Найти в Дзене

29 барельефов на Летнем дворце Петра I

Напомним, что основным источниками сюжетов для барельефов послужили «Метаморфозы» Овидия и древнегреческие мифы. Восточный фасад ближе всех находится к воде, на нём расположилось большинство «шлютеровских» рельефов с мальчиками и морскими чудовищами. Сцилла и Улисс Исследователи считают, что сюжет этого рельефа был также почерпнут из «Метаморфоз» Овидия: Улисс (Одиссей), чтобы проплыть через Мессинский пролив, должен был пройти со своим кораблём между морскими чудовищами Сциллой и Харибдой. Сцилла или Скилла — это нимфа, которую Цирцея из ревности к Миносу превратила ниже пояса в собаку. Историки искусства предполагают, что петровские лепщики были недостаточно умелыми, чтобы изобразить наполовину женщину, наполовину собаку, поэтому на рельефе получился Улисс, бегущий вдоль моря, и преследующие его собаки. Превращение Ио На наших глазах Ио, которую Гера приревновала к Зевсу, становится коровой. Правая рука героини почти превратилась в копыто, два тела слились. Рядом с ней Амур, правда,
Оглавление

2 часть, Фасад вдоль Фонтанки

Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I

Это продолжение статьи 1 часть, Невский фасад.

Напомним, что основным источниками сюжетов для барельефов послужили «Метаморфозы» Овидия и древнегреческие мифы.

Восточный фасад

Восточный фасад ближе всех находится к воде, на нём расположилось большинство «шлютеровских» рельефов с мальчиками и морскими чудовищами.

Сцилла и Улисс

Сцилла и Улисс
Сцилла и Улисс

Исследователи считают, что сюжет этого рельефа был также почерпнут из «Метаморфоз» Овидия: Улисс (Одиссей), чтобы проплыть через Мессинский пролив, должен был пройти со своим кораблём между морскими чудовищами Сциллой и Харибдой.

Сцилла или Скилла — это нимфа, которую Цирцея из ревности к Миносу превратила ниже пояса в собаку.

Историки искусства предполагают, что петровские лепщики были недостаточно умелыми, чтобы изобразить наполовину женщину, наполовину собаку, поэтому на рельефе получился Улисс, бегущий вдоль моря, и преследующие его собаки.

Превращение Ио

Превращение Ио
Превращение Ио

На наших глазах Ио, которую Гера приревновала к Зевсу, становится коровой. Правая рука героини почти превратилась в копыто, два тела слились. Рядом с ней Амур, правда, без крыльев.

По этому барельефу можно судить о мастерстве петербургских скульпторов того времени. Изображать человека на европейский лад у них уже получалось, но химеры-полулюди ещё казались неисполнимыми. Разгадать в этих образах сюжет Овидия мог только знаток текста «Метаморфоз».

Амур верхом на морском коне

Амур верхом на морском коне
Амур верхом на морском коне

Амуры — спутники любви и любовных приключений. Морские чудища — страсть, которая, как и морская стихия, может быть непредсказуемой и смертельно опасной.

Прототипами композиций с амурами и чудовищами стали гравюры Мальоли, с которыми Пётр I был знаком.

Мальчик на крылатом драконе

Мальчик на крылатом драконе
Мальчик на крылатом драконе

В эпоху барокко и в скульптуре, и в живописи очень любили изображать пухлых малышей — путти. Даже тогда, когда в этом не было сюжетной необходимости.

Этот сюжет, например, связан с мифологическими историями о том, как Нептун-обольститель превращается в диковинных зверей, обманывая своих избранниц. Изображение Амура подкрепляет эту интерпретацию.

Мальчик с морским козерогом

Мальчик с морским козерогом
Мальчик с морским козерогом

Амуры напоминают зрителю, ради чего Нептун принимал необычный облик — ради любви. Морскую и любовную линию объединяет символика чудесного, страшного, ведь обе стихии одинаково опасны.

Кстати, амур на этом барельефе тоже без крыльев. Когда их было неудобно изображать, об этой части аккуратно «забывали».

Мертвый мальчик на дельфине

Мертвый мальчик на дельфине
Мертвый мальчик на дельфине

«Любовь ранит смертельно». Об этом тиражируемая в искусстве со времён Рафаэля история «Мёртвого мальчика на дельфине».

Подробнее об архитектуре Летнего дворца, барокко и рельефах в Телеграм-экскурсии.

Читайте статьи об остальных барельефах:

1 часть, Невский фасад.

3 часть, Южный фасад.

4 часть, Западный фасад.