29 барельефов Летнего дворца Петра I. 3 часть, Южный фасад
Это продолжение статей 1 часть, Невский фасад и 2 часть, Фасад вдоль Фонтанки.
Южный фасад
Южный фасад — «царский», парадный, поэтому он почти полностью украшен изображениями Олимпийских богов: Венера, Диана, две Минервы, Юпитер и Кибела, Нептун и Амфитрита, Плутон и Прозерпина.
Восточный фасад свободен от политических аллегорий. Южный — ими пронизан.
Венера и Адонис
Рельеф, который открывается взгляду гостей, заходящих на лодках в Гаванец, изображает Венеру, пытающуюся удержать возлюбленного. Она знает, что Адонису суждено погибнуть на охоте и пытается защитить его.
Адонис, марширующий с копьём, предстаёт в героическом ореоле. Современники Петра расшифровывали образ сходу: Карда XII уговаривают не отправляться в русских поход.
Диана-охотница
Изображение Дианы с рогами-полумесяцем, держащей на поводке двух собак — впечатляющий образ, у которого нет очевидных параллелей у Овидия.
Эта фигура, как и ряд других, выполнена сравнительно неплохо. Неудачно вышла только левая рука с её неестественным положением.
Нептун и Амфитрита
Нептун — древнеримский бог морей, а его супруга Амфитрита — покровительница мореплавателей, которая часто сопровождает мужа, помогая усмирять морские волны.
Их первая встреча описывается в мифах: Посейдон (Нептун) без памяти влюбился в прекрасную Нереиду, похитил её и унёс на дно морское, где они сыграли свадьбу. Так появилась новая богиня — Амфитрита.
Напоминает Петра I и его жену Марту Скавронскую, с которой он недавно обвенчался, после чего она стала Екатериной I.
Торжество Минервы
Минерва — богиня войны и мудрости — любимое божество панегиристов Петра, мифологический персонаж, который мог наиболее точно отразить военные заслуги царя.
Барельеф с арматурой (пиками, щитами, пушками и другими военными атрибутами) напоминает о Полтавской победе 1709 года.
Юпитер и Кибела
Сюжет профессионально выполненного барельефа позаимствован из «Энеиды» Вергилия. Мы видим богиню Кибелу в короне из башен, которая просит у Юпитера сделать неуязвимыми корабли троянцев. Это аллегория божественного заступничества за молодой российский флот.
Персей отсекает голову Медузе
Древнегреческий герой Персей, сын Зевса и Данаи, отсекает голову Медузе-Горгоне, а рядом с ним — Афина (Минерва). Богиня держит перед Персеем щит необычной формы с шестиконечной звездой. Он защищает героя от убийственного взгляда Медузы.
И вновь аллегория на Петра, его военные заслуги и божественное покровительство.
Гиппомен и Аталанта
Герой Гиппомен решил победить быстроногую красавицу Аталанту в беге. Богиня Афродита дала Гиппомену золотые яблоки из сада Гесперид, чтобы помочь ему. Во время состязания Гиппомен бросал яблоки, а Аталанта подбирала их на бегу. Это замедлило её. Гиппомен одержал победу и взял Аталанту в жёны.
На барельефе герою, бросающему золотые яблоки, придали национальный вид. Сцена превратилась в аллегорический рассказ о территориальных и иных уступках в пользу Швеции и поражениях России в начале Северной войны. Он напоминает о цене, которой было достигнуто военно-политическое превосходство и победа.
Похищение Прозерпины
Плутон, бог подземного мира влюбился в Прозерпину, дочь богини плодородия Цереры, и решил её похитить. Церера так горевала о дочери, что земля перестала плодоносить. Тогда Юпитер приказал Плутону каждый год отпускать Прозерпину к матери. С тех пор она половину года проводит в царстве мёртвых, а другую половину — в мире живых, а на земле происходит смена времён года.
Барельеф можно назвать блестящим как по замыслу, так и по исполнению. Подводит только фигура купидона и то, что немалая часть этой работы появилась усилиями реставраторов.
Подробнее об архитектуре Летнего дворца, барокко и рельефах в Телеграм-экскурсии.
Читайте статьи об остальных барельефах:
2 часть, Фасад вдоль Фонтанки.