библия подчеркивает тот факт, что Мария была девственницей, оплодотворенной не Иосифом, а Святым Духом - явление, которое, согласно Евангелию от Луки, озадачило даже саму Марию.
"Как это произойдет?" - спросила она Гавриила, архангела, посланного Богом, чтобы сообщить ей эту новость. "Дух Святой найдет на Тебя... и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим". Мария согласилась выносить, родить и воспитать Иисуса.
Вместе эта пара является одной из самых почитаемых фигур христианства, что делает их постоянное присутствие в искусстве неудивительным.
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАДОННЫ В ИСКУССТВЕ
На протяжении всей истории искусства Мадонна изображалась по-разному. Она почти всегда с Иисусом, но есть случаи, когда она одна - в молитве, дает благословение, совершает пророчество.
Когда на изображениях присутствует Иисус, Мадонна может быть представлена в полный рост, держащая младенца, который поднимает руку в благословении, часто по направлению к зрителю.
И, наконец, Мария иногда изображается матерью, кормящей своего ребенка.
ОБРАЗ МАДОННЫ С МЛАДЕНЦЕМ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
ДРЕВНИЙ РИМ
Как и многие другие направления в истории искусств, традиция Мадонны (происходит от итальянского термина, означающего Богоматерь) с младенцем восходит к Древней Римской империи.
Самое раннее известное визуальное изображение Марии и младенца Иисуса можно найти в катакомбах Присциллы, которые использовали для христианских захоронений в конце II — IV веках. Эта катакомба славится своими старинными настенными и потолочными фресками, включая коллекцию, вдохновленную Библией. Помимо историй из Ветхого Завета, связывание Исаака и Страшный суд, фрески рассказывают истории из Нового Завета, включая, конечно же, рождение Иисуса.
В катакомбах Присциллы также, вероятно, есть самое раннее известное изображение ангела в истории искусства. Вместе данные изображения делают это место одним из самых значимых мест христианского искусства.
ВИЗАНТИЯ
После, Мадонна с младенцем появлялась на изображениях в технике энкаустика (основным связующим веществом в красках является воск; краски наносятся на основу в горячем виде и после застывания сохраняют яркость и насыщенность). Написанные на деревянных панелях, эти римско-католические иконы часто изображают Марию и Иисуса с мрачными лицами, сидящих на троне в окружении столь же серьезных святых и ангелов. Изображения в основном использовались для поклонения и являются одними из самых распространенных произведений византийского искусства.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В Средние века художники частично переняли эстетику византийских икон, чтобы создать свой собственный стиль живописи с более реалистичным и пропорциональным изображением фигур. Итальянские мастера, такие как Чимабуэ и Дуччо, создавали портреты Марии и Иисуса, которые были созданы в новой для живописи манере.
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В XV веке итальянские художники и рисовальщики начали экспериментировать с реализмом в своих работах. Этот подход ознаменовал начало Раннего Возрождения, века искусства, который длился с 1420 по 1500 год. В течение этих лет художники ещё не вполне отрешается от преданий Средних веков, но пробуют примешивать к ним элементы, заимствованные из античности. Хотя многие шедевры этого периода, включая "Весну" и "Рождение Венеры" Боттичелли, сохранили мифологическую тематику, предпочитаемую мастерами периода античности, некоторые из них содержат более реалистичные изображения Марии (которая, казалось, принимала более естественные позы) и Иисуса (который стал больше походить на младенца).
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Итальянские идеалы постепенно распространились по всему континенту, достигнув своей кульминации в Северном Возрождении - художественной культуре ХV - ХVI вв. европейских стран, севернее Италии, Нидерландов, Германии и Франции. Термин "Возрождение" здесь условен, так как формирование культуры ориентировалось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления .
В своих впечатлениях от Мадонны с младенцем такие художники, как Ян Ван Эйк и Робер Кампен, использовали этот новый подход, что привело к появлению работ, демонстрирующих передовое чувство перспективы, искусные методы изображения фигур и радикальный интерес к земному.
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
В эпоху Высокого Возрождения художники подняли интерес к реализму на новые высоты. Больше не и следуя в своём искусстве мифологические мотивы, они переключили свое внимание на заказную портретную живопись, реалистичные анатомические изображения людей и библейских персонажей, включая Мадонну с младенцем.
ИМПЕРИЯ МОГОЛОВ
Мадонна с младенцем появлялась не только в западном искусстве, они также служили вдохновением в живописи Моголов. Почему классические христианские фигуры присутствовали в индо-исламском искусстве? По данным Музея Метрополитен, в XVI веке "многочисленные христианские сюжеты копировались индийскими художниками, работавшими с иллюстрированными Библиями, гравюрами и картинами, которые были привезены ко двору Моголов иезуитскими миссионерами и европейскими торговцами". Кроме того, сами фигуры занимают видное место а Коране и исламе: Мария почитается в исламе как единственная женщина, названная в Коране, в то время как Иисус рассматривается как предпоследний пророк и посланник Аллаха.
НЕОКЛАССИЦИЗМ
Эта иконография оставалась популярной на протяжении всего периода неоклассицизма, движения, вдохновленного чувством соразмерности, гармонии, уравновешенностью композиции и фокусом на человеческой фигуре, свойственным искусству периодов античности, ренессанса, классицизма. В то время как художники, такие как Уильям-Адольф Бугро, стремились модернизировать старые сюжеты, включая Мадонну с младенцем, которых он изображал как людей 19 века, в присущих тому времени локациях и нарядах, их современники уже создавали более авангардные интерпретации.
МОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
На рубеже XIX века Мэри Кассат изменила традиционные представления Мадонны с младенцем благодаря картине "Мать и дитя". На первый взгляд, эта очаровательная работа похожа на многие другие портреты матерей с детьми кисти Кассат. Однако, что отличает картину, так это некоторые особенные отсылки. "Обожающий взгляд женщины и милое лицо мальчика и поза контрапоста наводят на мысль об итальянских изображениях Девы Марии с младенцем эпохи Возрождения", - поясняет Музей Метрополитен, - " эта связь обуслпаливается и овальным зеркалом, которое обрамляет голову мальчика, словно нимб".
Следуя по стопам Кассат, современные художники переняли и адаптировали концепцию Мадонны с младенцем. В 1942 году Марк Шагал создал "Мадонну в деревне" - мечтательное изображение Марии и Иисуса, парящих в фантазиях. В 1949 году Сальвадор Дали сломал привычную иконографию с помощью "Мадонны Порт-Льигат". А в 1963 году Аллан Д'Арканджело придал паре поп-арт-изюминку с помощью своей "Мадонны с младенцем", графического портрета Джеки Кеннеди и ее дочери Каролины.
Помимо демонстрации собственных творческих способностей, мастера раскрыли важную истину о Мадонне с младенцем: сюжет, вдохновляющий художников много веков назад, может оставаться актуальным на протяжении столетий.