Автор канала "ТРЕТИЙ ОРЕШЕК" организовала марафон "10 вопросов книжным блогерам". Но, очевидно, ответы на эти 10 вопросов я дам только в третьей статье. Первые две мне бы хотелось посвятить вопросам об истории и исторических романах.
Самая интересная для меня тема.
Начну с вопроса от автора канала Дистанционный смотритель, так как я очень люблю такие вопросы - загадки:
- Является "Повесть временных лет": художественным произведением, историческим источником или чем-то ещё?
- "Повесть временных лет" - это список грехов. Составлен этот список был для отчета перед Богом на Страшном Суде. Вот так, ни больше, ни меньше. Ответ не мой, а доктора филологических наук Александра Николаевича Ужанкова. Но не согласится с Ужанковым просто невозможно. Если кому интересно, прослушайте его Лекции по Русской Литературе, они есть в интернете. Ужанков доказывает, что прежний термин "Древнерусская литература" совершенно не верен. Литература - это вымысел, и такие произведения появляются в России только в 16 веке. Ранее - только письменный отчет перед Богом за прожитую жизнь государства. "Повесть врЕменных лет" (Ужанков настаивает на этом ударении) состоит из описания бесконечных распрей князей, убийств, обманов и т.д. Это грехи современно общества. А было ли хорошее? Конечно было, но об этом одной строчкой: "В лето такое-то построена церковь", "В лето такое-то князь такой-то женился".
Вопрос от автора канала Кот-книголюб:
- Не все герои исторического романа являются реальными личностями. Иногда писателю исторического романа приходится придумывать персонажа. Насколько сложно это делать и что помогает сделать его правдоподобным, чтобы он не выбивался из общей канвы произведения?
- Может быть помогает искренняя вера в то, что люди не меняются? Вот честно: я не знаю, каким люди были ТОГДА. Счастливее нас сегодняшних? Умнее? Искреннее? А, может, грубее и приземленнее? В любом случае мне интересно говорить о том, что я чувствую сама. Отсюда и отношение к героям реальным и вымышленным. И продолжая тему, сразу отвечу на вопрос от канала Лягушка-путешественница: Как вы думаете насколько исторически верны исторические произведения?
- Возьмем пример: последний русский царь Николай Второй. В романе "Нечистая сила" В. Пикуля - это слабый, глуповатый человек, совершенно негодный для царского трона. Пикуль писал эту книгу с 1979 по 1989 год. Первые же главы книги стали сенсацией. Но сейчас мы можем найти огромное количество литературы, в которой царь - мученик выглядит совсем по-другому. Так кто прав?
И я не стану обвинять Пикуля в предвзятости. Он жил понятиями советского человека, он не подтасовывал факты. На основании собранных документов он увидел Николая Второго таким.
Вот в этом для меня и есть ценность исторического романа: увидеть историю с разных сторон. Поэтому я плохо отношусь к жанру альтернативной истории. Зачем наводить тень на плетень, когда работая с реальными событиями можно подать их с разных сторон?
Тут я ответила на часть вопроса от канала Записки трудного ребёнка: Следует ли дотошно следовать историческим фактам или достаточно пройти по верхам, а остальное предоставить авторскому домыслу? Имеет ли место быть жанр "альтернативная история"?
- Дотошно следовать! Обязательно. Скажу, что это сложно: балансировать между исторической правдой и перспективой превратить свою книгу в тяжелый том научной нудятины. Но в Русской истории (в мировой, конечно, тоже) есть столько потрясающих сюжетов, что никакой альтернативщик не придумает круче! Только бери и пиши.
Кино и книги круглый год: Как вы относитесь к тому, что герои исторического романа, написанного нашим современником, говорят современным языком? Нужно ли авторам реконструировать язык эпохи, о которой они пишут?
И еще один вопрос от автора канала Охота за впечатлениями: Меня как лингвиста больше интересует вопрос. Как передать речь того времени? До какой степени возможно включение старых слов и оборотов, чтоб не отпугнуть читателя? И в то же время как передать атмосферу той эпохи?
- И опять проще на примерах. Я взяла отрывок из романа Д. Балашова "Святая Русь":
— Я остался бы жить, — тихо и властно произнес Алексий. — Я остался бы жить, дабы воспитать княжича Василия до мужеска возраста, яко великого князя володимирского! Дело Москвы, дело Руси не должно погибнуть ни от какой случайной притчины!
"До мужеска возраста", "яко великого князя володимирского" - в этом небольшом отрывке два оборота "под старину". Утяжеляют ли они текст? Нет. Непонятны читателю? Тоже нет. Но такие обороты придают книге ощущение времени.
Если говорить лично о нас, как об авторах, то работа над языком повествования - это 60 % нашего труда. Семитомный словарь Даля - настольная книга. Кроме того, много дают Жития святых, летописи, Слова и Поучения. Всё это живые родники речи 15 века.
skazohniza-m4rk: Кто любимый исторический герой в Ваших произведениях и почему?
- Конечно, Михаил Семёнович Воронцов - главный герой саги "Наследники Византии". Здесь надо поставить смущенно улыбающийся смайлик. Но если без иронии, то, возможно, книги и пишутся, чтобы прожить другую, не похожую на твою собственную жизнь. Сейчас, когда мы уже подбираемся к концу повествования, мне будет жалко с ним расставаться.
Однако, нет большей радости, чем поделиться своими эмоциями с другими людьми. Я счастлива, получая вот такие отклики:
Первое - я ВОЗНЕНАВИДЕЛ Вашего главного героя (сознательно не вспоминаю его имени) когда Вы рассказывали о его детстве и юности.
Второе - я отыскал Михаила Воронцова Рязанского в истории, чтобы узнать, как закончилась жизнь уже моего героя!
Вы же меня заставили пережить такие эмоции!
Настолько противоречивые эмоции!
Все вопросы исключительные! Ответы не дались легко, заставили думать. А думать я люблю. За что отдельное спасибо вопрошающим.