Интересное наблюдение,
встреченные мною в последнее время статьи, комментарии и слова от некоторых родителей, коррекционных педагогов и даже врачей, сигнализируют о том, что в нашем обществе, похоже, до сих пор нет единого мнения по поводу того, что такое аутизм.
Как же так?!
А тем временем с 1 января 2022 года Министерство здравоохранения РФ ввело клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра» в качестве обязательных для врачей по всей России.
Что это за рекомендации?
Клинические рекомендации "Расстройства аутистического спектра"
Это первый официальный документ, в котором собраны все безопасные и эффективные диагностические, лечебные и психолого-педагогические вмешательства, рекомендованные к использованию при оказании медицинской помощи детям с РАС.
Теперь каждый врач в России при оказании помощи детям с аутизмом обязан руководствоваться этими клиническими рекомендациями. Рекомендации размещены в реестре Минздрава РФ в свободном доступе.
Это труд на 72 страницы.
В этих рекомендациях есть всё, от определения диагноза, его этиологии, классификации и диагностики, до лечения, реабилитации и профилактики.
Приведу лишь некоторые тезисы.
Что такое РАС
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий.
Расстройство аутистического спектра включает три группы нарушений:
- социальное взаимодействие
- коммуникация (аномалии в общении)
- ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение
Наличие РАС не исключает других форм нарушений развития и может сосуществовать с ними.
Патогенез РАС
Патогенез - это механизм возникновения и развития заболевания.
В настоящее время не существует единой концепции патогенеза РАС. Большинство теорий предполагает, что развитие РАС связано с нарушением процесса созревания центральной нервной системы и, как следствие, искажением процесса нормального развития психических функций.
Не существует подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска, братьев и сестер детей с РАС.
Диагностика заболевания
Первичный скрининг на раннее выявление риска РАС может проводиться врачом-педиатром (участковым) в рамках профилактического или диспансерного приема.
Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром на основании характерной для РАС клинической картины и истории развития - сочетания симптомов качественных нарушений социального взаимодействия, коммуникации и ограниченного, стереотипного, повторяющегося поведения.
При осмотре детей старшего возраста для постановки диагноза требуется оценка динамики РАС, связанной с возрастом и проводимой терапией.
Рекомендуется проведение скрининга в условиях общей педиатрической практики всем детям до трех лет для выявления риска РАС.
Рекомендуемые инструменты скрининга:
- опросник M-CHAT-R/F всем детям в возрасте от 16 до 30 месяцев
- опросники SCQ и CASD для детей старшего возраста
- тестирование ADOS-2 и опросник родителей ADI-R
Лечение РАС
В настоящий момент не одобрено ни одного лекарственного препарата, способного влиять на ключевые симптомы РАС.
Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер и включают поведенческие, образовательные и психологические вмешательства.
Вместе с тем фармакологические средства могут быть эффективными при лечении коморбидных расстройств, включая повышенную раздражительность, самоповреждающее поведение, агрессию, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), расстройства настроения, кататонию, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без нее (СДВ), расстройства сна.
Фармакологическое лечение рекомендовано начинать только после того, как исключены иные, не относящиеся к психическим нарушениям, медицинские проблемы (болевые синдромы, эпилептические приступы и т.д.), а также влияние факторов окружающей среды.
Применение лекарственных средств стоит рассматривать в тех случаях, когда поведенческие симптомы вызывают значительные нарушения функционирования и не поддаются немедикаментозной коррекции.
Примечание автора блога:
В документе также приведена оценка препаратов, эффективность которых исследовалась при их использовании для лечения коморбидных расстройств у детей с РАС.
❗ Рекомендуется постоянный мониторинг побочных эффектов принимаемых препаратов группы антипсихотиков всем детям с РАС, получающим данную терапию.
Иное лечение РАС
В нашей стране широко распространены методы терапии РАС, не имеющие доказанной эффективности и безопасности.
Зачастую эти методы предлагаются для лечения РАС вместо рекомендованных и эффективных вмешательств и абилитации.
Вмешательства, НЕ имеющие достаточных доказательств эффективности при РАС
- безказеиновая и безглютеновая диета,
- кетогенная диета,
- терапии с животными (иппотерапия, канистерапия, дельфинотерапия),
- остеопатия,
- иглорефлексотерапия,
- арт-терапия,
- метод Томатис и биоакустическая коррекция,
- микрополяризация головного мозга,
- фекальная трансплантация,
- методика биологической обратной связи,
- мозжечковая стимуляция
- и многие другие.
Примечание автора блога:
Вы можете встретить множество положительных отзывов о тех или иных вышеперечисленных методиках, обратите внимание лишь на то, что эти методики не влияют на устранение симптомов РАС.
Положительные отзывы могут быть связаны, например, с позитивными эмоциями, которые испытывал ребёнок или родители в период прохождения какого-либо курса, и это, на самом деле, тоже здорово, но совершенно точно это не стоит того, чтобы собирать на прохождение этих курсов деньги всем миром или тратить свои последние накопления.
Опасные вмешательства
- метод хелирования
- метод гипербарической оксигенации
Примечание автора блога:
Вот от этих методов надо просто держаться подальше, поскольку вред от их использования уже доказан.
Медицинская реабилитация
Специфических методов медицинской реабилитации РАС в настоящее время не существует.
Современные научные данные не позволяют предложить более эффективного средства для преодоления ключевых дефицитов, связанных с РАС, чем постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов.
Примечание автора блога:
Постоянная абилитация - это непрерывный процесс, который подразумевает участие в нём всех членов семьи. Поэтому так важно обучение родителей.
Рекомендуемые программы вмешательств
- комплексная программа вмешательства, основанная на принципах прикладного анализа поведения.
- комплексная программа Денверская модель раннего вмешательства, ESDM (Early Start Denver Model) для детей с РАС в возрасте от 14 до 30 месяцев.
- комплексная инклюзивная программа LEAP (Learning Experiences - An Alternative Program for Preschoolers and Parents - опыт обучения и альтернативная программа для дошкольников и их родителей).
- комплексная программа TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children – лечение и обучение детей с аутизмом и сопутствующими коммуникативными проблемами).
- вмешательство PACT (Preschool Autism Communication Trial – Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с аутизмом) для снижения симптомов РАС у детей возраста от 2 до 5 лет.
- вмешательство JASPER (Joint Attention, Symbolic Play, Engagement and Regulation) для развития социальных (совместного внимания и социальной вовлеченности) и игровых навыков у детей c РАС в возрасте до шести лет.
- вмешательство Тренинг ключевых реакций (PRT – pivotal response training/teaching/treatment) для развития речевых навыков у детей 2-6 лет.
- методика альтернативной коммуникации PECS (Picture Exchange Communication System - система коммуникации с помощью карточек) для детей с РАС с низким уровнем функциональной речи с целью развития навыков функциональной коммуникации.
- вмешательство DIR/Floortime (Developmental, Individual differences, Relationship-based – Развивающий, индивидуальный, основанный на взаимоотношении, совместная игра, досл. «время на полу») для развития навыков социального взаимодействия и улучшения коммуникации с родителями у детей с РАС дошкольного возраста.
- занятия адаптивной физической культурой пациентам с РАС для улучшения моторных, физических и социальных навыков.
- когнитивно-поведенческая психотерапия для снижения тревожности у детей и подростков с РАС без интеллектуальной недостаточности.
- использование методик альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с РАС с низким уровнем функциональной речи с целью развития навыков функциональной коммуникации, речевых навыков, социальных навыков, академических навыков (письма), уменьшения частоты нежелательного поведения.
- использование методик и принципов прикладного анализа поведения.
Примечание автора блога:
Интересно, что в рекомендациях не используется термин АВА-терапия. Данный термин признан утерявшим конкретное значение, из-за интенсивного развития программ, основанных на принципах прикладного анализа поведения (АВА).
Однако рекомендованы все методики и принципы АВА, как фундаментальные, так и направленные на обучение новым навыкам и на избавление от нежелательного поведения.
НЕ рекомендуемые методики абилитации
- методики холдинг-терапии
- методики облегченной коммуникации (facilitated communication) - предполагает использование людьми с нарушениями коммуникативной функции клавиатуры при помощи ассистента (фасилитатора), который обеспечивает физическую и моральную поддержку.
-----------
Данные клинические рекомендации были приняты ещё в 2020 году. В 2022 году запланирован их пересмотр и обновление.
Буду следить за новостями и изменениями.
Дублирую ссылку на данные рекомендации ещё раз:
https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/594_1
Надеюсь, было полезно.
Если считаете эту информацию важной, поделитесь ей, пожалуйста. Давайте вместе менять стереотипы об аутизме и распространять проверенную информацию.
Посмотрите ещё
#аутизм #аутизмудетей #аутизм_общество #аутизмпобедим #минздраврф #достовернаяинформация