Немного о том, как я пришел в моделизм. Мой дедушка еще с советского времени коллекционировал модели автомобилей. Я, повзрослевший, примерно уже в 6 классе, с трепетом и любовью смотрел на них через створки стеклянного бабушкиного серванта. Постепенно я сам начал копить деньги и покупать себе машинку за машинкой. Мы с дедушкой могли часами рассматривать и обсуждать их.
В один из праздников 23 февраля я получил подарок от дедушки, это была сборная модель военного самолета, счастью моему не было придела. Сам дедушка к тому времени успешно собрал не менее трех экземпляров техники.
Сидя на полу и собирая модель на деревянном табурете, я сделал его за один день, и меня было не оторвать. Самолет был собран криво, неаккуратно и вообще очень плохо. Но, это была моя модель и я был горд собой. С тех пор я время от времени покупал себе модельки и собирал их в свободное время.
И так, как все началось...
Моя девушка работает учителем в школе, преподавателем начальных классов. При этом ведет музейный уголок в этой же школе.
Школа находится на улице Ивана Черных и в самом музее есть отдельный стенд с информацией этого советского летчика.
Моя идея была в том, что-бы оживить музейный уголок. Я захотел сделать диораму. Опыт в этом есть, но не большой и на бытовом уровне. Все же я решился на эту работу. Хочется освятить подвиг наших солдат, подарить детям эмоции и сохранить память наших героев.
Работа уже начата, дальше я постараюсь поэтапно рассказать о самом процессе.
Но для начала. Кто-же такой Иван Черных
Черных Иван Сергеевич
МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ / ЛЕТЧИК - БОМБАРДИРОВЩИК
02.08.1919 - 16.12.1941
Родился 2 августа 1918 года в деревне Петухи ныне Александровского сельсовета Советского района Кировской области в семье крестьянина. Русский. С 1928 года Иван с матерью переехали жить в Томск. У каждого человека есть своя большая мечта. Была такая мечта и у Вани Черных. С мальчишеских лет пробудилось страстное желание научиться летать, стать крылатым человеком. Окончил 6 классов школы № 4 и школу ФЗУ в Томске. Работал слесарем - ремонтником на Киселевском машиностроительном заводе.
В рабочем коллективе получил хорошую закалку, в 1937 году стал комсомольцем. Комсомол дал Ивану путевку в авиацию. Сначала Черных учился в аэроклубе, а в январе 1939 года был направлен в Новосибирскую военно-авиационную школу. Энергичный, жизнерадостный паренек рвался в небо. Что только не делал он, чтобы заполучить «еще один полетик». Быстро росло его профессиональное мастерство. Из училища Иван Черных вышел хорошо подготовленным летчиком, получив звание младшего лейтенанта.
Подвиг экипажа ПЕ-2
16.12.194, серый декабрьский день был на исходе. Тяжело нагруженные бомбардировщики, взвихрив снежную пыль, поднялись с аэродрома. Путь им предстоял хотя и не очень длинный, но трудный — все время над территорией, занятой врагом, все время под прицелом вражеских зениток.
Перед станцией Чудово бомбардировщики встретили стену огня зенитной артиллерии. Командир группы старший лейтенант Солдатов позднее рассказывал товарищам, что от разрывов снарядов в глазах рябило. Зенитки прикрывали колонну войск и техники, вытянувшуюся от станции Чудово, по которой и предстояло нанести удар. Искусно маневрируя, Солдатов проскочил опасную зону и в этот момент увидел, что на идущем за ним самолете Ивана Черных, показалось пламя. «Подбит снарядом!» — пронеслось в голове.
Впереди, на дороге, длинной лентой растянулась вражеская колонна. Экипаж Солдатова начал бомбить ее. Вслед за ним очень точно, словно во время учебного полета, а не с горящей машины, экипаж младшего лейтенанта Черных положил всю серию бомб вдоль колонны, и их разрывами разметало машины. В то же время беспрерывно, не утихая, блестели язычки пламени у ствола пулемета стрелка-радиста Губина, и ленты трассирующих пуль хлестали по колонне.
Черных еще не терял надежды сбить пламя. Командир группы истребителей, прикрывавшей бомбардировщики, капитан Пасечник видел, что Черных использовал для этого все возможности: накренял машину на крыло, резко снижался... Но огонь бушевал.
Экипаж мог еще отвернуть в сторону от скопления вражеских войск. Но летчики приняли другое решение. Никто не знает, как они его обсуждали и принимали. Радио молчало, и командир группы Солдатов не слышал их голоса. Видно, сердца Ивана Черных, Назара Губина, Семена Косинова бились в одном ритме, мысли работали в одном направлении. Может быть, Черных и Косинов вспомнили тот день, когда они на аэродроме у своего самолета читали сообщение о подвиге экипажа Николая Гастелло, вспомнили, о чем говорили и что решили тогда. Никто этого не знает. Фактом стало то, что все трое продолжали выполнять боевое задание. Командир группы видел, что летчик уже с трудом управляет бомбардировщиком. Вот он увеличил скорость, обогнал ведущего, и устремился к скоплению техники и войск на дороге.
Какой нужно обладать волей, чтобы так твердо держать горящий самолет на боевом курсе, на последнем боевом! Иван Черных знал, что делает, и руки его, крепко державшие штурвал самолета, не дрогнули. Бомбардировщик шел строго над дорогой. Высота все меньше и меньше...
В этот момент, горящий бомбардировщик резко пошел вниз и, словно огненный метеор, на полной скорости врезался в колонну вражеских машин. Над дорогой взметнулось пламя взрыва.
Иван Черных, Семен Косинов и Назар Губин нанесли свой последний удар по фашистским захватчикам и погибли смертью героев. Им было тогда по 23 года.
Что такое диорама.
Диорама – это полукруглое или лентообразное живописное полотно с расположенными на переднем плане макетами. Зрелищный эффект получают за счет сочетания художественных и технических возможностей. Диорама предполагает дополнительное освещение и зачастую размещается в особых павильонах, оборудованных подсветкой.
И так. Настало время покупки.
Идея заключается в том что-бы изобразить момент трана горящим самолетом немецкой колонны, не знаю что из этого выйдет, но я постараюсь.
Сложность была не только в выборе модели, но и соответствием с временными промежутками и времени года. Я не мог поставить технику начала 43 года в диораму событий 41, так же и с пехотой - она должна соответствовать обмундированию того времени и времени года (зима).
Казалось бы... Все есть в интернете на любой вкус и цвет. Да, но конкретно под эту задачу найти что-то нужное сложно, да и стоимость - разница от смешных до космических. Плюсом к этому работа будет в масштабе 1:72, не самый популярный среди моделистов. Обойдя не один специализированный магазин, у меня получилась своего рода "солянка" из разных моделей разных производителей. Итого, страны производителей стали: Россия, Италия и Южная Корея.
Инструменты и химия
С большим количеством переездов многие специализированные "плюшки" канули в небытие. Чаще всего, даже одной баночки краски хватало не на одну модель, что достаточно экономно. Краски бывают абсолютно разными от тех, которые могут идти в наборе как подарок, до специализированных Японских красок. Также я пользуюсь острыми бокорезам, они помогают аккуратно отрезать деталь от литника, оставляя минимум следов. В качестве ножа в ход идет лезвие скальпеля, опять-таки же существует множество ножей со сменными лезвиям. Различные пинцеты для работы с мелкими деталями тоже присутствуют. Конечно, все можно сделать "на коленке" имея тольно острый нож и клей, но чем аккуратнее получится, тем лучшее. Тем более не забываем, что работа для музея, пусть и маленького.
Сборка:
1.
Сборка началась с двух немецких легких танков Pz.Kpfw.II (пз-2) и двух пулеметов mg-42, пусть количество деталей и меньше чем в масштабе 1:35, с которым я чаще всего и работал, детали данного масштаба более мелкие и требуют внимания. Приятная для сборки модель, в комплекте имеются фототравления, что не может не радовать. Не буду долго заострять ваше внимание, неплохая модель за свои деньги.
2.
Далее я начал с двух немецкий грузовиков, грузовики имеют неплохую внутреннею детализацию (отсек мто, трансмиссия, рама и т.д). Из-за своей невнимательности или других факторов, я не заметил, что данный набор предлагает две кабины на выбор на один грузовик, а не два грузовика сразу.
Весь вопрос в том, что я не смог найти готовый вариант передвижной зенитной установки, и пришлось импровизировать. Таким образом, я размещу зенитку с автопушкой 2 cm Flak 30 в кузов грузовика. Зенитный расчет с пушкой собирался и приобретался отдельно.
Примерный законченный вариант выглядит так. В кузов второго грузовика (если бы он был), я хотел разместить различное военное обмундирование, бытовые вещи и тенд. Вторую, оставшуюся кабину я хочу использовать в качестве разрушенной декорации с открытым капотом и изувеченным двигателем. Пока это только задумка, к концу работы я определюсь точнее. Не самый качественный пластик, а, возможно, все из-за моей "криворукости", так как автомобили я ранее не собирал. Думаю, конечный результат получится неплохим.
3.
Время пехоты. Для того что-бы изобразить картину более живой, на ней будет не только военная техника, но и пехота. Опять таки же, ранее с таким масштабом я не сталкивался, да и в масштабе 1:35 не блистал навыками окраски экипажа и пехоты. Набор состоит из 36 пехотинцев, солдаты изображены в 6 разных позах, далее повторяют сами себя.
Покраска была сложной, но от этого не менее увлекательной. Краска ложится ровно, охотно. Очень кропотливая работа, было много переделок. Обмундирование, оружие, лица достаточно сложно раскрасить и выделить. Объективно, не могу сказать как получилось, в любом случае это будет дорабатываться в финальном этапе. Масштаб модели можно оценить на фото.
Движение и поза солдат будут генерироваться после того как будет готова площадка и сама местность. Так же мы ждем ответ о цензуре данного проекта, в рамках изображения раненых и изувеченных немецких солдат.
4.
Ну и, можно сказать, "Гвоздь программы". Советский пикирующий бомбардировщик пе-2. Самая большая фигура данного проекта, имеющая достаточно большое количество деталей и нюансов. Порадовала подробная проработка внутреннего убранства самолета. Органы управления, отсек для хранение бомб, движущиеся пулеметы в бойницах и т.п, все это создает антураж и интерес к данной модели только подогревается.
А так же мы не забыли про экипаж легендарных советских летчиков. Экипаж будет состоять из трех человек, которые будут видны из самолета и расположены согласно своим военным должностям.
Сборка самолета еще не завершена и требует достаточно много времени и сил. Совсем скоро нам придет аэрограф, декорации и различные и усовершенствования для диорамы. Так же в рамках работы были изучены технические карты, фотографии техники тех лет. Время и цели эксплуатации, камуфляжи. А так же подробный вид и внутреннее убранство кабины самолета (исторически восстановленный) в различных авиасимуляторах. Есть много идей и задумок, предстоит еще много работы, надеюсь вы поддержите меня в моем проекте.
И надеюсь вам было интересно! Это мой первый опыт в рамках создания подобного проекта и написание статей. Любая критика приветствуется. Жду ваших советов и мнения. Если вам понравится идея и ее история, я буду работать над второй частью. Всем спасибо!