Найти тему

Тод Штрассер «Волна». Как можно незаметно уничтожить десять миллионов человек? Как немцы могли ничего не замечать?

Оглавление

Я считаю, что эти вопросы по-прежнему важны. Подобные вопросы я вижу в комментариях под статьями о книгах, посвященных Холокосту. У меня нет однозначного ответа, может быть его даст эта книга.

Главные герои

Бен Росс.

Учитель истории Бен Росс, талантливый педагог, настолько увлеченный своим предметом, что каждая новая тема его так захватывала, что он погружался в нее целиком: сидел с книгами ночи напролет, забывал купить продукты, поесть, забывал о семье.

Его креативность в подаче учебного материала нравилась ученикам, и они с удовольствием посещали его уроки. Так при изучении политических систем, Росс делил класс на противоборствующие партии, когда разбирали громкие судебные процессы, ученики становились судьями, адвокатами, обвинителями или присяжными заседателями.

Но даже при таком творческом подходе, Бена расстраивало, что ученики никогда не приходили на урок вовремя, иногда игнорировали выполнения домашней работы, аргументируя это тем, что личная жизнь важнее. К выполнению домашней работы относились небрежно, малевали на полях, делали множество ошибок и исправляли их неаккуратно. Ставить кол или оставлять после уроков было бесполезно. Поэтому Бен предупредил учеников, что будет снижать оценки за грязь в тетрадях. Но, в целом Бен считал, что старшая школа стала лучше с тех пор, как он учился сам.

Не всем коллегам Бена Росса нравился такой оригинальный стиль преподавания, многие считали, что энтузиазм Бена со временем иссякнет и вскоре вести уроки он будет «как подобает».

Лори Сондерс - ученица выпускного класса школы «Гордон Хай», главный редактор школьная газета «Листок Гордон Хай»

Эми Смит - одноклассница и подруга Лори Сондерс

Дэвид Коллинз - раннингбек школьной футбольной команды, лидер и бойфренд Лори Сондерс

Кристи Росс - учитель музыки. Жена Бена Росса

Брайан Эммон - квотербек школьной футбольной команды, мог бы учиться лучше, но ему нравилось получать плохие оценки.

Роберт Биллингс, старшеклассник школы «Гордон Хай», вечный неудачник

Урок истории. Тема: Вторая мировая война

Бен Росс показал своим ученикам документальный фильм про концентрационные лагеря, зверства нацистов. Пока крутилась пленка в кинопроекторе, учитель рассказывал о событиях, произошедших в Германии в период 1934 по 1945 год, о том, как Адольф Гитлер пришел к власти, как окончательно был решен еврейский вопрос, как всех еврей Восточной Европы перемещали сначала в гетто, а потом в лагеря смерти. Рассказывал о том, что в концлагерях людей морили голодом, истязали непосильной работой, а тех, кто болел и уже не мог работать, отправляли в газовые камеры, потом их тела сжигали в крематориях.

Когда закончился фильм и включили свет в классе, Бен увидел насколько эмоционально сильно затронул ребят показанный фильм.

Его ученики - обыкновенные дети, выросшие в маленьких пригородах в семьях стабильного среднего класса, оставались еще невероятно наивными и защищенными от жестокости прошедшей войны. Учитель объяснил, что фильм был показан не для того, чтобы шокировать ребят, а для того, чтобы они задумались об ошибках прошлого.

Ученики стали задавать вопросы: все ли немцы были нацистами, почему никто не пытался их остановить?

Как немцы могли ничего не замечать? Как можно незаметно уничтожить десять миллионов человек?

Мистер Росс рассказал, что большинство немцев после войны говорили, что не знали о зверствах нацистов. Германия потерпела поражение в Первой мировой войне, страна была разорена, экономический кризис, чудовищная инфляция, голод, потеря исконных территорий, дефицит работы, недоступность жилья. В сложившейся ситуации немцы поверили в идеи нацистов о консолидации общества, национальном сознании, в великие цели возрождения Германии, расширение территорий и подчинение других стран. Хотя нацистов было меньшинство, но это были высокоорганизованные и вооруженные люди, и многие жители Германии просто боялись их.

Почему все же немцы не пытались остановить нацистов - ответа у учителя не было.

Ученики возмущались, многие считали, что не позволили бы кучке нацистов запугать их так, чтобы они стали притворяться, будто ничего не происходит.

Хотя в классе не было единого мнения, но Бену показалось, что равнодушных к бесчеловечным проявлениям фашизма не осталось. Например, Дэвид Коллинз считал, что стоит забыть ужас Холокоста. Это было и прошло. Всего один раз это случилось, мир извлек урок, такое больше не повторится.

Услышав такое мнение, Бен решил, что не смог доходчиво объяснить ученикам поведение немцев при нацизме.

В научных исследованиях готового ответа он не нашел. Может быть, ему удастся объяснить молчаливое согласие немцев, только воссоздав аналогичную ситуацию в школе, чтобы ученики прочувствовали, какой была жизнь при нацистах. И тогда это будет ответ, который они найдут сами.

Сила в дисциплине

На следующий день ученики, войдя в класс, увидели, что мистер Росс огромными буквами на доске написал:

СИЛА В ДИСЦИПЛИНЕ

Когда все расселись по своим местам, учитель объявил, что темой этого урока будет «дисциплина ═ сила и успех». Ребятам была не интересна лекция об унылой дисциплине и они неодобрительно загорланили. Бен, зная, что в классе есть футболисты, обратился к ним, задав вопрос, знают ли они, что для победы в матче прежде всего нужна дисциплина.

Футболисты загоготали. Они, конечно же, знают про это, поэтому уже два года ни разу не выигрывали.

Тогда Бен обратился к ученице, занимающейся балетом. Девочка знает, что нужно постоянно, на протяжении длительного периода упражняться, чтобы добиться успеха. Ученица согласно кивнула.

Увидев заинтересованность у некоторых ребят, мистер Росс продолжил рассказывать что для того, чтобы стать мастером в любом виде искусства, будь то балет, литература, музыка, нужны годы тяжелого труда и дисциплина. Работа, дисциплина и контроль - это составляющие любого успеха.

Бен, предложил ученикам проверить, как дисциплина помогает добиться власти. Не теряя времени, он вызвал Эми Смит к доске, усадив ее на учительский стул, попросил девочку выпрямить спину и поставить руки на талию. Ребята с интересом наблюдали за происходящим, некоторые повторяли движения за Эми, чувствуя, что правильная осанка позволяет им легче дышать.

Роберт Биллингс, вечный неудачник и объект насмешек, старательно выпрямил спину, поставил ноги параллельно друг другу, согнул колени под углом девяносто градусов. Учитель, заметив это, привел Роберта в пример всему классу. Все больше учеников старались принять правильную позу, копируя Биллингса.

Следующим шагом мистер Росс велел ученикам встать и пройтись по классу, и когда он даст команду все должны сесть на свои места, не забывая про правильную осанку. После того как ученики отработали это упражнение, Бен усложнил их задачу.

Ребята должны были выйти из класса в коридор и по команде учителя вернуться в класс, занять свои места, контролируя осанку.

Мистер Росс отдавал четкие приказы, засекал время и постоянно напоминал ученикам, что это эксперимент с движением и осанкой. Учитель в этот момент был похож на сержанта, а ребята на солдат с армейской выправкой.

С третьей попытки ребята, не сталкиваясь друг с другом, колонной, молча вошли в класс, заняли свои места, сохраняя выправку и это заняло всего шестнадцать секунд. Когда Бен объявил результаты, ученики радостно загудели, но уже через пару секунд в классе была полная тишина.

Три правила

Бен Росс ввел три правила, которые ученики должны неукоснительно соблюдать.

Первое. Каждый ученик должен всегда иметь при себе карандаш и бумагу.

Второе. Прежде чем ответить учителю или задать вопрос, встать рядом со своим стулом.

Третье. Общение с учителем всегда должно начинаться с фразы «Мистер Росс».

У ребят не сразу получалась быстро и четко отвечать учителю по заданной им форме, Но вскоре Бен Росс так выдрессировал учеников, что даже если они не знали ответа на вопрос, все равно вскакивали со стула, вытягивались в струну и четко рапортовали:

«Мистер Росс, я не знаю ответа»

Ребята так были увлечены этой игрой, что, когда звенел звонок, никто не покидал класс. Энергия, полученная на уроке истории так захватила учеников, что им стало казаться, что теперь все иначе: класс стал единым целым. Ощущение такого единства многим понравилось.

Дэвид Коллинз стал задумываться, что если энергию единства внедрить в футбольную команду. Может у них не получается выигрывать, потому что они не мотивированы и неорганизованны?

Вечером дома Бен рассказал Кристине, что игра настолько захватила учеников, что, когда раздался звонок, они не двинулись с места. Словно они всегда хотели, чтобы их дисциплинировали, хотели сидеть смирно, вскакивать перед учителем и чеканить ответы. Теперь ученики хотят еще большего.

Единственное, что не сказал Бен жене, так это то, что борьба за идеальную дисциплину захватила и его тоже.

Сила в единстве

На следующий день Бен опоздал на урок, забыл в машине конспекты. Подбегая к классу, он был готов застать полный хаос, но его насторожила тишина. Открыв дверь, он увидел учеников, застывших возле парт, как по команде «смирно».

Сосредоточенные лица ребят как бы спрашивали: что будет дальше? Продолжит ли мистер Росс свой эксперимент?

Бен и сам себе задавал этот вопрос: стоит ли продолжать столь инновационный проект?

Чего гадать - надо действовать, решил Бен. И написал на доске заглавными буквами:

СИЛА В ЕДИНСТВЕ

- Когда люди достигают вместе общей цели, появляется чувство, что каждый человек часть чего-то значительного, - объяснил мистер Росс.

Теперь класс стал не просто группой учащихся, а единым движением, командой, силой. К лозунгу «Сила в дисциплине» учитель добавил лозунг «Сила в единстве».

Ученики, встав из-за парт, хором скандировали:

- Сила в дисциплине, сила в единстве.

Бен Росс приказывал повторять девизы все громче и четче раз за разом.

Не все ребята сразу подхватили эту волну, некоторые испытывая явную неловкость, остались сидеть на своих местах. Лори Сондерс последней из класса подчинилась приказу учителя.

Движение «Волна»

Мистер Росс нарисовал на доске круг, внутри него волнистую линию и объявил классу, что теперь у движения есть эмблема «Волна», которая символизирует перемены, движение, силу и направление.

Всякий раз, как участник «Волны» встретить другого участника движения, они должны будут в знак приветствия отдать салют, поднять и изогнуть в форме волны правую руку, ударить по левому плечу, потом выбросить руку вперед.

Класс повторял движение пока все его не выучили. И снова ребят охватила эйфория. Стоя возле парт по стойке смирно, они салютовали и скандировали:

- Сила в дисциплине, сила в единстве!

Бен, глядя на учеников, подумал, что они очень похожи на солдат.

То, что нравится всем, не всегда хорошо

Лори Сондерс вечером за ужином решила рассказать родителям о «Волне». О той положительной энергии, которая захватила класс. И эта энергия поднимает всех со своих мест и заставляет салютовать и выкрикивать девизы.

Миссис Сондерс очень удивилась тому, что ее дочери нравится такая военщина. Задача учеников изучать историю, а не становится частью какого-либо коллектива. Если вспомнить историю Америки, то ее величие именно в людях, которые никогда не боялись действовать независимо и самостоятельно. Лори они всегда растили как самостоятельную личность и то, что нравится всем, не всегда хорошо.

Лори расстроило непонимание матери, но на ее защиту встал отец. Мистер Сондерс считал, что учитель истории прекрасно знает, что делает, а вот его жена как обычно раздувает из мухи слона.

Мидж Сондерс задала очень важный вопрос: можно ли позволять учителю манипулировать ребятами таким образом? Разве это не опасно?

Отец и дочь просто решили сменить тему.

Бен и Кристи Росс

Молодые учителя работали на полную ставку, поэтому все домашние дела они делили пополам. После школы Бен должен был приготовить ужин, пока Кристи находилась в автомастерской. Но, его так беспокоил эксперимент, что мужчина решил не готовить, а просто купить готовую еду.

Кристи, вернувшись домой, на обеденном столе вместо ужина увидела гору книг. Такое было не впервые, когда муж чем-то сильно увлекался, то забывал про все.

В шутку назвав Бена «Франкенштейном», спросила у него как продвигается его эксперимент, не восстали ли его монстры против него самого.

Бен с горячностью стал доказывать Кристи, что наоборот, монстры превращаются в людей, они стали читать всё, что им задают, некоторые изучают темы заранее. Ученикам стало нравиться быть готовыми к уроку.

Кристи предположила, может быть, ученики боятся оказаться неготовыми к уроку. Она понимала, что это те же самые ребята, которым она преподает музыку, и никакого особого рвения к учебе она у них не заметила. Ее беспокоило то, что муж об этом классе говорил так, будто они стали лучшими, исключительными, выдающиеся учениками.

Кристи задала прямой вопрос: как далеко готов зайти Бен в своем эксперименте? Не боится ли он стать подопытной свинкой в собственном эксперименте?

Но Бен легкомысленно воспринял слова жены, ответив, что ему было бы очень интересно посмотреть, что из этого получится, и, как ни странно, его такой опыт тоже затягивает.

Сила в действии

Войдя в класс, ребята увидели на стене большой плакат с эмблематической волной. Мистер Росс непривычно одетый в костюм, белую рубашку и галстук, раскладывал по партам желтые карточки. Лори рассмотрев свою, поняла, что это членский билет «Волны» и ее это озадачило. Она заметила, что не все в классе обрадовались получению желтого билета. Лори спросила у мистера Росса: зачем вообще все это нужно. Класс замер.

Бен готов был к такому вопросу и ответил, что это пример того, как движение может само себя контролировать. Учитель попросил перевернуть членские билеты и те, кто увидят красный крестик назначены старостами. Староста обязан докладывать мистеру Россу о всех членах движения, которые игнорируют правила «Волны». Больше вопросов у Лори Сондерс не было.

Мистер Росс написал на доске:

СИЛА В ДЕЙСТВИИ

Дисциплина и единство сами по себе ничего не значат без действия. Время действия. Теперь члены «Волны» должны начать поступать исходя из своих убеждений, ничего не боясь. Движение будет работать как слаженный механизм. Необходимо работать сообща, поддерживать друг друга, а главное подчиняться правилам «Волны». Самоотверженный труд и преданность товарищам помогут членам «Волны» достигнуть успеха.

Лори казалось отвратительным такое подчинение мистеру Россу, она, в очередной раз, вспомнила слова матери о том, что недопустима манипуляция учителем учениками.

Бен Росс продолжал. Он решил положить конец соперничеству внутри движения, разъяснив ребятам, что они должны работать сообща на достижение единой цели. И первое действие, которое они совершат, будет привлечение новых членов. Кандидат в «Волну» должен знать правила движения, дать клятву и неукоснительно соблюдать их.

Учитель собирался закончить тему «Волны» и вернуться к проверке домашнего задания. Но один из учеников с горящими глазами вскочил с места и начал говорить, что он впервые в жизни участвует в таком великом деле. Его тут же поддержали и другие. Стали говорить, что у них такие же ощущения, им кажется, что они заново рождаются, что они гордятся своим членством в «Волне».

Бен Росс почувствовал стремление учеников идти за ним. Он приказал отдать салют. Ребята вскочили со своих мест, отдали салют и кричали лозунг:

Сила в дисциплине, сила в единстве, сила действии!

Бен, смотря в этот момент на класс, понял, что «Волна» больше не отвлеченная игра, а настоящий живой механизм. Ученики смогут дальше действовать и без него. Но он как лидер контролирует ситуацию. Эксперимент становился всё интересней.

Тоталитаризм в отдельном взятом классе

Лори решила спросить у ребят: только ей кажется странным то, что происходит на уроках мистера Росса?

Эми не считала организованное движение странным, необычным – да, но не странным. Брэд радовался тому, что отпала необходимость быть популярным, теперь все равны, он - часть целого движения.

Лори настаивала. Не может всем нравится движение. Ей не нравится.

Брайан достал свою членскую карточку, перевернул ее, указал на красный крестик и напомнил Лори, что он как староста, должен незамедлительно сообщать о тех, кто нарушает правила.

Сондерс была в шоке. Не может же Брайан донести на нее. Тут вмешался Дэвид, он с улыбкой сказал, что Лори никаких правил не нарушает.

Неожиданно голос подал Роберт, он так редко говорил, что многие слышали его голос в первый раз. Роберт считал, что Лори нарушает правила, потому что она не согласна с самой идеей «Волны». Каждый участник должен полностью поддерживать общность идеи, тогда они будут единым целым и мнение должно быть одно.

Роберт впервые вступил в общий разговор, и Лори не стала с ним спорить, боясь, что Биллингс снова замкнется, если не сможет доказать свою точку зрения.

Бен Росс сам не осознавал полностью, как относится к своему эксперименту. «Волна» вышла за пределы одного класса и переросла в увлечение всей школы. Привлечь новых членов было проще, чем он планировал.

На уроке ученики стали успевать сделать больше, несмотря на то, что постоянно прерывались на салюты и лозунги. Ребята лучше готовились к урокам, выполняли домашние задания. Но думать стали меньше, громко выкрикивая ответы, они не анализировали их и вопросов больше не задавали. Система коротких вопросов и ответов работала безотказно.

Пытаясь понять, что привлекает учеников в «Волне», задавал им эти вопросы.

Кому-то нравилась новизна эксперимента. Кому-то - демократичность движения. Кто-то был доволен установленной строгой дисциплиной, последнее время в школе именно ее и не хватало.

Редколлегия «Листка Гордон Хай»

Газета должна выйти через неделю, а материала нет. Алекс Купер предлагает Лори написать статью про «Волну», эта тема интересует всю школу. Смутное чувство неприязни, растущее глубоко внутри, подсказывало девушке вести себя с членами движения как можно осторожнее. Писать Лори не хотела. Сказав ребятам, что мало кто владеет всей информацией о «Волне», чтобы написать репортаж. Карл возразил: «Волна» существует и нужно объяснить всем, что это такое. Лори согласилась набросать черновики, а ребята из редакции должны будут разузнать в школе, кто что думает о «Волне».

«Волна» это просто временное увлечение?

Миссис Сондерс снова вернулась к теме «Волны», хотя Лори старательно избегала говорить с родителями на эту тему. Мидж рассказала дочери, что встретила в супермаркете маму Роберта Биллингса и та рассказала, что сын стал совершенно другим человеком. Раньше она волновалась из-за проблем Роберта с коммуникацией, а теперь Илэйн в полном восторге.

Вот только миссис Сондерс не верит, чтобы человек взял вот так и поменялся. Все это похоже на какую-то секту. Перед тем как попасть туда, человек недоволен собой своей жизнью, а попав в секту, у человека появляется надежда все изменить, переродиться, начать жизнь с чистого листа. Скорей всего именно такая перемена и произошла с Робертом. Только вот эта перемена не настоящая, пока он внутри движения, будет все в порядке. Но как только он лишится «Волны», что с ним будет? Мир большой и многогранный, он ничего не знает о «Волне» или она ему безразлична. Что будет с Робертом? Он не мог взаимодействовать с людьми до «Волны», не сможет и после. Объявлено большое собрание «Волны», на нем еще двум сотням учеников промоют мозг.

Лори тревожило, что столько ее одноклассников так легко поверили в это движение.

-2

Mein Führer, ну или Дucе Ben Ross

Бена Росса вызвал к себе директор школы «Гордон Хай» мистер Оуэнс. Пока историк шел по коридору в директорский кабинет, десять учеников отсалютовали ему. Бен, не останавливаясь, салютовал в ответ. Его мысли были заняты предстоящей беседой с Оуэнсом. Наверняка директор потребует прекратить эксперименты. От этой мысли ему становилось легче. «Волна» достигла таких размеров, о которых он и не думал. Жалко только таких изгоев как Роберт Биллингс, сейчас они равноправные члены общества, но после того, как эксперимент закроют, все вернется на прежние места, с ними снова никто не будет общаться.

Ощущение предательства ребят, которые приняли участие в эксперименте, не покидало учителя. Он не сможет привести их к финалу.

Бен Росс словно очнулся. Ему самому показались странными мысли о том, что он «куда-то ведет» учеников. Главной целью эксперимента была попытка дать почувствовать ученикам, каково было жить немцам в нацисткой Германии.

Мистер Оуэнс был настроен благодушно, похвалил костюм тройку Бена, а потом попросил рассказать о движении «»Волна», которое всю школу переполошило. Росс кратко рассказал в чем суть эксперимента.

Директор, помолчав немного, ответил Бену, что его беспокоит непредсказуемость последствий этого движения. Да, учитель не нарушил правил школы, но должны быть рамки образовательного процесса. В эксперимент вовлечены дети, у которых еще не развита способность к самостоятельному суждению и они могут зайти слишком далеко.

Бен Росс, с горячностью, заявил директору, что эксперимент зайдет настолько далеко, насколько он ему позволит. Являясь лидером движения «Волна» он полностью контролирует.

Анонимка

Кто-то подсунул под дверь кабинета редакции «Листка» конверт. Лори Сондерс обнаружила в нем письмо одиннадцатиклассника, без подписи, без упоминания каких-либо имен.

Юноша написал, что когда они с друзьями услышали про движение «Волна», то им стало интересно и они посетили урок мистера Росса. Впечатления были неоднозначные: автор письма посчитал это дурацкой игрой, двоим друзьям идеи «Волны» показались увлекательными, еще двое не определились.

Когда ребята стали уходить, их остановил двенадцатиклассник и предложил вступить в «Волну». Двое согласились сразу, двое сказали, что подумают, автор письма отказался сразу. Старшеклассник взорвался, он пообещал, что в ближайшее время члены «Волны» перестанут общаться с теми, кто в нее не ступил. Автор ответил, что его друзья будут с ним общаться независимо от того, принадлежит ли он к какому-либо движению. Сомневающиеся друзья после такого натиска старшеклассника отказались вступать в «Волну». Ребята ушли.

На следующий день автор письма узнал, что три его друга стали членами движения после того, как с ними побеседовали. Ему же пригрозили, что если сейчас он не станет членом «Волны», то скоро будет слишком поздно.

В конце письма юноша задал вопрос:

- Слишком поздно для чего?

Ученик не подписался, значит, он испугался угрозы старшеклассника. После прочтения письма Лори стало ясно, что стоит написать в статье о «Волне». Принцип движения: если ты молчишь и согласен со всем – тогда ты в безопасности. Если нет … «Волна» внушает страх.

Вечером в комнату к Лори зашел отец. Это бывало нечасто, девочка больше была близка с матерью. Вид у мистера Сондерса был озабоченный. Он рассказал Лори, что вечером после уроков избили мальчика за то, что он то ли отказался участвовать в собрании, то ли негативно отозвался о «Волне». Мистер Сондерс точно не знает, так как слышал эту историю из вторых рук.

Семья мальчика только переехала, и в школе он новичок. Может поэтому он подвергся нападению членов движения, а может быть, потому что он еврей?

Лори так была удивлена рассказанным отцом. Она не могла поверить, что мальчика избили за то, что он еврей. Ведь «Волна» задумывалась как эксперимент, чтобы показать ученикам почему в Германии был возможен нацизм. Идеи сделать из них гитлерюгенд не было!

Мистер Сондерс ответил дочери, что, похоже, всё вышло из-под контроля учителя. Некоторые родители уже собираются пойти к директору школы, чтобы поговорить о безопасности эксперимента.

Пятница. Собрание «Волны»

В школьном коридоре вывесили огромный плакат с эмблемой «Волны». Двое учеников раздавали брошюры, приглашали на собрание и попеременно выкрикивали лозунги «Волны».

Бен чувствовал, что это уже перебор. Неуемная энергия членов движения заполонила всю школу, и ему это уже не нравилось. Да и рука уже начинала отваливаться от постоянных салютов. К тому же ощущение, что за ним кто-то следит, не покидало его. Мужчина резко обернулся и увидел в паре метров от себя улыбающегося Роберта Биллингса. Росс двинулся дальше, юноша следовал за ним. Остановившись, учитель спросил: что происходит? Роберт, продолжая улыбаться, ответил, что теперь он телохранитель мистера Росса. Нельзя допустить, чтобы с лидером движения что-то случилось.

Бен удивленно спросил, что с ним может случиться? Роберт, не слыша вопроса, продолжал настаивать на своем. Говорил, что он справится, что впервые в жизни он часть чего-то важного и над ним никто не смеется.

Бен задумался. Не слишком ли все далеко зашло. Ему отвели роль лидера, а хотел ли он этого? Недавно он услышал, как ребята обсуждают его «приказы», а ведь их не было. Это только воображение учеников. «Волна» начала жить собственной жизнью и управлять не только ребятами, но и учителем.

Мистер Росс, считая, что для правдоподобности образа лидера, ему действительно нужен телохранитель и он позволил Биллингсу охранять его.

Суббота. Футбольный матч

За три года, которые Лори и Дэвид встречались, девушка не пропустила ни одного субботнего футбольного матча. Всегда приходила поболеть за Дэвида. Эми ее сопровождала. Пока у Смит не было постоянного парня, она, в основном, встречалась с футболистами.

В эту субботу Лори пришла пораньше. Накануне Дэвид не пришел, как обещал, к ней в гости. Не перезвонил, не извинился, не объяснил причину. Промучившись ночь без сна, Лори решила поговорить об этом с Эми, может быть ей что-то известно. Не мог же Дэвид порвать с Лори из-за такой ерунды, как «Волна». Да и Эми нужно рассказать историю про избитого мальчика, подруга тоже слишком увлеклась движением.

Эми Смит Лори увидела на самых верхних рядах трибуны. Только девушка собралась подняться наверх, как путь ей преградил Брэд и потребовал отдать салют. Лори спросила у юноши: неужели он не пустит ее если она не отдаст салют? И что, все люди, которые уже сидят на трибунах, прежде чем пройти отдали салют? Брэд утвердительно покачал головой.

Лори не хотела салютовать. Брэд тихо попросил ее это сделать. Но девушка была непреклонна. Она спросила Брэда: неужели он не понимает, что это все абсурд, нелепица какая-то. Юноша смутился, осмотревшись вокруг, он велел Лори быстро проходить, пока никто не видит. Лори расхотелось идти на матч. Она задала прямой вопрос Брэду: он боится того, что с ним могут сделать члены «Волны», если он не будет с ними заодно.

Парень рассердился. Ответил, что он никого не боится, а вот Лори надо быть осторожнее. Многие заметили, что ее не было на собрании «Волны» и многим это не понравилось.

Потрясенная Сондерс молча развернулась и ушла домой.

Воскресенье. Редколлегия «Листок Гордон Хай»

В гостиной Сондерсов экстренно собрались несколько корреспондентов «Листка». Некоторые предпочли игнорировать редколлегию, дабы не навлекать на себя неприятности. Ребята готовили спецвыпуск газеты, посвященный «Волне», в который вошли анонимное письмо и статья об избитом десятикласснике. Родители парня сообщили корреспонденту, что хулиганы, напавшие на их сына называли его «жидом пархатым». В школу десятиклассник ходить не будет до тех пор, пока администрация не примет меры безопасности. Некоторые учителя и родители дали комментарии сложившейся обстановке в школе, они были обеспокоены последствиями эксперимента проводимого историком.

Сондерс, как главный редактор «Листка Гордон Хай», написала большую развернутую статью с обвинительным уклоном. Лори назвала «Волну» опасным, бездумным экспериментом, который подавляет свободу слова и мысли, противоречит демократическим принципам Америки, и если его не остановить, последствия будут катастрофическими.

Прежде чем, школьники увидят спецвыпуск «Листка», Лори решила показать свою статью Эми, чтобы она прочитав ее, осознала, что такое «Волна» на самом деле и успела выйти из нее, пока не начались неприятности. Реакция Смит на статью Лори была для нее неожиданной.

Эми высказала подруге, что та необъективна. В «Волне» все равны и Лори это не нравится, потому что теперь Сондерс больше не королева школы. Эми уже надоело догонять Лори: теперь ей больше не нужно получать такие же оценки, как у подруги, не обязательно встречаться с футболистом, как Сондерс. Впервые, с тех пор как они познакомились, Эми не надо бежать наперегонки с Лори. К ней и так все хорошо относятся. Лори поссорилась с Дэвидом, поэтому и ополчилась на «Волну».

Понедельник. Школа Гордон Хай

Тираж «Листка» разошелся в первый же час. Школа гудела, словно улей. Как только ученики прочли истории ребят, подвергшихся нападению членов «Волны», тут же стали появляться сообщения и о других инцидентах с участием членов движения.

Учителя и школьники приходили в редакцию поблагодарить за то, что ребята показали «темную сторону» движения.

Юные журналисты прекрасно понимали, что одним спецвыпуском «Листка» не остановить такую мощную «Волну», но они надеялись, что нанесли серьезный удар по репутации членов движения и теперь они побоятся угрожать тем, кто не хочет вступать в «Волну» или выступает против неё.

Бен Росс читал газету в учительской и никак не мог понять, что пошло не так. Как эксперимент превратил его из учителя истории в диктатора? Виноват ли он в нападении на этого мальчика? Как он мог допустить такие побочные эффекты эксперимента?

Члены «Волны», прочитав статью Лори Сондерс, восприняли ее как угрозу всему движению.

Роберт Биллингс угрюмо сказал, что Сондерс надо остановить, иначе она разрушит «Волну». К директору школы после выхода «Листка», толпой идут родители и учителя жаловаться на членов движения.

Дэвиду Коллинзу не понравился настрой Роберта, он не считал, что нужно давить на каждого кто не с ними. «Волна» будет работать и другие сами убедятся, что нет никакой угрозы, а есть сплоченность и дисциплина.

Другие считали, что Роберт прав. Если не остановить Лори, то у движения нет будущего. Решили дождаться Сондерс после школы и поговорить с ней.

Бен и Кристи

Кристи заметила, что Бен исчез из школы в середине дня. Придя домой, она увидела мужа, погруженного в книгу о гитлерюгенде. Пришло время серьезного разговора.

Кристи попыталась донести до Бена, что из-за его эксперимента в школе творится хаос. Росс был уверен, что коллеги просто не понимают того, что он пытается осуществить. Ему обидно, что и жена его не поддерживает. Все решили, что он сошел с ума от ощущения власти, что эксперимент – это способ удовлетворить его самолюбие. Но это не так. Если сейчас остановить эксперимент, то ребята ничего не поймут, только сильнее запутаются. Все зашло слишком далеко. Нельзя вот так просто всё прекратить. Нужно дожать ситуацию. И, может быть, «волна» станет самым жизненно важным уроком для ребят.

Кристи была в бешенстве. Пора было остановить эксперимент пока кто-то из членов «Волны» не совершил что-то фатальное. Директор школы весь день искал Бена, не найдя, он через нее передал требование утром явится к нему в кабинет.

-3

Остановить! Он должен ее остановить!

Корреспонденты «Листка Гордон Хай» долго не расходились по домам, праздновали маленькую победу. Когда уже совсем стемнело, Лори Сондерс осталась в школе одна. Её коллеги очень любили праздновать, но вот убираться всегда оставалась она.

Закончив уборку, Лори выключила свет, закрыла редакцию и почувствовала тревогу, оставшись одна в темном коридоре. Ей нужно было дойти до своего шкафчика, чтобы положить книгу. Пустой коридор пугал ее звуками, на которые она раньше не обращал внимания: гудение тока в системе сигнализации, журчание в лаборатории и необычно громкие ее собственные шаги. Дойдя до шкафчиков, Лори замерла. На ее дверце красными чернилами было написано: «Враг». За спиной послышались чьи-то осторожные шаги. Лори охватила паника и она бросилась бежать. Вырвавшись на улицу, девушка побежала прочь, прижимая книги к груди. Лори бежала до тех пор пока не перехватило дыхание.

В это время Брайан и Дэвид сидели в машине, поджидая, когда Сондерс пойдет домой. Эммон первым увидел торопливо идущую девушку. Дэвид попросил его остаться в машине, предпочитая поговорить с Лори наедине.

Коллинз догнал Лори, девушка остановилась и посмотрела, не идет ли кто за ним. Дэвид попросил Сондерс прекратить нападать на «Волну». Движение хочет, чтобы Лори была с ними, а не против них. Сондерс категорично ответила отказом, сказав, что это уже не игра, есть пострадавшие.

Дэвид же был уверен, что «Волна» стала для кого-то прикрытием, чтобы избить парня. От движения столько пользы и нельзя допустить, чтобы по вине одного человека разрушилось то, что стало так дорого многим.

Лори настаивала на своем, заявляя, что говорить и писать она будет то, что считает нужным и никакой «Волне» ее не остановить.

- Ненавижу «Волну»! Ненавижу тебя! – кричала Лори в лицо Дэвиду.

Эти слова хлестнули его, как пощечины. А в голове только: остановить! Он должен ее остановить! Дэвид, заорав: « Заткнись!» яростно схватил девушку за руки и бросил на траву. Лори упала, книги разлетелись по земле.

Дэвид испуганно опустился на колени рядом с Лори. Осознание того, что он сделал, накрыло черным туманом. Бормоча: «прости меня, прости», он обнял девушку.

Коллинз как будто выходил из гипноза. Только что он обидел самого дорогого ему человека. А перед этим он ей доказывал, что из-за «Волны» не могут пострадать люди. Неважно, что заставило его так поступить, его действиям нет оправдания.

Кристи в ультимативной форме потребовала прекратить эксперимент, объяснив мужу, что если он сам этого не сделает, то это сделает Оуэнс, и тогда пострадает его профессиональная репутация Бена.

Росс сам понимал, что «Волну» пора завершить, на нее ополчились и учителя, и родители. Но как? Столько сил вложено! Просто прекратить – это как закрыть книгу на середине, так и не узнав финала. Это несправедливо по отношению к детям, они сами должны прийти к этому.

Бен задумался о том, как «Волна» повлияла на него. Это ощущение власти, когда все выполняют твои приказы, когда школа вся увешена символикой «Волны», у него даже телохранитель появился! Раньше он только читал насколько власть притягательно. Урок из этого эксперимента должны извлечь не только ученики, но и он.

Размышления мистера Росса прервал звонок в дверь. Учитель был крайне удивлен, увидев на пороге Дэвида Коллинза и Лори Сондерс. Ребята сказали, что им очень важно поговорить с ним. Бен пригласил их в дом.

Дэвид сразу сказал, что эксперимент слишком далеко зашел. Лори поддержала друга, объяснив, что ребята в школе напуганы, они боятся того, что с ними могут сделать, если они не вступят в движение или выскажутся о нем негативно.

Бен подумал, что страх, о котором рассказали Дэвид и Лори подтверждает успех эксперимента. Целью «Волны» было показать ученикам, какой жизнь была в Германии при нацистах. Принуждение к сотрудничеству, подкрепляемое страхом, вот что испытали школьники. Это должно было показать им, как сложно противостоять системе. Некоторые ученики осуждали на уроках истории евреев, которые не верили в реальность угрозы нацизма. До последнего не покидали свои дома, не пытались бежать из гетто, не верили в существование концентрационных лагерей и газовых камер.

Никто бы не поверил до этого эксперимента, что обыкновенные старшеклассники, среднестатистической американской школы объединятся в фашистское движение «Волна». Из-за слабости люди не хотят видеть темную сторону человеческой природы?

Лори решительно потребовала прекратить эксперимент. Мистер Росс пообещал сделать это, но в свои планы посвящать не стал. Если Коллинз и Сондерс расскажут о его планах своим друзьям, то это всех собьет с толку. Чего доброго, некоторые попытаются сохранить «Волну» и начнут бороться с учителем. Бен попросил ребят никому не говорить об их визите к нему, и в школе вести себя как обычно. На том и попрощались.

-4

На следующий день в кабинете директора Бен Росс пытался доказать, что эксперимент нужно завершить, а не прекратить. На данный момент двести учеников не понимают, что они стали частью эксперимента и убеждены, что «Волна» это то, что им просто необходимо. Эти ребята не извлекли урок и им его надо преподать. До конца дня Бен это сделает так, что они не забудут этого до конца своих дней.

Хотя директор Оуэнс и считал, что история с «Волной» основательно испортила репутацию школы «Гордон Хай», все же разрешил мистеру Россу завершить эксперимент. Но если это не сработает, то Бен должен будет уволиться.

На уроке истории Бен объявил, что в пять часов вечера состоится собрание только для участников движения «Волна». Повестка дня: создание Национального молодежного движения «Волна».

«Волна» - это не просто школьный эксперимент. С недавнего времени учителя по всей стране набирали молодежь в особые бригады, которые должны будут показать всем американцам, как сделать общество лучше. Нелегкое десятилетие ослабило экономику страны. Инфляция, безработица преступность достигли высшего предела. Лидеры «Волны» считают, что если движение не остановит моральное и материальное падение нации, то Америка обречена.

Члены «Волны» должны доказать, что с помощью дисциплины, единства и действия они могут развернуть ход истории. В школе «Гордон Хай» они добились этого всего за несколько дней. Молодежные бригады «Волны» будут созданы по всей стране: в больницах, университетах и школах, фабриках и заводах.

Во время закрытого собрания «Волны» на телевидении выступит основатель и национальный лидер движения с объявлением о создании государственного молодежного движения «волна».

Лори и Дэвид были в шоке, они надеялись услышать совершенно другое. Лори попыталась докричаться до ребят: нежели они не видят, что делает учитель? Они совсем разучились мыслить самостоятельно?

Бен понимая, что он близок к провалу, щелкнул пальцами и приказал Роберту Биллингсу следить за дисциплиной в классе, пока он отведет Коллинза и Сондерс к директору. Когда они шли по коридору, вслед им доносилось:

- Сила в дисциплине! Сила в единстве! Сила в действии!

Лори и Дэвид провели остаток урока под дверью директорского кабинета.

Коллинз никак не мог понять, как он повелся на всё это? Наверное, потому что был идиотом.

Лори мягко успокоила его, объяснив, что это не идиотизм, а идеализм. В «Волне» было и хорошее, не все так ужасно, иначе бы столько школьников не стремилось бы в нее вступить. К сожалению, они не понимают, что гарантируя всем равенство, «Волна» отнимает право на независимость.

В тот день, когда мистер Росс показал фильм про концлагеря, Дэвид сказал, что такое больше не повторится. Не повторилось?

Конец «Волны»

У входа в зал двое старшеклассников проверяли членские билеты. Роберт в пиджаке и при галстуке обменялся салютом с Брайаном и доложил мистеру Россу, что все собрались и охрана на месте. Все двери заперты. Бен Росс вышел на сцену. Зал приветственно встал, все салютовали и скандировали лозунг «Волны»:

- Сила в дисциплине! Сила в единстве! Сила в действии!

Бен стоял молча, затем он вытянул вперед руку, призывая к тишине. В один миг в зале наступила гробовая тишина.

Мистер Росс приказал включить телевизор, сказав, что сейчас перед ними выступит национальный лидер.

Экран засветился голубым, но изображения не появилось. Ребята с напряжением смотрели на экран. Напряжение нарастало, по залу пролетел нервный гул.

Бен смотрел на ребят со сцены и думал: неужели люди от природы склонны искать того, кто будет принимать за них решения? Отдавать право решать за них одному человеку, признавать в нем лидера? Пусть хотя бы тогда не боятся задавать вопросы и не верить всему слепо. Какова же ответственность такого человека?

Один мальчик, так и не увидев никого, прокричал, что нет никакого лидера. Учитель возразил, сказав, что лидер есть, вот он на экране.

В этот момент во весь экран появилось изображение Адольфа Гитлера.

- Вот он ваш лидер! Нет никого национального, есть только этот. Ваш вождь! Ваш фюрер! Посмотрите, во что вы превратились! Как далеко вы готовы были зайти? Что ждало вас в будущем? Из вас получились бы отличные нацисты, вы бы надели форму, выучили лозунги и салюты и пошли бы преследовать, уничтожать своих соседей и друзей.

Следующим кадром на экране появились совсем юные, моложе старшеклассников, солдаты рейха, сражавшиеся во вторую мировою войну за идеалы Гитлера.

Мистер Росс заговорил тише:

- Члены «Волны» считали себя особенными, лучше всех. Отдали свою свободу за равенство. Равенство работало против тех, кто не вступил в движение. Для вас мнение коллектива стало важнее, чем собственное. Угрожали тем, кто шел своим путем.

Фашизм – это не то, что когда-то устроили какие-то люди. Фашизм в каждом из вас. Так почему же немцы ничего не предпринимали, когда гибли миллионы?

Как они могли утверждать, что они не причём?

Что заставляет людей отрицать собственную историю?

Через какое-то время и ученики школы «Гордон Хай» будут отрицать то, что с ними произошло из-за «Волны». Но этот урок они запомнят до конца своих дней, и всегда будут отвечать за свои поступки, будут спрашивать себя, правильно ли они поступают, и никогда не будут слепо доверять лидеру.

Ребята молча покидали зал. Кто-то избегал смотреть в глаза рядом идущему. Кто-то рвал плакаты и выкидывал членский билет.

От недавней военной выправки не осталось и следа.

-5

Эта книга основана на реальных событиях, произошедших в апреле 1967 года в школе Кабберли в Пало-Альто. Учитель истории Рон Джонсон, в романе Бен Росс, провел пятидневный эксперимент, каждый день которого проходил под новым лозунгом, взятым из жизни гитлеровской Германии.

История эксперимента меняла жанры – эссе, фильм и более беллетризованная книга Тода Штрассера «Волна». Но главный вопрос всегда оставался тем же:

Как могли жители целой страны не замечать несправедливого режима и не слышать о происходящих злодеяниях?

Я подробно не раскрывала любовную линию Лори и Дэвида, пропустила линию футбольной команды школы, это художественное произведение и. конечно, в нем не могло не быть взаимоотношений героев, любви, дружбы, семейных отношений. Но я кратко рассказываю о прочитанной книге и стараюсь не утомлять вас простынями текста, выделяя только, на мой взгляд, самое важное, отвечающее на вопрос, поставленный в начале статьи.

Я читала, что книга неоднозначная, до конца не понятная. Нет, мне этот роман ответил на главный вопрос. Спасибо, что посоветовали прочитать эту книгу.

Благодарю за уделенное время.

Если Вы поделитесь своим мнением в комментариях, будет просто великолепно.

Неплохо будет, если поставите лайк и подпишитесь на мой канал.