«Девятые врата»
(The Ninth Gate, 1999, реж. Роман Полански). IMDb 6. 7
Продолжаю пересматривать фильмы из юности.
Этот мистический боевик по роману Артуро Переса-Реверте, пожалуй, выдержал испытание временем, хотя первоначальное определение его жанра как «нео-нуарный хоррор-триллер» вызывает сейчас улыбку — не так, чтобы «триллер», не совсем уж и «хоррор», и уж точно не «нео-нуар».
По нынешним временам — всего по чуть-чуть.
Роман Полански (сделавший себе имя и первые большие деньги как раз на мистических фильмах) выступает здесь и как сценарист и (что важно) как продюсер, что позволяет ему делать иногда очень любопытные мелочи в деталях, баловаться, отходить от канонов жанра — это-то и есть (на мой взгляд) самое сейчас интересное при крепком, но вполне квадратном, стандартном сюжете.
Сюжет: Герой Джонни Деппа — сволочь. Холодная, красивая, умная сволочь, которая любит только деньги и иногда выпить немного виски. Будучи специалистом по старым книгам, он безжалостно шакалит по всему миру, выкупая по дешевке истинные раритеты и продавая их потом за баснословные деньги коллекционерам. И поступает ему заказ сверить три чудом оставшихся экземпляра «сатанинской книги», тираж которой (вместе с автором) были сожжены на костре во времена инквизиции. Предлагают громадные деньги.
Но не все так просто, как ему казалось.
Хорош, очень хорош актерский дуэт Деппа и Эмманюэль Сенье (вы ее могли видеть в фильме «Горькая луна», да и во всех остальных фильмах Полански, а еще она его жена). Видно, что ей нелегко держать планку, которую ставит своей игрой Депп, не очень хорошо у нее получается драться и лазить по стенам, ̶з̶а̶т̶о̶ ̶о̶н̶а̶ ̶к̶л̶а̶с̶с̶н̶о̶ ̶л̶ю̶б̶и̶т̶с̶я̶ ̶и̶ ̶у̶б̶е̶д̶и̶т̶е̶л̶ь̶н̶о̶ ̶с̶м̶о̶т̶р̶и̶т̶ ̶д̶е̶м̶о̶н̶и̶ч̶е̶с̶к̶и̶м̶ ̶в̶з̶г̶л̶я̶д̶о̶м̶ , но она справляется.
А вот за такую концовку фильма сейчас режиссера блокбастера просто разорвали бы на части.
Роман Полански — безусловно коммерческий режиссер. Безусловно — снимает коммерческое кино, но почти всегда остается впечатление, что, помимо денег и развлечения публики — он пытается донести до массового зрителя некие смыслы, весьма важные. Иногда такое ощущение в его фильме ярче («Офицер и шпион», 2019; «Пианист», 2002; «Смерть и девушка», 1994), иногда — глуше. В этом фильме (который так и хочется сравнивать с ранним фильмом Полянски «Ребёнок Розмари») сложно найти какие-то философские подтексты, но смотрится он бодренько и сейчас.
Фильм был с восторгом встречен и критикой и публикой по всему миру, взял главную награду Европейской киноакадемии и стал самым кассовым фильмом Полански на тот момент. После выхода фильма на экраны развернулась компания по обвинению Полански в сатанизме — сам режиссер отвечал, что «Никогда не верил в оккультизм или дьявола. И совсем не религиозен».
Из любопытного: именно на съемках этого фильма у Джонни Деппа завязались отношения с певицей и актрисой Ванессой Паради. Сама Ванесса рассказывала, что в первый день знакомства, во время романтической ночной прогулки по Парижу, она попросила Деппа подарить ей ребенка. И через три месяца официально объявила о своей беременности.
Резюмирую: Этот фильм можно посмотреть и сейчас. Как «гурману», так и человеку, ищущему «просто интересный фильм на вечер». Особенных восторгов не ожидайте, но сам сюжет и небольшие детали по ходу фильма (типа камеры, которая робко пытается заглянуть за штору или сцена с португальскими старичками) могут доставить удовольствие. А дуэт Депп & Сенье просто прекрасен.