Найти тему
Курс «Архитектура петербургского барокко»
Мы создали курс из 7 экскурсий по архитектуре барокко. Выбирайте экскурсию или проходите весь курс целиком, чтобы научиться разбираться в архитектуре барокко в деталях. — Построит маршрут — Покажет знаковые здания от Петра I до Елизаветы I — Расскажет о зданиях, эпохе и архитектуре барокко Стиль барокко господствовал в искусстве Европы в XVII–XVIII веках, он охватывал живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и театр. В России барокко появляется в конце XVII века и в основном проявлялся нарочито «модном» декоре вполне традиционных русских церквей того времени...
2 месяца назад
Партикулярная верфь Петра I
Партикулярная верфь во времена Петра I располагалась на месте здания, построенного для Художественно-промышленной выставки в 1870-х годах. Это здание в стиле эклектика можно увидеть напротив Летнего сада, оно расположено вдоль Фонтанки (современный адрес: Наб. р. Фонтанки, 10). Сначала Партикулярная верфь –– это комплекс деревянных построек, возведенный в 1720-е годы по проекту Доменико Трезини. Тогда же при верфи появилась часовня великомученика Пантелеимона, затем переделанная в походную (полотняную) церковь...
550 читали · 2 месяца назад
Западный фасад Летнего дворца Петра I
Перед прочтением советуем изучить предыдущие части. 1 часть, Невский фасад. 2 часть, Фасад вдоль Фонтанки. 3 часть, Южный фасад. Теперь вернемся к барельефам! Западный фасад обращен к Летнему саду. Общая тема этого фасада — триумф женственности. Политика осмысляется здесь через эротические образы, тщательно отобранные из сюжетов Овидия. Персей и Андромеда Первое, что мы видим — продолжение истории Персея. После того как при помощи Афины (Минервы), Персей совершил ещё один подвиг. Он освободил прикованную к скале Андромеду, дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи...
6 месяцев назад
Барельефы Южного фасада Летнего дворца
Южный фасад — «царский», парадный, поэтому он почти полностью украшен изображениями Олимпийских богов: Венера, Диана, две Минервы, Юпитер и Кибела, Нептун и Амфитрита, Плутон и Прозерпина. Восточный фасад свободен от политических аллегорий. Южный — ими пронизан. Венера и Адонис Рельеф, который открывается взгляду гостей, заходящих на лодках в Гаванец, изображает Венеру, пытающуюся удержать возлюбленного. Она знает, что Адонису суждено погибнуть на охоте и пытается защитить его. Адонис, марширующий с копьём, предстаёт в героическом ореоле...
7 месяцев назад
29 барельефов на Летнем дворце Петра I
Напомним, что основным источниками сюжетов для барельефов послужили «Метаморфозы» Овидия и древнегреческие мифы. Восточный фасад ближе всех находится к воде, на нём расположилось большинство «шлютеровских» рельефов с мальчиками и морскими чудовищами. Сцилла и Улисс Исследователи считают, что сюжет этого рельефа был также почерпнут из «Метаморфоз» Овидия: Улисс (Одиссей), чтобы проплыть через Мессинский пролив, должен был пройти со своим кораблём между морскими чудовищами Сциллой и Харибдой. Сцилла или Скилла — это нимфа, которую Цирцея из ревности к Миносу превратила ниже пояса в собаку...
114 читали · 7 месяцев назад
Летний дворец Петра I
Основным источниками сюжетов для барельефов послужили «Метаморфозы» Овидия и древнегреческие мифы. Гости прибывали на лодках по Неве, поворачивали в Фонтанку, затем попадали в Гаванец, где швартовались и поднимались по крыльцу. Завершали осмотр дворца у западной стены, уже гуляя по саду. Представим, что мы — гости Петра I, начинаем рассматривать дворец с северной стены, которая выходит на Неву. Все барельефы на этой стороне посвящены морю, без которого не может жить Пётр. А также намёкам на шведов и Северную войну, во времена которой была закончена постройка дворца...
1385 читали · 7 месяцев назад
Новая экскурсия от проекта «Архитектура в деталях» о Летнем дворце в Летнем саду и архитектуре барокко. Мы сделали экскурсию, посвященную Летнему дворцу Петра I. Это чат-бот в Telegram с аудио, иллюстрациями и текстами. Главная фишка, что мы показываем на иллюстрациях детали, о которых идет речь в тексте. Можно гулять самостоятельно, а можно пройти квест с друзьями. Чат-бот расскажет о здании в деталях, объяснит связь барельефов с жизнью Петра I, Северной войной и культурой эпохи барокко. Можно идентифицировать каждый рельеф и узнать о том, какой смысл в него вкладывал хозяин дворца, Петр I. А также понять, почему аллегория так важна для культуры барокко и лично для Петра. Наши экскурсии — это труд команды проекта от исследования до создания оригинальных текстов и иллюстраций. Поэтому они платные. Стоимость экскурсии 400 рублей. Оплата происходит в мини-приложении Telegram при помощи сервиса Юmoney.
7 месяцев назад
Что такое пилястра
Если совсем просто, пилястра – это плоская колонна, чуть выступающая из стены. Барочная церковь на нашей иллюстрации обильно украшена пилястрами – плоскими вертикальными выступами стены. У этих выступов прямоугольное сечение, они, как и колонна, имеют базу внизу и капитель наверху. Пилястры появились в эпоху барокко: они выступали в качестве самостоятельных элементов декора фасада или соседствовали с колоннами. Частым приемом было «прислонить» колонну к пилястре, которая начинала играть роль тени или отражения колонны в общем рисунке фасада...
7 месяцев назад
Летний сад Петра I
В архитектуре XVII–XVIII веков парки играют едва ли не более важную роль, чем сами дворцы. Они говорили о статусе и богатстве владельца, больше, чем самые роскошные здания. Ведь создание парка обходилось в несколько раз дороже строительства, да и времени, чтобы вырастить сад, нужно значительно больше. Время чтения: 3 минуты. Летний сад при Петре I носил гордое название Летнего или Царского огорода, так как был, во-первых, огорожен, а, во-вторых, вовсе не чужд сельскохозяйственных культур. И создавался он Петром в стиле барокко...
852 читали · 8 месяцев назад
Петровские шпили и Петербургское барокко
Колокольня со шпилем, пристроенная к западной части храма, пожалуй, самая яркая отличительная черта раннего петербургского барокко. Почти все первые петербургские церкви имели подобную композицию, начиная с собора Петропавловской крепости. Трех-четырех ярусные отдельно стоящие колокольни являются яркой страницей русской архитектуры XVI–XVII века. Первый ярус колокольни с типичным для эпохи барокко арочным входом декорирован горизонтальным рустом. Второй ярус решен в ренессансном духе: пилястры коринфского...
8 месяцев назад
Лучковый полуфронтон
Лучковый полуфронтон – очень часто встречающаяся деталь раннего русского барокко. Полуфронтон – это фронтон* без опоры на карниз (здесь он буквально образован карнизом). «Лучковым» называется, так как напоминает натянутый лук. Лучковый полуфронтон часто украшал карнизы плоских фасадов в раннего русского барокко, создавая иллюзию его выпуклости. Расположенный на четверике лучковый полуфронтон отсылает к закомарам традиционных русских церквей и к барочной текучести линий фасада...
8 месяцев назад
Барокко
Стиль барокко господствовал в искусстве Европы в XVII–XVIII веках, он охватывал живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, театр. Итальянское слово barocco — в своем первом значении – испорченный (например, жемчужина неправильной формы — barocco perola), а также причудливый или даже вычурный. Барокко — продолжение Ренессанса (эпохи возрождения античных идеалов) и, одновременно, его антитеза. История барокко начинается в Италии. Отсчет ведется от позднего Микеланджело. Иконой стиля стала римская церковь...
217 читали · 8 месяцев назад