Найти тему
Русские тайны

На самом медленном поезде России по забытым деревням! Как живут последние жители вдали от мира

Оглавление

На границе России и Европы среди глухих таёжных лесов, там где кончаются дороги и связи уже нет, спрятался настоящий край забытых деревень. Там, на многие километры растягиваются опустевшие церкви и брошенные дома. Некогда богатый край, где добывали торф и заготавливали древесину сейчас стремительно пустеет. Мы решили отправиться в один из самых отдаленных уголков области по забытой железной дороге, чтобы проехать по непроходимым болотам через десятки забытых сёл и деревень, чтобы открыть захватывающий и совершенно нетронутые места, до которых никто не доходил. А главное узнать, как живут жители вдали от цивилизации, где время остановилось навсегда. Добро пожаловать в забытый, но  такой родной мир русской деревни.

Наш путь

Место, куда мы поехали находится на краю России, здесь до границы с Европой, буквально, несколько часов езды. Сегодняшняя наша цель - успеть на поезд, который идет по малоизвестной железной дороге, а вдоль нее находится множество некогда крупных деревень и поселков. Место стремительно вымирает и там, практически в каждом поселении  осталось жить по несколько человек. Какие-то деревни сейчас полностью брошены, а какие то остались полуживые.

После долгой дороги, мы все же добираемся до станции "Земцы". Отсюда отправляется поезд-вагон, ходит он только по средам и воскресеньям. Всего здесь несколько остановок — 8 километр, 10 километр, Откос, Кащенки, Жарковский. Сегодня у меня в планах проехать все станции.

Вообще этот поезд считается самым медленным в России, едет он со скоростью человеческого бега и преодолевает 47 километров за 3,5 часа! Ехать быстрее ему не позволяют сгнившие шпалы.

Поезд-вагон
Поезд-вагон

Заходим в поезд, и видим, что мы совершенно одни. Одни на многие десятки километров. Ради нас двоих пустили целый поезд, а кругом лишь глухая тайга. Именно здесь находится одна из самых больших систем болот в Европе, соседство с которой делает этот край еще более жутким.

Вскоре к нам подходит контролер и пробивает билетик за 24 рубля. Пока мы ехали, у меня было полное ощущение будто поезд рассекает лесную гладь словно ледоколом, из-за того, что ветки абсолютно вплотную задевали наш поезд.

История этой железной дороги

Железная дорога, по которой мы едем, была построена в 1933 году, а конечная станция "Жарковский" не должна была оставаться тупиком. Планировалось построить более 100 километров дороги до Смоленска, но планам помешала Великая Отечественная война. В 1941 году Жарковский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. После его освобождения в 1942 году движение по ветке было восстановлено и использовалось для переброски войск вдоль линии фронта. А в полноценную эксплуатацию участок Земцы Жарковский был введен лишь в 1947 году.

https://vk.com/@warpolitik-zheleznodorozhnyi-transport-v-velikoi-otechestvennoi-voine
https://vk.com/@warpolitik-zheleznodorozhnyi-transport-v-velikoi-otechestvennoi-voine

В деревнях вдоль железной дороги было построено множество лесопунктов по производству и вывозу леса, и параллельно разрасталась инфраструктура. Во всю строились дома культуры, пекарни и детские сады. В основном люди приезжали туда вахтовым методом заработка, но часть из них оставалась и "пускала корни", потому что работы было много. Также в поселках занимались добычей торфа. Край был действительно богатым.

https://pibig.info/145450-bobrovskij-lespromhoz.html
https://pibig.info/145450-bobrovskij-lespromhoz.html

И только в 1980-е годы планы по продлению железной дороги до Смоленска были  реализованы. Уже ближе к 1990-м годам по линии пошли составы с углем для отопления  Смоленской Грэс, причем уголь добывали непосредственно рядом в Тверских шахтах. Но  совсем скоро грянул кризис и начался развал Союза, и достаточно быстро всё посыпалось.  Электростанция отказалась от угля, шахты были ликвидированы, а движение на участке от Смоленска до "Жарковского" было остановлено. Десятки километров железной дороги были разобраны, а остальная часть осталась на вечной консервации.

-9

1 станция - "8 километр"

Наконец наш поезд прибывает на первую остановку "8 километр". Поезд всё это время шел очень медленно, примерно, со скоростью человеческого бега. Главная причина почему поезд еле идет, это то, что шпалы совсем сгнили и никто ремонтировать их не хочет.

Остановка "8 километр"
Остановка "8 километр"

Всё это время меня не покидало чувство будто я нахожусь не за 300 км от Москвы, а намного дальше. Я зашел в первую деревню, где сразу увидел самодельную дрезину. Это самый необходимый вид транспорта, особенно, когда обычный поезд ходит всего лишь 2 раза в неделю. А вокруг была невероятная красота.

-11

Я решил подойти к деревенскому дому и оттуда вышла милая бабуля:

- Здравствуйте, мы на поезде приехали! - говорю я.

- Здравствуйте! А, прокатиться решили. - говорит она.

- Как у вас дела?

- Да по-немного. Я уже старая, сынок, уже давно живу одна!

Местная жительница
Местная жительница

- Это место вымирает? - спрашиваю я.

- Да, теперь уже вымирает. В деревне-то никого не осталось. Давайте вам чайку поставлю. - говорит она.

- А вам сколько лет?

- Мне уже лет дофига! 86 лет, никого у меня не осталось.

- Тут же тяжело, нужно и зиму пережить. - говорю я.

- Ну конечно! Я тут на железной дороге 40 лет отработала.

- А кем работали?

- Да рабочей работала, шпалы мы меняли, рельсы. Моих товарищей уже нет, а я всё тянусь. Вся деревня пустая, а я никуда не хочу. А так на каждой станции, все дома хорошие, а заброшены, все пустые. Никто их не покупает, раньше москвичи ездили — покупали, а теперь никому сюда не надо.
-13

- Говорят, эта железная дорога — дорога жизни? - спрашиваю я.

- Да. Её хотели закрыть, в мае писали, что поезд пустой ходит, и что его просто так гоняют в такую даль. А с нового года опять пустили поезд. - говорит она.

- Почему же это место вымирает?

- Люди старые, молодых мало. Кто пил, кто от чего умер.
Местная жительница
Местная жительница

Деревенское кладбище

Поговорив с местной жительницей, я пошел дальше и увидел деревенское кладбище. Оно было сумасшедших масштабов, и мне сразу стало понятно, где все местные жители. Везде было сотни могил, и некоторые из них уже давно заросли травой.

Рядом стояла полуразрушенная церковь, из стен которой росли уже настоящие деревья. Казалось бы, раньше были живые дома, улицы, а сейчас бесконечным горизонтом идут могилы, сотни штук, и с каждым годом их становится всё больше и больше.

Заброшенные дома

После кладбища я пошел к заброшенным деревенским домам. Я зашел в первый дом и сразу увидел артефакты прошлого. Было видно, что этот дом был брошен уже лет 20.

-17

2 станция - "10 километр"

Следующая станция была "10 километр". Поезд мы выбрали не только по причине атмосферности, но из-за того, что меня предупредили о плохом состоянии дорог, временами их сильно размывает и проехать по ним в деревню становится иногда невозможным.

3 станция - "Откос"

Вот тоже улица, по картам живая, но кругом дома заброшенные. Десятки заброшенных домов и ни одного жителя, мы ходим сплошная разруха и никому это не нужно. 3 или 4 улицы полностью заставлены домами на карте, в реальности 1-2 дома.

4 станция - "Кащенки"

Последней нашей станцией были "Кащенки". Немного пугающее название для деревни, но ударение на слово идет всё же идет на второй слог:) Эта деревня возникла в 1930-х годах и здесь занимались в основном заготовкой леса, поэтому здесь был свой леспромхоз, и всё для комфортного проживания: 2 школы, библиотека, клуб и даже дом творчества.

https://wikimapia.org/9417418/ru/Сухобизярка
https://wikimapia.org/9417418/ru/Сухобизярка

Раньше здесь проживало более 300 человек. Сейчас же из постоянных жителей здесь осталось всего лишь 5 человек. Деревня вымирающая, и людей становится всё меньше и меньше, а заброшенных домов всё больше.

Пока я шел по деревне вокруг стояла жуткая картина, дом за домом всё было брошено. Людей здесь по сути не осталось. Магазин закрыт, медпункт тоже, лишь медсестра приезжает сюда, в лучшем случае, раз в месяц.

Староста полузаброшенной деревни

Я заранее в интернете нашел старосту этой деревни, благодаря которому она продолжает существовать. Он купил дом леспромхозовской конторы, переделал его под дом творчества. Заброшенный дом культуры он тоже взял под своё руководство и занимается его восстановлением. Недавно он закончил университет в свои 89 лет! В общем, человек он очень умный и начитанный и только благодаря ему деревня продолжает жить.

Староста деревни - Виктор Степанович
Староста деревни - Виктор Степанович

- Здравствуйте, я Сергей! - говорю я.

- Здравствуйте, очень приятно, я Виктор Степанович. - улыбается он и продолжает. - Люди здесь заняты хозяйством, чтобы выживать. Магазина нет, школы нет, медпункта — нет, за медициной надо ехать в ЦРБ районный. С транспортом у нас слабо, дорога только сейчас преобразилась. Хотя раньше были 2 школы на 197 учеников. Одну школу потом разрушили, а другая сгорела.

- А сколько население было? - спрашиваю я.

- 200 или 300 человек, у нас клуб был, но его закрыли 5 лет назад, и положено было его списать, но мы его содержим на общественных началах. - говорит он.

- Но вы, наверное, как кость в горле у администрации?

- Они нас просто не замечают. - говорит он.

Затем Виктор Степанович решил показать нам как он содержит дом культуры. - А так в чем секрет вашего долголетия? - спрашиваю я.

- Как сказать, вести правильный образ жизни - его просто не получалось и не получится вести. - говорит он.

- Может быть жизнерадостность и активность?

- Ну этого хоть отбавляй! - смеется он.

Затем мы с Виктором Степановичем открываем собственными ключами дом культуры, который 5 лет официально был заброшен.

- Почему деревни вымирают? - спрашиваю я.

- Деревни обречены, потому что в год теряется огромное их количество. В Пустошку, если вы съездите, то вы увидите, как там огромные могучие дома все разваливаются. А живет там  3-4 человека, деревня заросла вся лесом и превратилась в обычные хутора. - говорит он.

- А как деревни восстановить?

- Деревни восстановить можно, если сюда привезти людей и технику, либо, если она имеет живительные силы, то она будет развиваться. Вот у нас я думаю, что был спад, а теперь идет развитие небольшое, но идет за счет приезжих людей. Любо как ГУЛАГ, помните, да? - смеется он.

Мы еще немного поговорили, а затем Виктор Степанович взял баян и сыграл для нас.

Виктор Степанович
Виктор Степанович

Вывод

Что я хочу сказать в конце, пока поезд будет ходить, жизнь в деревнях будет продолжаться. Возродить заброшенные деревни можно только благодаря таким активным людям, как Виктор Степанович, который в свои 89 лет содержит дом культуры и дом писателей. Только тогда начнется возрождение русской деревни.

-27

Об этом месте я снял ролик, ознакомьтесь, если не смотрели:

Спасибо, что прочитали мой пост, не забудьте поставить лайк и  ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ: