Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Неаполитанские Бурбоны – раскол 1960 года

Для меня пока остается некоторой загадкой, почему Карлос Танкред Бурбон-Сицилийский, ставший после смерти жены простым инфантом Испании, не попытался аннулировать собственное отречение по Каннскому акту.

Особенно после 1907 года, когда и его сын – Альфонсо, лишился титула принца Астурийского. Наконец, в 1914 году во возрасте всего 13 лет, умер Руджеро Мария, единственный сын Фердинанда Пия и по факту получалось, что инфант Карлос сидит у разбитого корыта даже не пытаясь его склеить заново. Получалось вообще нечто странное – в 1907 году, Карлос Бурбон женился еще раз, на Луизе Орлеанской (правнучке короля Луи-Филиппа), и уже в следующем году у них появился первый ребенок, названный в честь отца.

Фердинанд Пий Бурбон
Фердинанд Пий Бурбон

Налицо выявилась еще одна логическая дыра Каннского акта – с какой стати новоиспеченного инфанта понесло отрекаться за всех своих сыновей, которые совсем внезапно могли появиться в результате других браков? Вот такой сын и появился – инфант Карлос Бурбон Обеих Сицилий и Орлеан (1908-1936), погибший во время Гражданской войны в Испании. Впрочем, потомства у него не было, так что эта линия угасла вместе с ним, иначе, за несуществующий трон боролась бы еще одна ветвь династии Неаполитанских Бурбонов.

Мне пока не удалось найти никакой информации, что инфант Карлос Танкред Бурбон думал по поводу всей сложившейся ситуации, времени для размышлений у него было более чем достаточно, так как скончался этот Бурбон только в 1949 году. Одно объяснение, самое логичное и даже простое, имеется, о нем чуть позже. Альфонсо, граф Казерта умер еще в 1934-ом, и вот здесь был последний бесспорный переход титулярной короны Обеих Сицилий – к его старшему сыну Фердинанду Пию.

Крест ордена
Крест ордена

Ко всему прочему, в Каннском Акте вовсе забыли решить вопрос с Константиновским орденом Святого Георгия – глава дома Неаполитанских Бурбонов был его гроссмейстером. Этот малоизвестный орден вплоть по конец XIX века считался старейшим из рыцарских орденов, ведь его основании приписывалось аж самому императору Константину I Великому (272-337). Ну, или на худой конец «поскромнее» – Исааку II Ангелу (1156-1204). И то, и другое, разумеется, чушь чистой воды, орден создали в 1545 году венецианские дворяне (албано-византийского происхождения), братья Андрео и Паоло из семьи Анджело Флавио Комнено.

Как видим по фамилии, семья эта отличалась небывалой скромностью, возводя себя сразу к двум византийским императорским родам – Комнинам и Ангелам (вторые связаны с первыми изначально по женской линии). Ну, и с Константином Великим ушлые венецианцы себя также связывали, чего уж тут мелочиться. Современные историки, впрочем, предполагают, что Анджело Флавио Комнено, действительно могли иметь какие-то родственные связи с византийскими императорами по женским или бастардским линиям, но доказать это не представляется возможным – ни одна из существующих и доказанных линий настоящих потомков базилевсов, с этими претендентами не связана.

Франческо Фарнезе
Франческо Фарнезе

В любом случае, кто бы они не были по происхождению, шустрым венецианцам Андрео и Паоло, «каким-то» образом, удалось застолбить свой орден у Папы Римского Павла III (Алессандро Фарнезе), который признал их наследниками Исаака II Комнина и гарантировал их право наследовать земли в бывшей Византии, коли уж ее удастся отбить у османов. Предполагается, и не без оснований, что Папа был так снисходителен, потому что данная семья имела обширные связи, можно подозревать и некий денежный подкуп.

Рискну предположить и другое (дополнительное) объяснение, лежащее, впрочем, на самой поверхности. Должность гроссмейстера передавалась в роду у этих Флавио Комнено по мужской линии, пока наконец последний из этой семьи Джованни Андрео II (1634-1703) под закат жизни, оставаясь без наследников мужского пола, не продал ее… Хм, какое совершенно случайное совпадение – покупателем и новым гроссмейстером оказался Франческо Фарнезе, герцог Пармы и Пьяченцы, никто иной, как прямой потомок Папы Павла III. А ларчик с признанием липового ордена Римским Папой, может быть, куда проще открывался? Предположу: Папа поставил тайное условие – признаю, но в случае угасания вашего рода, вы передаете учрежденный Константиновский орден моим отпрыскам.

Итак, наследником Фарнезе стал будущий король Испании Карл III (как первенец Изабеллы Фарнезе, племянницы последних герцогов) и уж от него титул гроссмейстера наследовали Неаполитанские Бурбоны. Орден, впрочем, далее раскололся и существует ныне в трех версиях – у Бурбонов Пармских и у двух ветвей Неаполитанского дома.

Раньери
Раньери

Но вернемся к Карлосу Танкреду. В 1960 году скончался Фердинанд Пий Бурбон и с тех самых пор, Неаполитано-Сицилийский дом раскололся на две линии, и обе они претендуют на эфемерную корону Обеих Сицилий. Первую ветвь, так называемую франко-неаполитанскую изначально возглавил Раньери - четвертый сын Альфонсо, графа Казерта. Главой второй ветви, именуемой испано-неаполитанской, стал Альфонсо Мария (1901-1964), старший и единственный выживший сын Карлоса Танкреда.

7 января 1960 года, сразу в день смерти Фердинанда Пия, принц Раньери поторопился объявить себя новым главой королевского дома, в этом его поддержало большинство сицилийских родственников, за исключением, разумеется, Альфонсо Марии. А вот на сторону последнего встал инфант Хуан, на тот год глава Испанского королевского дома. Несмотря на то, что Хуан был третьим сыном низложенного Альфонсо XIII, именно он оказался наследником отца в 1941 году, так как два его старших брата под давлением семьи вынуждено отказались от права наследовать испанскую корону по причине своих морганатических браков.

Инфант Альфонсо Мария
Инфант Альфонсо Мария

Разгадка поведения Карлоса Танкреда, не пытавшегося аннулировать Каннский акт, возможно, кроется в следующем. Судя по всему, хотя я не очень в этом уверен, Карлос Танкред считал Каннский акт… не сработавшим и не вступившим в силу. Именно этой точки зрения и придерживался, насколько я понимаю, его сын Альфонсо Мария.

Но в любом случае, если это так, с его стороны было серьезной ошибкой не запротоколировать это как-то официально. Потому как Раньери думал совершенно иначе и объявил себя законным и единственным преемником покойного Фердинанда Пия.

Альфонсо Мария указывал и еще на один факт – принц Раньери не может наследовать корону ко всему прочему и потому, что подобно еще одному своему брату, Джаннери, вступил в морганатический брак. Да, в 1923 году, Раньери женился на графине Марии Каролине Замойской. Что же касается самого Альфонсо Марии, то вот у него с браком было все весьма статусно – женился он на Алисе Бурбон-Пармской.

*****

Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017