О.Л.Стрижков, КРОО «Балтийский союз коллекционеров» г.Калининград
Анна Демянчук, г.Москва
_______________________________________________________________________________________
«Ты хочешь купить монету.
Ты сомневаешься – это
оригинал или копия монеты.
Если сомневаешься, то
проходи мимо, не оглядываясь, даже если
монета манит тебя.»
Мудрый Нумизмат
_________________________________________________________________________________________
Монета номиналом 1 рубль 1995 года «50 лет Великой Победы». Набор памятных монет «50 лет Великой Победы». Чем отличается оригинал монеты от копии монеты. Как правильно определить монету и купить ее?
В 1995 году к 50-летию Великой Победы на Ленинградском монетном дворе были выпущены юбилейные наборы памятных монет из недрагоценных материалов тиражом 200 тысяч штук. Монеты имели единый дизайн: на лицевой стороне (аверс) в центре помещена эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и регалий), по окружности прописью указан номинал и надпись «БАНК РОССИИ». На обороте (реверс) надпись - «50 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ», под ней иллюстрация на военную тематику. Монеты были представлены 6 номиналами, из которых 1, 5 и 50 рублей выполнены из латуни, а 10, 20 и 100 рублей из медно-никелевого сплава белого цвета. В набор входил жетон изображением здания Ленинградского монетного двора с одной стороны и портрета Петра I с другой.
Набор представляет собой складную книжку, состоящую из обложки и разворотных листов.
Монеты вместе с жетоном были упакованы в красочный картонный буклет с изображением Ордена «Победа» и Георгиевской ленты (обложка набора).
Размер буклета – 200х100мм. Качество чеканки монет и жетона — улучшенный UNC, то есть без царапин от хранения в мешках.
Набор помещался в бумажный конверт со схожим стилистическим оформлением.
Разворотный лист с обеих сторон.
Лист окончание набора
Монета номиналом 1 рубль 1995 года набора «50 лет Великой Победы» посвящёна плакату «Родина-мать зовёт!», который стал одним из первых советских плакатов Великой Отечественной войны. Плакат был выполнен в конце июня 1941 года художником И.Тоидзе, и стал одним из символов Великой Отечественной войны.
И.Тоидзе изобразил Родину в образе женщины, облачённой в красные ткани с поднятой вверх левой рукой, в правой руке держит листок с военной присягой, которая звала в бой, на защиту Отчизны. Наверху плаката надпись: в две строки «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!», на заднем плане видны штыки винтовок. Изображение женщины позволяет воспринимать как образ Матери-Родины. Плакат «Родина-мать зовёт» обращается к зрителю с прямым патриотическим призывом.
Решительная женщина, в которой сквозь облик матери символически проступает образ Отчизны, показывает зрителю текст воинской присяги и взметнувшейся рукой указывает в сторону ощетинившихся штыков, призывая немедленно влиться в армию защитников Родины. Плакат использовался как средство наглядной агитации и пропаганды для набора в Красную армию. Плакат редко кого оставлял равнодушным в те тревожные летние дни.
Впервые же месяцы после нападения на СССР гитлеровской Германии он был напечатан огромными тиражами. Седая женщина с суровым взглядом и экспрессивно воздетой рукой встречала людей на вокзалах, призывных пунктах, в Домах культуры, на проходных заводов и других учреждениях, в воинских эшелонах, на кухнях в домах и на дощатых заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица. Выпущенный в виде открытки, он хранился у бойцов в карманах гимнастерок. Отступая, воины срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой, говоря при этом «Маму нельзя здесь оставлять!».
Недаром солдаты писали об этом плакате; «Он напоминает нам не только о Родине, он напоминает нам о нашим матерях, проводивших нас в бой».
Следует заметить, что советские люди впервые дни войны добровольцами спешили к военкоматам и без всяких плакатов.
Многие были уверены, что образ Родины-матери — собирательный. Но у женщины с плаката был реальный прототип.
По словам художника, идея плаката возникла у него после того, как по радио объявили о начале войны, прообразом для портрета Родина – мать стала жена художника Т.Тоидзе.
Когда по радио прозвучало сообщение о начале войны, жена художника Тамара вбежала в мастерскую мужа с восклицанием: «Война!» Это была не постановка, а настоящее выражение лица, эмоции жены художника и трагический жест – рукой Тамара указывала на радиоприемник, откуда прозвучало сообщение. Его так поразила выражение ее лица, что он приказал жене не двигаться и сделал первый набросок. Рисовал плакат углем, итальянским карандашом, который не отсвечивал, и красной гуашью. Жена стояла у окна и позировала. У неё то и дело затекала поднятая вверх рука. К утру плакат был готов. Он был стандартного размера: 90 на 60 сантиметров. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Плакат был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.
Тамара Тоидзе была в ту пору молодой женщиной, но художник сознательно состарил её, сделал её немного крупнее, чтобы получился обобщённый образ матери – седовласая женщина с сильными, натруженными руками, облачённая в красные ткани, одновременно символизирующая ярость и сдержанность. Придал её лицу строгость матери, зовущей на битву своих детей. Жест – воздетая левая рука – характерен для целого ряда агитационных плакатов времен Первой мировой и других войн, однако в работе И.Тоидзе это движение не выглядит повтором, оно органично и чуть-чуть напоминает экспрессивную жестикуляцию. Одежда матери, ее красный цвет и силуэт, вызывает ассоциации и с красным флагом. В целом получился образ, бьющий в самое сердце и поднимающий на битву.
В руках Родина-мать держит листок с военной присягой. Позади женщины – множество штыков, олицетворяющих мощь и силу Советской армии. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.
В образе Родины - матери с плаката русские видели в ней русскую, украинцы – украинку, грузины – грузинку… Уникальность изображения в этом и заключается: едва ли не каждый советский солдат видел на этом плакате свою родную мать, зовущую его на бой.
Военный плакат был настоящим воюющим бойцом в строю, достоверным документом Великой Отечественной и хранителем памятных событий 1941-1945 годов.
Сегодня некоторые современные исследователи высказывают сомнения по поводу времени и обстоятельств создания этого плаката. Некоторые из них утверждают, что «Родина-мать» была создана еще до начала войны, а другие – что И.Тоидзе позаимствовал жест призыва к действиям не у своей жены, а у авторов уже существующих зарубежных агитационных плакатов на военную тематику (агитационные плакаты Франции, Греции, США).
Как бы там ни было, сила воздействия «Родины-матери» была необыкновенной: плакат вдохновлял людей так же, как песня «Священная война». Вряд ли это было бы возможно, если б художник создал всего лишь портрет своей жены. Образ действительно был собирательным, что подтверждает и сын художника А.Тоидзе: «Образ женщины с плаката, конечно, во многом обобщенный. Мать очень красивая была, но отец упростил ее образ, сделал понятным всем…». Именно поэтому этот образ стал настоящим символом той эпохи и силы духа народа, поднявшегося на борьбу с фашизмом.
После войны художник И.Тоидзе для различных музеев сделал ещё десять авторских копий плаката, оригинал плаката хранится в Третьяковской галерее.
Для одних плакат стал образцом советской военной пропаганды. Для других — Родиной-мамой, которую нужно отстоять и защитить. Для семьи художника И.Тоидзе изображенная на нем женщина — бесконечно родной и любимый человек.
Монета номиналом 1 рубль 1995 года набора «50 лет Великой Победы» посвящёна плакату грузинского художника И.Тоидзе «Родина – Мать зовёт!».
Монета были отчеканена Ленинградским монетным двором Гознака. В настоящее время монета пользуется большой популярностью. Чеканка заметно сглаживает суровость женского лица, но общий посыл остаётся неизменным и на реверсе юбилейного рубля.
В связи с повышенным коллекционным спросом на монету, на российском рынке появилось большое количество копий монеты производства Китай. Копии изготавливаются из материалов: латунь, сплав меди и никеля, белый металл.
Изготавливаются копии монеты качественно, но есть определенные изъяны, по которым можно определить – что это копия.
Мы предлагаем Вам простой способ определения монеты (оригинал или копия) по нижеперечисленным отличительным различиям между монетой-оригинал и монетой-копия.
- Номинал – 1 рубль
- Описание монеты – 50 лет Великой Победы
- Выпуск: Набор «50 лет Великой Победы».
- Страна - Россия
- Год – 1995
- Период обращения – Россия. Тираж – 200000 шт.
- Качество выпуска - UNC
- Материал – латунь (оригинал) / латунь…(копия)
- Гурт - гладкий (оригинал) / гладкий… (копия)
- Форма монеты-круг (оригинал) / круг (копия)
- Вес- 6,25 грамм (оригинал) / 6,3… грамм (копия)
- Диаметр монеты-19,45 мм (оригинал) / 19,45…мм (копия)
В данной статье приведены отличительные различия по реверсу и аверсу монеты 1995 года выпуска (оригинал и копия), которые можно определить при помощи визуального осмотра данной монеты. Данный осмотр поможет отличить оригинал монеты от копии монеты и позволит сэкономить денежные средства при покупке монеты. По состоянию на июнь 2024 года оригинал монеты стоит от 2800 рублей до 3500 рублей в зависимости от качества сохранности монеты. Высокая стоимость монеты вызвана её большим спросом, который обусловлен небольшим тиражом. Копия монеты стоит от 150 рублей до 250 рублей в зависимости от качества сделанной монеты.
Мы надеемся, что данная статья поможет Вам в покупке монеты. Просим Вас написать нам информацию о ситуациях покупки копий монет и будем рады, если Вы пришлете нам различные варианты копий монет (фото) с указанием их характеристик. Ваши сообщения будут опубликованы, как дополнительный материал статьи.
Электронный адрес обратной связи: OlegStr1863@yandex.ru
________________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить, что то интересное.
Ставьте лайк,пишите комментарии ,так как это прекрасный способ, сказать нам Спасибо за нашу работу .
Всем добра, С Уважением, Мудрый Нумизмат.