Найти в Дзене
7 минут на красоту

Как сохранить разум и здоровье. Советы легендарного профессора Натальи Бехтеревой

Оглавление

Признаться, меня настолько впечатлила история этой женщины, что я читала о ней несколько недель: интервью, статьи, а в перспективе хочу и ее книги. Но поделюсь только выжимкой. Ведь я так давно ничего не публиковала на канале, хотя идей - миллион.

Наталья Петровна Бехтерева - человек удивительной судьбы и дарований. Это - не однофамилица известного психиатра Бехтерева, а его внучка. Природа на ней не отдохнула: Наталья Петровна была академиком, нейрофизиологом, профессором, научным руководителем Института мозга человека, лауреатом Государственной премии СССР, написала около 400 научных работ и прожила немало с учетом того, что пришлось перенести. Бехтерова основала собственную научную школу и была единственной женщиной, ставшей академиком в двух академиях: АН СССР и меднаук СССР.

Наталья Бехтерева в юности. Фото из открытых источников
Наталья Бехтерева в юности. Фото из открытых источников

"Человеку свойственно искать радость", - говорила Наталья Бехтерева. И уже одной лишь этой фразой вдохновила меня написать статью, посвященную потрясающей женщине, очень необычному специалисту. Ее бесценные рекомендации актуальны и по сей день.

Удивительная жизнь Бехтеревой

Девочка, которая мечтала стать балериной, носила дома "бархатные платьица и косички крендельками", кружила под вальс в исполнении папы на рояле. Подросток, который попал в детский дом и был вынужден стать "первой ученицей школы", чтобы перекрыть статус "дочери врага народа". Девушка, которая в блокаду ходила на учебу в единственный вуз, сражаясь с голодом, холодом и страхом. Женщина, которая пережила близких людей, совершала научные открытия и верила в Бога. В жизни Бехтеревой было столько тяжелых и противоречивых событий, что диву даешься, как она со всем справилась.

Наталья родилась в июле 1924 года. У нее с братом была бонна-немка - женщина почти владела русским, поэтому дети в семье Бехтеревых сызмальства учились говорить сразу на двух языках. Брат Андрей был младше Натальи всего на год, и онимного времени проводили вместе.

Бархатные платьица и пианино. Мое изображение с помощью нейросетей
Бархатные платьица и пианино. Мое изображение с помощью нейросетей

И все шло хорошо и благополучно, пока однажды главу семейства не арестовали. Он был инженером, изобретателем, главным конструктором. Уже будучи взрослой, Наталья смогла прочитать его дело - полностью сфабрикованное. Отца расстреляли, но семья об этом даже не знала. Реабилитировали его уже посмертно, в 1956.

После отца вскоре арестовали и маму. Ее осудили на 8 лет лагерных работ. В Ленинграде сиротами остались сразу трое детей: Наталья, ее брат Андрей и сестренка Эвридика. Старших отправили в детский дом для подростков, а младшую - в другое заведение.

Арестовать должны были и Наталью, которой на тот момент было 13 лет. Но помогли обстоятельства. Оказалось даже хорошо, что с детьми "врагов народа" боялись общаться родственники, ведь такая связь для них была чревата доносами и арестами. За Бехтеревых заступился директор детского дома - Аркадий Кельнер. Он объяснил человеку из НКВД, что дети уже оторваны от "фамильного древа", ели со всеми за общим столом, пели общие песни и т.д.

Детский взгляд. Моя иллюстрация с помощью нейросетей
Детский взгляд. Моя иллюстрация с помощью нейросетей

Также именно Кельнер разглядел в Наталье большой потенциал и посоветовал ей быть на голову выше всех в учебе, ведь ее все равно везде будут считать дочерью врага народа, и она должна стать первой ученицей.

До этих пор Наталья относилась к школе легкомысленно. А тут осознала ситуацию с несвойственной для подростка силой. Плотно засела за учебники и действительно стала первой ученицей. В 1941 блестяще окончила девять классов (на одни пятерки) и решила вместо десятого сразу поступать в институт, сдав необходимые предметы.

А в июне грянула война. Из-за угрозы блокады жителей Ленинграда стали эвакуировать. В том числе были эвакуированы все вузы, кроме... медицинского, куда Наталья и хотела поступать. Она осталась. И успешно поступила.

Выпускной в 1941. Фото из открытого доступа
Выпускной в 1941. Фото из открытого доступа

Директор Кельнер ушел добровольцем на фронт и погиб, а новый руководитель Иванов за счет сирот кормил свою семью. В детском доме голодали особенно.

Так как Наталья была еще несовершеннолетней, она даже будучи студенткой продолжала жить в детском доме. Сначала ездила в институт на трамвае. А когда трамвайное движение прекратилось, то ходила пешком. Каждый день! В блокаду!

Вот что рассказывала об этом периоде Наталья:

И каждый раз я себя обманывала: дойду от Стремянной до Кировского моста и поверну назад — потому что идти далеко, и холодно, и страшновато одной. Потом говорила себе — вот дойду до середины моста и назад. А дойдя до середины моста: ну, теперь что назад, что вперед — одно и то же. Шла вперед. И так день за днем. На протяжении всей зимы ни разу не повернула назад. Хотя в детском доме еще было относительно тепло. А в институте — ужасно холодно.

И еще:

«Всю блокадную зиму, шесть раз в неделю, я шла через весь город в институт. Туда и обратно. В мороз и ветер. Видела, как на пятитонках увозят сложенные штабелями трупы. Вместе с остальными воспитанниками ходила на Неву за водой, а вечером — в единственный оставшийся в блокадном городе Театр музыкальной комедии, где легкомысленные песенки про любовь и юмористические куплеты пели синие от голода и холода артисты».

И беспощадная статистика: вместе с Натальей в институт поступило 700 человек, а окончило только четверо - остальных унесла война и голод.

В 1947 Наталья окончила институт имени Павлова, затем - аспирантуру. Трудилась в Институте экспериментальной медицины АМН СССР, затем возглавляла Научно-исследовательский институт. В 1992 возглавила Институт мозга человека РАН.

Бехтерева. Фото из открытого доступа
Бехтерева. Фото из открытого доступа

Особенный интерес к изучению мозга Наталья получила после стажировки в Великобритании в 1960. Там Бехтерева познакомилась с нейрофизиологом Греем Уолтером, который одним из первых стал применять имплантацию электродов.

В СССР Наталья смогла добиться разрешения на аналогичную операцию только в 1962. И после первого же успеха поняла, чему хочет посвятить свою жизнь - изучению человеческого мозга. Разработала несколько теорий и доказала их экспериментально.

Немецкий профессор Фридрих Копш однажды сказал: "Анатомию мозга прекрасно знают только двое: Бог и Бехтерев". Профессор имел в виду дедушку героини моей статьи. Владимир Бехтерев стал одним из первых русских психотерапевтов и в свое время прославился методами избавления от питьевой зависимости (точнее не могу сказать по правилам Дзена). А Наталья Петровна оставила человечеству немало важных работ, открыла несколько тайн человеческого мозга.

Наталья Бехтерева за работой. Фото из открытых источников
Наталья Бехтерева за работой. Фото из открытых источников

Рекомендации Натальи Бехтеревой

Творческий подход и решение непривычных задач

Обычно на просторах интернета мы встречаем такие советы для тренировки мозга: запоминать даты, заучивать списки иностранных слов, сохранять в памяти телефонные номера и т.д. Да, это - тоже полезные действия для поддержания работоспособности мозга. Но по-настоящему он включается в работу именно в решении творческих нестереотипных задач.

Вот что говорила Наталья Бехтерева:

«Во время исследований мы наблюдаем, что происходит в мозге при самых разных действиях — простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то новое, то сначала включается весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности. Экономный режим освобождает мозг для чего-то большего. Но далеко не все люди пользуются этой возможностью в полной мере».

В результате исследований, которые проводились в Институте мозга человека РАН, выяснилось, что при выполнении тестов разной степени сложности только творческая деятельность задействовала практически весь мозг. То есть подключались зоны, ответственные за очень отличающиеся процессы: эмоции, память, абстрактное мышление и т.д.

Творческий взгляд. Моя иллюстрация с помощью нейросетей
Творческий взгляд. Моя иллюстрация с помощью нейросетей

Вот еще одна цитата Бехтеревой:

«Сравните город, в котором живут люди, — действует инфраструктура, горят огни, — и заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложные задачи и не занимается творческой деятельностью, — это и есть заброшенная деревня».

Наталья Петровна называла творческие задачи сверхзадачами. Их никогда нельзя решить по стереотипу - каждую из них нужно решать только заново.

Также Бехтерева была уверена, что этот совет актуален не только для работников умственного труда: в любой деятельности есть место творческому подходу и нестереотипным решениям.

Учеба длиною в жизнь

"Как только прекращается обучение, угасает жизнь", - говорила Наталья Бехтерева. Это не означает, что нужно обязательно постоянно заниматься на каких-то курсах. Имеет значение любой новый навык и даже просто вдумчивое чтение с рефлексией (размышления, конспект, цитаты и т.д.)

Избегать дофаминовых ловушек

В настоящее время есть так много соблазнов провести время праздно. Например, листание ленты в соцсетях не случайно затягивает: уровень дофамина (гормона счастья) растет. Наш мозг просит еще и еще. Многие люди отрывают себя от этого занятия с трудом, потому что сложно лишать себя быстрого удовольствия добровольно.

Мозг выбирает такой простой и быстрый способ получения дофамина вместо усердной работы, которая тоже дарит нам гормоны радости (но не сразу). Казалось бы, что плохого в ощущении себя счастливым? А вот здесь и кроется ловушка. Мозг привыкает и требует все больше и больше дофамина. Появляется зависимость, которая довлеет над человеком и делает его безвольным. Подрывается психоэмоциональное, интеллектуальное и физическое здоровье.

Проблема современного мира. Моя иллюстрация с помощью нейросетей
Проблема современного мира. Моя иллюстрация с помощью нейросетей

Сила мысли

И здесь нет ничего эзотерического. Мозг способен многократно обрабатывать одну и ту же мысль, которая постепенно обрастает подробностями, нюансами и становится частью нашей жизни. Здесь сказывается невольное самовнушение.

Мысли действительно могут материализоваться, если постоянно обдумывать одно и то же. Я даже помню, как в детстве мне довелось проверить это на себе. Я очень хотела заболеть, чтобы не идти в школу. И весь день хотела, чтобы сильно прихватило горло. Так сильно, чтобы уж наверняка. Мысль эту гоняла с утра до вечера. А когда встала на следующий день, то обнаружила, что у меня нет голоса и я ничего не могу есть из-за невыносимой боли в горле. Я тотчас же пожалела о своем вчерашнем желании, но мгновенно поправиться уже было нельзя - осталась дома лечиться противными порошками и полосканиями. Урок на всю жизнь.

Все, о чем мы думаем, может проявиться в жизни. В особенности то, что мы думаем о своем организме. Вот почему положительный настрой на здоровье очень важен. И Бехтерева неоднократно говорила об этом.

Видеть цель

Я сразу вспоминаю Монферрана. Пока он 40 лет строил наш восхитительный Исаакиевский собор, то невероятным образом организм архитектора справлялся даже с эпидемиями, которые косили почти всех вокруг, включая членов его семьи. Монферран выстоял во всех невзгодах, сохранил здоровье. Но как только собор был завершен, этот талантливый зодчий скончался всего через месяц! Большая цель держала его иммунитет и придавала сил. А как только дело жизни было окончено и новой крупной цели не появилось, архитектор мгновенно сдал.

Цель наполняет жизнь смыслом и помогает нам ежедневно. И вот как сказала на эту тему Бехтерева:

"Мы не умираем, пока у нас есть цель — дождаться внуков, написать книгу, увидеть мир, заглянуть в Зазеркалье… Старости не существует, и ничего не заканчивается, пока вы сами этого не захотите".
Исаакиевский собор, сентябрь 2024. Фото из моего личного архива
Исаакиевский собор, сентябрь 2024. Фото из моего личного архива

Умение удивляться и видеть радость

Бехтерева сказала об этом так:

"Тот, кто сумеет сохранить в себе способность удивляться и радоваться жизни, тот и старости никогда не заметит".

Все маленькие дети наделены этой способностью. Они могут обрадоваться самым простым вещам, они удивляются мелочам, любознательны, наблюдательны, находят интересное в обыденных событиях и предметах.

Удивление поддерживает работоспособность мозга. Человек, которого ничем нельзя изумить, уже вступил в фазу, когда умственные способности начинают снижаться. Поэтому очень важно поддерживать в себе любознательность. Это не обязательно означает изучение чего-то нового - можно изумляться произведениям искусства, возможностям других людей и т.д.

Вариация на тему искусства. Удивляет? Моя иллюстрация с помощью нейросетей
Вариация на тему искусства. Удивляет? Моя иллюстрация с помощью нейросетей

Физическая активность

Сон, питание, физическая активность - три кита, на которых держится здоровье, в том числе умственное. Можно сколько угодно учиться новому, быть наблюдательным, тренировать память, заниматься творчеством, ставить цели, но если вести малоподвижный образ жизни, мало/излишне спать и питаться мусором, то интеллектуальные способности будут снижаться.

Имеют значение и прогулки. Вот как, например, Бехтерева говорит о памяти:

"Есть и другие способы укрепления памяти. Например, естественный отдых на природе. Очень благотворны лесные прогулки, потому что это не только другой состав воздуха, другие запахи, но это еще и принципиальная смена обстановки, которая сама по себе оказывает положительное воздействие на механизм нашей памяти".
Активность и прогулки - наше все. Моя иллюстрация с помощью нейросетей
Активность и прогулки - наше все. Моя иллюстрация с помощью нейросетей

Говоря кратко, все в наших руках. В организме уже есть все необходимое для здоровья, причем способы его поддержания очень просты. Так Бехтерева, например, подтверждала, что мозг не может "перетрудиться", но он обладает способностью защищать себя от переизбытка негативной информации, дефицита питательных веществ и т.д. Например, в душном помещении мы начинаем хуже соображать, потому что мозг не снабжается кислородом и замедляет работу: мы чувствуем вялость, апатию, сонливость. Но достаточно обеспечить приток свежего воздуха, использовать хорошее освещение, сделать разминку, и вот уже мозг снова готов активно трудиться.

***

Надеюсь, вы нашли в этой статье что-то новое и полезное. Всем здоровья и до новых встреч! А чаще видеться со мной можно в творческом блоге ВК:

Скриншот личной страницы ВК
Скриншот личной страницы ВК

И статьи по теме: