Во второй половине 2025 года с космодрома Байконур запланирован туристический полет на Международную космическую станцию (МКС). Срок пребывания людей на орбите составит 10 дней, их будут готовить к отправке в течение 10 месяцев. Стоимость полета составляет более $50 млн. О том, появится ли программа космического туризма в РФ и возможно ли его развитие в нынешних условиях, рассказал в эксклюзивном интервью NEWS.ru ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
Туристов в космос отправляли еще в СССР
— Можно ли говорить о том, что в России появится программа развития космического туризма?
— У Роскосмоса нет такой специальной программы, хотя запуски космических туристов в СССР и в РФ проводятся более трех десятилетий. В начале 1990-х японец Тоёхиро Акияма и Хелен Шарман из Великобритании летали на космических кораблях «Союз» на советскую орбитальную станцию «Мир». В 2001 году на МКС отправляли американского бизнесмена Денниса Тито.
Затем [Роскосмосом] было организовано еще несколько полетов коммерческого назначения. Эти попытки оказались вполне удачными, туристов отправляли и возвращали на Землю. Но сказать, что это превратилось в некую программу, нельзя.
— Полеты приносили прибыль?
— Трудно сказать, насколько это было прибыльно, поскольку сложно считать доходы и расходы. Но во многих начинаниях мы как космическая держава были первыми. Остается ли Россия на передовых рубежах, точно сказать нельзя. С момента первых коммерческих полетов наши коллеги на Западе стали разрабатывать космические аппараты именно для целей туризма. У нас такие попытки где начались, там и закончились, потому что это сильно затратное занятие. Оно требует немалых инвестиций, и тех, кто готов их сделать, не нашлось.
— В других странах нашлись?
— На Западе есть достаточно богатые люди, которые могут позволить себе такой риск, как космический туризм. Но более низкого уровня, чем полеты на МКС.
Предприниматели Ричард Брэнсон из Великобритании и Джефф Безос из США преуспели в организации космических полетов. Что касается Брэнсона, то были ЧП с человеческими жертвами (в 2014 году космический корабль Virgin Galactic, разработанный с целью доставки туристов в космос и обратно, разбился в Калифорнии. Один пилот погиб, второй получил ранения. — NEWS.ru), потому нельзя сказать, что это совершенно безопасное занятие. Эти бизнесмены решили, что можно отправлять туристов на высоту более 110 километров над Землей и возвращать обратно. Там космические виды, есть ощущение невесомости, и люди получают массу впечатлений, заплатив немалые деньги.
Безос и Брэнсон хотели получить этот рынок, но вопрос, заработали ли они, остается открытым. Нельзя сказать, что такой вид туризма прижился. Хотя компании, которые организуют подобные полеты (Blue Origin Безоса и Virgin Galactic Брэнсона. — NEWS.ru), не разорились и, возможно, имеют привлекательное будущее. У них совсем разные схемы полетов. У Брэнсона — фактически космический самолет, а у Безоса — ракета с посадочным аппаратом.
Сколько стоит туристический билет на МКС
— Что предлагают космическим туристам в Роскосмосе?
— Полеты с выводом на орбиту и с пребыванием какое-то время на МКС.
— Сколько стоит космический полет?
— Например, у Безоса полет стоит сотни тысяч долларов. Это, можно сказать, копейки. В случае полноценного полета речь идет о десятках миллионов долларов. Но не очень понятно, обеспечится ли окупаемость. Если говорить о нашем участии, то, возможно, все получится [с окупаемостью]. Что касается технических средств, инфраструктуры и всего прочего — все у нас есть.
Последний коммерческий полет — съемки фильма «Вызов» на МКС, где 12 суток провели актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. Это очень дорогостоящее мероприятие. Чтобы поставить такие полеты на поток, нужно снижать цену. Ее можно сравнить со стоимостью проектов других участников коммерческой деятельности в космосе. У наших зарубежных коллег и конкурентов, например Илона Маска и его компании SpaceX, все готово заранее. В этом отношении они находятся на том же уровне, что и Роскосмос.
По словам Маска, стоимость отправки туриста в космос составляет $20–30 млн. В Роскосмосе оперируют теми суммами, которые соответствуют расходам на полет профессиональных космонавтов. Это около $50–70 млн, что неконкурентоспособно. Над этим надо работать, чтобы снизить цену до приемлемого уровня. С учетом использования МКС для приема туристов на постоянной основе это должно быть вполне прибыльно.
Какие преимущества есть у Роскосмоса перед компаниями США
— Насколько перспективным является использование МКС для космического туризма?
— Это направление мне кажется перспективным, потому что абсолютную надежность полета обеспечивает носитель «Союз». Он непревзойден по этому показателю. Ели мы хотим заниматься космическим туризмом, то нельзя идти по пути Безоса и Брэнсона, то есть строить специальные носители. Не нужно делать дополнительных капиталовложений.
Другой вопрос — подготовка туристов. Нельзя сказать, что это очень трудно, но в данном случае потребуются инвестиции.
У Роскосмоса как у государственной корпорации есть свои существенные задачи. Что касается туризма, то его следовало бы отдать частной компании. Речь идет о подготовке туристов и организации полетов. Роскосмос будет запускать людей в космос и возвращать их на Землю.
На МКС будет музей?
— Эксперты все чаще говорят о том, что МКС достигла предела своей плановой эксплуатации. Есть вариант затопления станции (хотя в этом случае речь идет в большей степени о ее сожжении в плотных слоях атмосферы), но это будет бешено дорого. Но можно поступить иначе — использовать МКС в качестве музея, проводить на ней научные исследования, которые бы окупались за счет коммерческих полетов на орбиту.
Это не выглядит нереализуемо. Я не исключаю, что продолжение использования МКС в новой роли окажется выгоднее, чем ее сожжение и затопление. Это будет очень привлекательно для состоятельных туристов и Роскосмоса. Стоит подумать о создании международной компании для дальнейшей эксплуатации МКС с существенной долей Роскосмоса.
— Как проходит подготовка космических туристов?
— Она похожа на штатную подготовку профессиональных космонавтов, но в сокращенном виде. От участников коммерческих полетов не требуется то, что требуется от летчиков, которые работают на орбите и занимаются деятельностью вне космического аппарата. Это имитация переходов из одного корабля в другой, ознакомление с работой бортовых систем и оборудования МКС, с действиями экипажа на корабле и на станции, а также изучение алгоритма шагов при нештатных ситуациях — разгерметизации или возгорании.
Читайте также:
Стало известно, во сколько Роскосмосу обошелся разрыв с Западом
После МКС: сможет ли Россия построить космическую станцию без США или Китая
«Хуже быть не может»: в космической отрасли оценили разрыв с OneWeb
«Памятник спрятан в кустах»: что происходит с наследием Гагарина в России
Не те люди и цели: что не так с российской космонавтикой
Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале