Найти в Дзене
Такое поведение

Свежие клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра». Стоим на месте, но хотя бы не идём назад

Ещё весной 2024 года был реальный шанс того, что новые клинические рекомендации РАС под редакцией Российского общества психиатров (РОП), вернут работу по сопровождению людей с аутизмом на несколько десятилетий назад. Появление в рекомендациях галоперидола — антипсихотика первого поколения, который допустили к назначению детям с двухлетнего возраста, и негативное отношение к АВА-терапии и использованию системы альтернативной коммуникации PECS — стали, пожалуй, самыми резонансными пунктами той версии рекомендаций. Широкая общественность узнала о существовании новой редакции клин.реков за пять дней до завершения общественных слушаний и моментально отреагировала своими обращениями в Минздрав с негативными отзывами на данную работу. Обошлось. Тот документ отклонили и вернулись к рекомендациям под редакцией специалистов из Ассоциации психиатров и психологов за научно-обоснованную практику в соавторстве с Союзом педиатров России. С 1 января 2022 года Министерство здравоохранения РФ ввело кл
Оглавление

Ещё весной 2024 года был реальный шанс того, что новые клинические рекомендации РАС под редакцией Российского общества психиатров (РОП), вернут работу по сопровождению людей с аутизмом на несколько десятилетий назад.

Появление в рекомендациях галоперидола — антипсихотика первого поколения, который допустили к назначению детям с двухлетнего возраста, и негативное отношение к АВА-терапии и использованию системы альтернативной коммуникации PECS — стали, пожалуй, самыми резонансными пунктами той версии рекомендаций.

Широкая общественность узнала о существовании новой редакции клин.реков за пять дней до завершения общественных слушаний и моментально отреагировала своими обращениями в Минздрав с негативными отзывами на данную работу.

Обошлось. Тот документ отклонили и вернулись к рекомендациям под редакцией специалистов из Ассоциации психиатров и психологов за научно-обоснованную практику в соавторстве с Союзом педиатров России.

Действующие клинические рекомендации РАС

С 1 января 2022 года Министерство здравоохранения РФ ввело клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра» в качестве обязательных для врачей по всей России.

Разбор этих рекомендаций я проводила в статье:

И они действуют до конца 2024 года. А с 1 января 2025 года уже начнёт действовать новая редакция рекомендаций.

Теперь о них подробнее.

Клинические рекомендации РАС с 2025 года

Клинические рекомендации это официальный документ, в котором содержаться диагностические, лечебные и психолого-педагогические вмешательства, рекомендованные к использованию при оказании медицинской помощи детям с РАС.

Они размещены в реестре Минздрава РФ в свободном доступе.

Каждый врач в России при оказании помощи детям с аутизмом обязан ими руководствоваться.

Приведу в статье некоторые тезисы из свежих рекомендаций.

Что такое Расстройство аутистического спектра (РАС)

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий.

Триада нарушений в следующих сферах:

  • Социальное взаимодействие: малая способность использовать зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, сниженные заинтересованность и способность поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Необычное поведение в социальных ситуациях, например, нарушение телесных границ, отсутствие смущения или избыточная тревога в ситуации взаимодействия с новыми людьми, однообразные сценарии в общении;
  • Коммуникация (аномалии в общении): могут проявляться как полным отсутствием речи и недостаточной компенсацией речи жестикуляцией, так и своеобразием речи, при котором ребенок с РАС не поддерживает и не начинает беседы, не задает вопросов или начинает разговор в основном на интересные ему темы. У ребенка может отсутствовать лепетная речь (как и «гуление» в возрасте до года). Нарушения коммуникации часто сопровождаются повторяющейся и стереотипной речью, например, повторяющимися вопросами, эхолалиями;
  • Ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение: эта группа симптомов очень разнообразна, и в частности, может проявляться своеобразной игровой деятельностью – например, использованием игрушек необычным образом: разбрасывание, постукивание, облизывание, другие однообразные манипуляции. К проявлениям этой группы также относятся повторяющиеся движения, например, раскачивание, взмахи руками, кручение пальцами рук и прочие.
В дополнение к этим специфическим диагностическим признакам, часто встречается ряд других неспецифических проблем, таких как фобии, нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия, которые следует определять как коморбидные для РАС состояния.

По сравнению с общемировыми данными в России показатель соотношения людей с РАС к общему числу населения до сих пор критически (в 40 раз) ниже, что говорит о том, что большая часть людей с аутизмом в России до сих пор не получают этого диагноза и, как следствие, необходимой помощи (Это я вам практически цитату из текста рекомендаций привожу).

Поскольку на МКБ-11 (Международная классификация болезней) у нас ещё не перешли, то официально диагнозы, в соответствии с действующей МКБ-10, звучат как:

F84.0 — Детский аутизм (включая аутистическое расстройство, детский аутизм, детский психоз, синдром Каннера).

F84.1 — Атипичный аутизм (включая атипичный детский психоз, умственную отсталость с аутистическими чертами).

F84.4 — Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями);

F84.5 — Синдром Аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста);

F84.8 ⎯ Другие общие расстройства развития

F84.9 — Общее расстройство развития, неуточненное.

Впервые термин "Расстройство аутистического спектра" появляется лишь в МКБ-11 в разделе "Расстройства нейропсихического развития". Так что ждём их введения.

-2

Диагностика заболевания

Первичный скрининг на раннее выявление риска РАС может проводиться врачом-педиатром (участковым) в рамках профилактического осмотра или приема.

Скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития осуществляется путем проведения анкетирования родителей детей, осмотра детским врачом-психиатром осуществляется в отношении детей, включенных в группу риска возникновения или наличия нарушений психического развития.

Доказано, что включение скрининга в повседневную врачебную практику способствует более раннему выявлению РАС и более точной диагностике нарушений развития в сравнении с диагностикой исключительно по клиническим впечатлениям врача.

Из инструментальных методов диагностики проявлений РАС наиболее близким к «золотому стандарту» является сочетанное использование «Плана диагностического обследования при аутизме ADOS-2» и «Интервью для диагностики аутизма – переработанное (ADI-R)».

Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром.

При осмотре детей старшего возраста требуется анамнестическая оценка динамики РАС, связанной с возрастом и проводимой терапией.

Этиология и патогенез РАС

Отчего и почему.

РАС — это полиэтиологичное заболевание, ведущее значение в возникновении которого принадлежит генетическим и средовым факторам.

Также риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей.

В настоящее время не существует единой концепции патогенеза РАС. Большинство теорий предполагает, что развитие РАС связано с нарушением процесса созревания центральной нервной системы и, как следствие, искажением процесса нормального развития психических функций.

Приводятся данные о нарушении миграции нейронов в первом и втором триместре беременности, которое приводит к изменениям функционирования ключевых для социального взаимодействия областей головного мозга.

Помимо морфологических изменений, описаны нарушения работы нейротрансмиттеров, в частности отмечаются повышенный уровень серотонина и дисбаланс процессов торможения и возбуждения нейронных сетей, связанный с функционированием ГАМК-рецепторов.

Роль вакцинации в возникновении аутизма

Современные эпидемиологические данные достоверно указывают на отсутствие причинно-следственной связи между возникновением аутизма и вакциной от кори, паротита и краснухи.

Не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения аутизма даже при вакцинации детей из группы риска, братьев и сестер детей с аутизмом.

Обзоры данных о возможной связи между консервантом тиомерсалом и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития аутизма также свидетельствуют о том, что вакцины не повышают вероятность развития аутизма у привитых детей.

Медикаментозное лечение аутизма

В настоящий момент ни один лекарственный препарат не имеет доказательств способности влиять на ключевые симптомы РАС.

Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер и включают поведенческие, образовательные и психологические вмешательства.

Вместе с тем фармакологические средства могут быть эффективными при лечении коморбидных расстройств, включая повышенную раздражительность, самоповреждающее поведение, агрессию, тревогу, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), кататонию, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без нее (СДВ), расстройства сна.

Более подробный разбор лекарственных препаратов, назначаемых при аутизме, есть в статье, которую я составила на основе вебинара, проведённого врачом-психиатром и поведенческим аналитиком О.В. Доленко:

Напомню, что подробную информацию о медикаментозных препаратах, содержащуюся в клинических рекомендациях, можно посмотреть непосредственно в самом документе: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/594_3

Отдельное внимание хочу обратить на наличие в рекомендациях данного пункта:

В российской неврологической и психиатрической практике широко и без надлежащего научного обоснования используются ноотропные и пептидные препараты (Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, и ноотропные препараты), в том числе у детей с аутизмом, при том, что в настоящее время нет убедительных доказательств их способности повлиять на развитие когнитивных и речевых навыков.
Более того, имеется достаточное количество сообщений о том, что они могут повышать двигательную активность, вызывать расторможенность и расстройства сна.

-3

Рекомендуемые программы вмешательства при аутизме

Рекомендуются комплексные программы вмешательства, основанные на принципах прикладного анализа поведения, а так же:

  • методика социальных историй для обучения социальным навыкам и снижения частоты нежелательного поведения у детей и подростков с РАС — несмотря на то, что на основе всей совокупности опубликованных исследований пока нельзя отнести данное вмешательство к вмешательствам с доказанной эффективностью.
  • методика сенсорной интеграции по Айрес для развития способностей обработки сенсорной информации у детей с РАС.
  • обучение родителей работе с нежелательным поведением детей и подростков с РАС до 18 лет с целью снижения проявления нежелательного поведения.
  • занятия адаптивной физической культурой пациентам с РАС для улучшения моторных, физических и социальных навыков.
  • использование музыкальной терапии для улучшения общего состояния, повышения качества жизни и снижения тяжести симптомов РАС у детей и подростков с РАС.

В приницпе, ничего особо нового по сравнению с предыдущей редакцией рекомендаций в программах вмешательства не появилось.

Но!

Вот, что меня отдельно опечалило, так это то, что в комплексные программы вмешательства не вошёл Практический функциональный анализ и Тренинг с опорой на навыки (ПФА/ТОН) от команды поведенческих аналитиков под руководством Грегори Хенли.

Подход ПФА/ТОН или PFA/SBT — уже давно совершил революцию во взглядах на функциональный анализ и коррекцию тяжёлого и опасного поведения при аутизме. Однако в новых клинических рекомендациях не упомянут.

Поэтому делюсь ссылками на свои статьи, в которых я рассказывала об этом подходе.

Тут коротко:

Тут подробнее:

От новых клинических рекомендаций по аутизму у меня осталось ощущение, что мы стоим на месте. Правда, теперь мы можем радоваться тому, что хотя бы не пошли назад.

На том и спасибо!

-----------

Если считаете эту информацию важной, поделитесь ей, пожалуйста, с заинтересованными лицами. Давайте вместе менять стереотипы об аутизме и распространять проверенную информацию.

Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня на создание новых публикаций.