Найти тему
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «Босиком по мостовой» — нестареющий образец немецкого романтизма

Продолжаем обзор фильмов, которые есть смысл посмотреть, если еще не видели. Или пересмотреть, если видели когда-то давно.

«Босиком по мостовой»

(Barfuß, 2005, Германия, реж. Тиль Швайгер). IMDb 7.1

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Это — тот самый фильм, который немцы пересматривают каждый год, как мы «Иронию судьбы».

И немцы умеют в романтику. Собственно и романтический роман, как жанр, изобрели именно они. В свое время я пропустил этот фильм (я тогда со всем жаром юношеского максимализма сторонился коммерческого кино и интересовался исключительно арт-хаусом), так что посмотрел этот фильм с незамутненным воспоминаниями сознанием.

И очень обрадовался, что фильм, пожалуй, выдержал испытание временем и сейчас смотрится так-же замечательно, как и в то время. Потому что фильм — замечательный: очень простой, очень наивный и совершенно романтический, то есть сознательно имеющий мало общего с реальностью. Оперирующий образами мечты, а не действительностью. То есть — романтическая история про любовь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сюжет: Неудачник-баламут из хорошей семьи в поисках работы знакомится в сумашедшем доме с девушкой, которую мать 19 лет не выпускала из дома. Вместе они предпринимают путешествие, которое меняет всю их дальнейшую жизнь.

«Лузер» и «психическая» — классическая парочка, ничего нового — что уж тут говорить. Но Тиль Швайгер-режиссер и Тиль Швайгер-актер главной роли сумели создать атмосферу, которая вызывает очень теплые чувства, умело заставляя зрителя где-то улыбнуться, а где-то — почувствовать комок в горле. После фильма «Достучаться до небес» (1997) Тиль уже был кинозвездой мирового масштаба, здесь же он уверенно показал себя и как режиссер. (а практически — и как сопродюсер и как сосценарист).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Конечно, из харизматичного красавчика Тиля лузер-неудачник — как из Олега Янковского заводской токарь-алкоголик (см. Фильм «Влюблён по собственному желанию»); конечно сюжет и перипетии фильма явственно напоминают культовый американский фильм «Человек дождя» (1988) и с парочкой Дасти Хоффман / Том Круз выдержать сравнение нелегко — но «Босиком по мостовой» отлично смотрится и сейчас и оставляет светлое и приятное послевкусие.

Идеальный вариант для уютного семейного вечернего просмотра.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Немного отзывов о фильме с «Кинопоиска»:

***

«Музыка. Да, она прекрасна. За одно присутствие Коэна я готов полюбить фильм, а за два… В фильме, как и в музыке Коэна есть страсть глубокая, но с надрывом, чувство полета в бездну, пропасть будущего, но ’бояться глупо’. <…>
Да, фильм по-детски наивный, да так не бывает, и старые хрычи и грымзы не становятся вдруг душками, но это сказка, на краю жизни и любви.
И мы смотрим её с восторгом, потому, что именно сказки нам не хватает.»

***

«Надо сказать, что Тиль Швайгер в образе Ника Келлера во многом повторяет черты своего образа Мартина Бреста из ’Достучаться до небес’. Тот тоже плевал на все правила и мнение других людей, но при этом внутренне всегда оставался отзывчивым и добрым парнем, готовым в самый нужный момент поддержать и даже пожертвовать собой ради того, кто столь же неожиданно становится для него близким человеком. Сложный характер и лёгкость ввязывания в криминальные авантюры — это всё очень напоминает Мартина Бреста из ’Достучаться до небес’ <…> Скорее здесь ощущаются ностальгические нотки того образа, за который мы и полюбили Тиля Швайгера.»

***

«Мелодрама с налетом комедии приковывает к экрану! Оторваться невозможно, поскольку головокружительный роуд муви стремительно развивается и преподносит неожиданные повороты. Смотреть на двух влюбленных приятно и улыбка сама по себе появляется, но так же картина поднимает важные вопросы о воспитании, о проблемах отцов и детей, о смысле в любви и счастье. Хоть и есть печальные нотки, они не обременяют, лишь на мгновение погружая в вуаль грусти, на контрасте снова дарят положительные эмоции.»

***

«Режиссер с одной стороны наделяет Ника ярлыком ’неудачник’, который не в состоянии нормально зарабатывать, и в придачу дает ему в партнерши девушку, от которой он практически ни на шаг не может отойти. На что они будут жить? Если бы режиссер хотя бы показал, что девушка вдохновила Ника и вокруг все пространство заиграло новыми красками и появилось куча возможностей для улучшения их совместной жизни, в том числе финансовой, это было бы интересней, правдоподобней.
Поэтому, к сожалению, не получила удовольствия и вдохновения от просмотра фильма. Но интересный опыт, что такие фильмы имеют место быть, и что людям они, на удивление, нравятся.»

***

«Фильм очень светлый, веселый, легкий и романтичный. А еще, он полностью выдержан в определенном стиле, так сказать выкристаллизован. Но за этой легкостью и радостью, так щемяще порой вздрагивает что-то внутри… Фильм очень наивен и бесконечно далек от реальных поступков реальных людей… Но, возможно, лишь через эту наивность и можно было поднять столь значимые вопросы.»

Такие дела.

Еще о фильмах?