Найти тему

«Любить свое дело и уважать товарищей»: путь капитана Юрия Мидова

Оглавление
Капитан Мидов в ходовой рубке теплохода «Капитан Рачков». Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан Мидов в ходовой рубке теплохода «Капитан Рачков». Фото из архива Волжского пароходства.

Юрий Васильевич — знаменитый волжский речник, всю жизнь посвятивший Волге и Волжскому пароходству. В 1950-х он участвовал в перегоне по старой Мариинской системе трехпалубных теплоходов типа «Родина», в 1964-м открывал Волго-Балт, в 1980-х принимал четырехпалубник «Леонид Соболев».

В трудовой книжке Юрия Мидова одно место работы — Волжское пароходство. Он командовал теплоходами «Волхов», «Капитан Рачков», «Леонид Соболев», возглавлял службу пассажирских перевозок Волжского пароходства. У него много наград и званий — почетный работник речного флота, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени…

Как он прошел славный путь капитана и воспитал будущих речников, рассказываем на канале «История Волжского пароходства».

В тему:

💡Легендарный капитан Федор Павлычев – двигатель прогресса на Волге.

Поселок Память Парижской Коммуны. Фото https://pastvu.com.
Поселок Память Парижской Коммуны. Фото https://pastvu.com.

Как теплоход по Волге, он шел к своей цели

Юрий Мидов родился в 1937 году в поселке Память Парижской Коммуны Нижегородской области, вся история которого тесно связана с Волгой и флотом. С конца XIX века здесь работает судоремонтный завод.

В те годы все детство местных мальчишек проходило в затоне, на берегу Волги. Они бегали провожать теплоходы, узнавали по гудку суда и мечтали стать капитанами. У кого-то, как, например, у Юры Мидова, мечта сбылась благодаря целеустремленности и волевому характеру. Как теплоход по Волге, он шел к своей цели.

В 1950-е годы Юрий Мидов закончил Горьковское речное училище и начал флотскую карьеру третьим штурманом на дизель-электроходе «Киргизия». Это новое двухпалубное речное пассажирское судно построили в 1955 году на судоверфи в Словакии по заказу Минречфлота РСФСР.

Теплоход «Рылеев», на котором работал штурманом Юрий Мидов. Фото cruiseinform.ru.
Теплоход «Рылеев», на котором работал штурманом Юрий Мидов. Фото cruiseinform.ru.

Эпоха обновления и успеха

Середина 1950-х годов в истории Волжского судоходства — время обновления флота, приход на Волгу первых трехпалубных теплоходов проекта 588 типа «Родина», которые строили в 1954 - 1961 годах на судоверфи в Висмаре (ГДР) по заказу СССР. Это самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских теплоходов в Союзе, большая часть которых эксплуатируется и сейчас. Лайнеры вместимостью 367/ 339 человек (разные серии одного проекта) создавались специально для дальних речных пассажирских перевозок и могли развивать скорость 22 км/ч.

Перегон новых теплоходов по Северному морскому пути вошел в историю отечественного судоходства как уникальная, технически сложная операция. Речные суда самостоятельно проходили непростой путь из Висмара по Балтийскому морю до Архангельска через Ленинград, Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал и вдоль южного побережья Белого моря к устью Северной Двины. Новому флоту пришлось следовать по старой Мариинской системе, подробнее о которой вы можете прочитать в нашей статье👇🏻

💡 Мариинская водная система Петра I: как Волгу соединили с Балтикой?

Проходить этот путь доверяли только самым опытным капитанам и лучшим экипажам. Юрий Мидов, молодой штурман нового трехпалубного теплохода «Рылеев», участвовал в перегоне каравана трехпалубных судов на Волгу. Для начинающего речника это оказалось серьезным испытанием, которое наш герой прошел достойно.

Юрий Васильевич вспоминал тот интересный опыт:

«Чтобы провести суда по Северо-Двинской системе, пришлось демонтировать ходовую рубку и обе трубы. Для проводки по Мариинской системе на реке Сухоне у города Сокол на судах снимали борта и часть палубы с привальным брусом. В Череповце теплоходы в течение двух месяцев собирали для дальнейшей проводки судов, оформляли документы, регистр выдал разрешение на эксплуатацию. В пароходстве решили эксплуатировать «Рылеева» на линии Москва-Астрахань, поэтому из Череповца наш теплоход был направлен в Москву для посадки пассажиров».

Исторический кадр — караван новых судов, идущих из Германии в СССР. Слева: Юрий Мидов. Река Сухона, июнь 1958 года. Фото из архива Волжского пароходства.
Исторический кадр — караван новых судов, идущих из Германии в СССР. Слева: Юрий Мидов. Река Сухона, июнь 1958 года. Фото из архива Волжского пароходства.

Сбылась мечта детства

После двух навигаций на «Рылееве» в послужном списке Юрия Мидова появились еще дизель-электроход «Глазунов» и пароход «1-ое Мая», на котором он трудился уже вторым штурманом.

В 1964 году штурман Юрий Мидов принял участие в историческом событии — в составе экипажа теплохода «Н.В. Гоголь» прошел по только что открытому Волго-Балтийскому каналу. Это важное гидросооружение в Единой глубоководной транспортной системы европейской части России.

Волго-Балт соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером, через которое, пройдя реку Свирь, Ладожское озеро и Неву, суда попадают в Балтийское море. Нашего героя впечатлило это событие: Кошкинский фарватер, Шлиссельбург, выход из Ладоги в Неву, туман…

Теплоход «Н.В. Гоголь», 1964 год. Юрий Мидов — крайний слева. Фото из архива Волжского пароходства.
Теплоход «Н.В. Гоголь», 1964 год. Юрий Мидов — крайний слева. Фото из архива Волжского пароходства.

В 1965-м сбылась мечта детства Юрия Мидова — его назначили капитаном. Первым его судном в новом статусе стал «Волхов», двухпалубный пассажирский речной теплоход проекта 305, построенный в 1962 году на судоверфи в Венгрии по заказу Минречфлота РСФСР для эксплуатации на внутренних водных путях.

А в 1966 году он возглавил экипаж теплохода «Капитан Рачков» (раньше судно носило название «Дружба») и простоял на капитанском мостике 19 лет. Примечательно, что капитан Иван Рачков — тоже выпускник Горьковского (Нижегородского) речного училища. Юрия Мидова еще в детстве вдохновлял храбрый земляк, который до последней минуты выполнял свой долг и героически погиб на капитанском мостике во время Сталинских переправ.

Клуб юных капитанов: воспитание любви к Волге и флоту

Он и сам своим примером стал вдохновлять подрастающее поколение. Юрий Васильевич в затоне поселка Память Парижской коммуны вместе с учителем русского языка Инессой Веллинг организовал кружок, который разросся до Клуба юных капитанов. Рассказывали ребятам о работе на флоте, о том, как становятся капитанами, устраивали экскурсии, брали в пассажирские рейсы. Юные волгари по-настоящему выполняли обязанности членов экипажа: дежурили на кухне, стояли в рубке, убирались на судне.

«Юрий Васильевич – высочайший профессионал своего дела. Он воспитывал в мальчишках любовь и преданность к Волге, к речному делу. Во время навигации на борту теплохода под руководством капитана Мидова будущие судоводители постигали азбуку речной профессии: флажный семафор, основы судовождения, правила плавания, общую лоцию», — вспоминал капитан - наставник Жуковской базы технического обслуживания флота А.А. Муравьев.

Через Клуб юных капитанов за восемь лет работы прошли 79 нижегородских школьников, 22 из которых впоследствии стали капитанами и судомеханиками – В.П. Резчиков, А.К. Огарков, А.А. Громов, М.А. Сагалаев, С.А. Селезнев, В.В. Миронов, Ю.М. Машарипов, С.А. Сивов, А.И. Фомичев и др.

Будущие капитаны под руководством старшего наставника Юрия Мидова. Фото из архива Волжского пароходства.
Будущие капитаны под руководством старшего наставника Юрия Мидова. Фото из архива Волжского пароходства.

В клубе было много памятных встреч. Так, юные волгари на борту «Капитана Рачкова» общались с членами экипажа парохода, которым руководил Иван Рачков, услышали историю гибели судна и его капитана из первых уст — от участников событий. Как вспоминал механик В.М. Костюнин, ребята в кают-компании встретились с легендарным летчиком, Героем Советского Союза Алексеем Маресьевым, который поделился яркими моментами своей биографии.

Однажды воспитанники клуба с борта теплохода «Капитан Рачков» отправились в Москве в гости к знаменитой испанской революционерке Долорес Ибаррури (тогда она жила в СССР). Название биографической книги этой ярой противницы фашизма «No pasaran» («Они не пройдут») стало крылатым выражением, а ее сын Рубен Ибаррури за проявленный героизм в борьбе с врагом был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Его имя носил отряд мальчишек из Клуба юных капитанов.

«Мне было очень важно, чтобы молодые люди не только ощутили всю прелесть судоводительской доли, но и почувствовали себя наследниками славной истории, носителями флотских традиций», — говорил Юрий Васильевич Мидов.

Капитан Мидов в ходовой рубке теплохода «Леонид Соболев». Фото из архива Волжского пароходства.
Капитан Мидов в ходовой рубке теплохода «Леонид Соболев». Фото из архива Волжского пароходства.

Наставник и пример для многих

Было в жизни капитана еще немало плодотворных лет. В 1974-м он получил диплом судоводителя, в 1986 году принял новый четырехпалубный теплоход 302 проекта, построенный в ГДР, — «Леонид Соболев». Судно названо в честь моряка и писателя, организатора и первого секретаря Союза писателей РСФСР. На приемку передового теплохода отправили Юрия Васильевича как опытного капитана.

После выполнения сложного задания начальник Волжского пароходства Иван Щепетов предложил Юрию Васильевичу новую интересную должность, правда, на берегу. Так в нелегкие 1990-е годы он возглавил управление пассажирских перевозок, разрабатывал новые методы работы, делал все для повышения востребованности пассажирского флота. В пароходстве принимали новые суда, стало гораздо больше зарубежных туристов, сотрудники осваивали новые технологии по улучшению качества обслуживания пассажиров.

Еще несколько лет Юрий Мидов трудился на должности капитана-наставника службы безопасности судовождения, передавал свой огромный опыт судоводителя молодым речникам. На заслуженный отдых Юрий Васильевич ушел в 2005-м.

«Управлять судном — задача непростая, нервная, не всегда приходится гладко. И здесь мало постоянно быть начеку, помня об ответственности и доверии. Нужно еще любить свое дело и уважать товарищей», — наставлял капитан Мидов.

Читайте также:

💡 «Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте.