Гёбекли-Тепе стал одной из самых обсуждаемых археологических находок последнего десятилетия. Этот объект в турецкой провинции Шанлыурфа стал предметом ожесточённых дискуссий о происхождении организованной религии и земледелия.
Мегалиты Гёбекли-Тепе, возведённые между 9600 и 8700 годами до н.э., также привлекли внимание альтернативных историков, которые предположили, что этот монумент построили выжившие представители утраченной цивилизации Ледникового периода. Другие утверждали, что Гёбекли-Тепе был садом Эдема, а некоторые полагали, что его создали мифические существа шумеров — ануннаки.
Однако такие теории не подкреплены доказательствами.
Впервые я узнал о Гёбекли-Тепе в 2020 году на Medium, когда в моем ленте появилась статья Оливера Дитриха. Археолог поделился своими наблюдениями и редкими изображениями с места раскопок, где он начал работать в 2005 году.
Дитрих — один из главных археологов этого объекта, и его рассказ вдохновил меня написать о Гёбекли-Тепе три года назад. Исследования значительно продвинулись с тех пор, и наше понимание находок существенно эволюционировало.
Некоторые идеи, например, была ли это изначально храмом, теперь менее определённы. Учитывая, что раскопана лишь небольшая часть объекта, большая часть текущей информации может быть устаревшей через пять лет, что и является очарованием археологии.
Эта история сосредоточится на загадочных людях, построивших Гёбекли-Тепе. Мы попытаемся выяснить, кем они были и имели ли они социальную иерархию, которая позволила им завершить столь грандиозный проект. Прежде чем углубиться в тему строителей одного из первых мегалитов в истории, давайте совершим краткую экскурсию и познакомимся с этим увлекательным открытием.
Гёбекли-Тепе: вид с высоты птичьего полета
Гёбекли-Тепе был обнаружен в ходе археологического обследования, проведенного Чикагским университетом в 1963 году. К сожалению, его проигнорировали, и лишь в 1995 году археолог Клаус Шмидт "повторно открыл" объект и начал раскопки.
Объект находится в регионе Таш-Тепелер (Каменные Холмы), у подножия гор Тавр с видом на равнину Харран.
В Таш-Тепелере есть несколько археологических объектов, включая Гёбекли-Тепе, Невалы-Чори, Карахан-Тепе, Хамзан-Тепе, Сефер-Тепе, Курт-Тепе, Харбетсуван-Тепе, Сайбурч и Аянлар-Хёюк, все они относятся к эпохе докерамического неолита (PPN).
Как следует из названия, PPN относится к периоду неолита (Нового Каменного века) до открытия керамики. Растениеводство и одомашнивание животных находились на ранних стадиях.
PPN разделяется на два периода: PPNA и PPNB.
PPNA соответствует раннему этапу эпохи, примерно с 10 000 г. до н.э. по 8700 г. до н.э., тогда как PPNB длился с 8800 г. до н.э. по 6500 г. до н.э. Гёбекли-Тепе датируется эпохой PPNA, когда наблюдался гибридный образ жизни, включающий элементы оседлости и охоты-собирательства. В следующем разделе мы подробнее рассмотрим образ жизни людей того времени.
Вид с воздуха на Гёбекли-Тепе показывает четыре круглых комплекса — ограждения A, B, C и D, с диаметром от 10 до 30 метров. Геофизические исследования выявили еще 16 подобных ограждений. Также можно заметить несколько меньших прямоугольных сооружений.
Каждое круглое ограждение имеет две гигантские Т-образные колонны (высотой 5,5 м) в центре, окружённые несколькими меньшими Т-образными колоннами. Исследования показывают, что на объекте может быть около 200 подобных колонн.
На Т-образных колоннах изображены люди и животные, преимущественно мужчины. Вы встретите изображения лисиц, кабанов, журавлей, змей, леопардов и стервятников на этих сооружениях. Значительная часть текущих исследований сосредоточена на интерпретации изображений, найденных на Т-колоннах.
Шмидт сначала предположил, что Гёбекли-Тепе был храмом, где охотники-собиратели собирались для ритуалов. Он заключил, что архитекторы Гёбекли-Тепе не могли вести оседлый образ жизни из-за отсутствия источников воды и минимальных доказательств наличия домов. Вместо этого они собирались на объекте для религиозных церемоний и пиршеств.
Шмидт умер в 2014 году. С тех пор были сделаны значительные открытия и исследования, и я уверен, что он бы пересмотрел свои первоначальные выводы. Его теория о том, что объект построили охотники-собиратели, подвергается сомнению.
Давайте выясним, кто построил Гёбекли-Тепе.
Охотники-собиратели или земледельцы?
Согласно популярному мнению, люди сначала жили в кочевых сообществах охотников-собирателей, а затем осели и начали заниматься земледелием около 11 000 лет назад, когда мировые температуры повысились, и климат стал благоприятным для земледелия.
Этот нарратив не подкреплен археологическими данными.
В недавней статье я обсуждал самые ранние постоянные поселения в Дольни Вестонице, Чехия, 26 000 лет назад (до настоящего времени), в разгар Ледникового периода. Наш переход к оседлости был длительным и прерывистым процессом, сопровождавшимся множеством стартов и остановок.
До начала земледелия люди в течение тысяч лет культивировали и обрабатывали дикие зерна. Обработка зерновых культур на Ближнем Востоке датируется 23 000 годами до н.э. и впервые была обнаружена на палеолитическом археологическом объекте Охало II на севере Израиля.
За несколько тысячелетий до периода PPNA культура натуфийцев (15 000–11 500 лет до н.э.) в современной Израиле была полуоседлой. Её жители жили в поселениях, обрабатывали дикое зерно, охотились на животных и варили пиво.
На Гёбекли-Тепе мы видим гибридную полуоседлую культуру, подобную натуфийцам. Жители переживали переходный период. Они были на пороге оседлости, но охота оставалась важной частью их рациона.
В середине лета, в рамках «рабочих пиров», многочисленные люди, построившие мегалиты, собирались для охоты и приготовления пищи.
Согласно Дитриху:
Есть доказательства обширной обработки растительных продуктов и археозоологические данные, указывающие на массовую охоту на газелей в период с середины лета до осени. Так как не было обнаружено крупных хранилищ, мы предполагаем, что производство пищи было предназначено для немедленного использования и интерпретируем эти сезонные пики активности на объекте как доказательство организации крупных рабочих пиров.
Шмидт утверждал, что объект построили охотники-собиратели, поскольку вершина горы, на которой расположен Гёбекли-Тепе, считалась лишенной доступа к воде. Было обнаружено большое водохранилище, которое могло вместить до 15 312 кубометров дождевой воды, что, по словам Шмидта, было недостаточно для засушливых анатолийских лет.
Однако недавние геофизические исследования показывают, что уровень грунтовых вод был выше в период PPNA и мог питать близлежащие родники, которые сейчас неактивны. Основной резервуар, в который собиралась дождевая вода, был связан с несколькими цистернами под основанием объекта, и потенциальная емкость для хранения воды была бы значительно больше.
Археологи также подчеркивают, что следует помнить, что разделение места поклонения и дома — это секулярная западная концепция. Люди, жившие в Гёбекли-Тепе 10 000 лет назад, могли не проводить это различие. Возможно, они поклонялись и жили в одном и том же месте.
Можно представить, что люди жили в Гёбекли-Тепе, по крайней мере, большую часть года. Прямоугольные сооружения рядом с круглыми ограждениями были домашними постройками, что указывает на полуоседлый образ жизни.
Хотя мы отказались от теории Шмидта о «охотниках-собирателях», нельзя отрицать, что Гёбекли-Тепе был построен до полноценного развития земледелия и одомашнивания животных. Люди могли освоить культивирование диких зерновых и выпас диких животных, но им все равно требовались лидеры для координации строительства мегалитов.
Это подводит нас к следующему вопросу: была ли у жителей Гёбекли-Тепе элитная группа?
Кто они были?
Вдохновленные личности Гёбекли-Тепе
Во время PPNA не было фараона или жреца-царя, руководившего мегапроектами. Мы говорим о культурах до образования государства. При отсутствии авторитарной фигуры, что побуждает людей выполнять сложные задачи?
В начале этого года я принял участие в вебинаре о обществе Гёбекли-Тепе, организованном Ли Клэром, одним из ведущих археологов этого объекта. Клэр утверждает, что харизма сыграла значительную роль в поощрении доисторических обществ к выполнению таких монументальных проектов.
Ссылаясь на археолога Жака Ковена, Клэр говорит, что в доисторических сообществах определенные «вдохновленные личности» обладали естественным превосходством, которое позволяло им оказывать влияние на определенных этапах. Например, у нескольких племен палеоиндейцев были военные вожди только на время конфликта. В Гёбекли-Тепе некоторые люди могли руководить другими во время строительства и ритуальных пиров, формируя тем самым элиту общества.
Клэр разделяет этих «вдохновленных личностей» на три группы:
- Обладающие ритуальными навыками
- Рассказчики
- Охотники
Могли быть люди, принадлежащие к более чем одной категории.
Археологи выдвинули гипотезу, что шаманы, или, как их называет Клэр, «обладающие ритуальными навыками», имели влияние в Гёбекли-Тепе. Шаманы играли важную роль в эпоху палеолита, и по мере того как люди оседали, они переходили от анимистических шаманов к полноценным жрецам.
По словам Шмидта:
Вероятно, что шаманы Гёбекли-Тепе находились «на границе». На границе между переходом от анимистического шамана к признанному жрецу. Некоторые мотивы рельефов и скульптур остаются старыми, но они смешаны с предвестием нового мира, мира храмов с могущественными правителями, мира классифицированного общества.
Какие доказательства у нас есть в пользу того, что шаманы имели власть в Гёбекли-Тепе?
Одним из аргументов в пользу влияния шаманов является широкое представление смерти на объекте. Шаманы играли важную роль в интерпретации смерти и загробной жизни в доисторических обществах. Археологи считают, что в Гёбекли-Тепе и соседних местах PPNA существовал культ смерти.
Вы можете заметить рёбра на некоторых изображениях животных и людей, найденных в Гёбекли-Тепе и соседних местах. Ученые говорят, что это представляет собой удаление плоти человека перед погребением. Этот метод известен как экскарнация, и некоторые сообщества, такие как тибетцы и зороастрийцы, до сих пор практикуют его. Панель, изображающая стервятников с безголовым человеческим телом, может ещё больше укрепить аргумент в пользу экскарнации.
Хотя мы не можем с уверенностью утверждать, что обнажённые рёбра представляют экскарнацию, трудно оспорить, что изображения связаны со смертью.
В Гёбекли также есть доказательства почитания человеческих черепов и ранних этапов культа черепов, который распространился по всему Плодородному полумесяцу в период PPNB. В культурах, где шаманы занимают значительное положение, черепа почитаются и сохраняются.
Помимо шаманов, рассказчики играли важную роль в Гёбекли-Тепе. Клэр утверждает, что изображения на Т-колоннах были частью устных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Эти изображения были важны для передачи знаний о прошлом и сохранения культурных традиций.
Клэр также предполагает, что нарративы, обнаруженные на каждой колонне, были уникальны и принадлежали определенному клану в сообществе. Каждый нарратив был независимым и не связан с историями, изображёнными на других колоннах.
Если эта гипотеза верна, какие истории могли быть изображены?
Археологи полагают, что значительные изображения смерти представляют собой легенды культа смерти, передаваемые из поколения в поколение. В частности, изображение стервятника, несущего безголового человека, могло быть неолитическим мифом, связанным со смертью.
Традиционные рассказчики могли подняться на более высокие социальные уровни, используя свои наследственные знания и мастерство нарратива, чтобы влиять на слушателей и завоёвывать расположение людей. Они приобретали уважение и были предпочтительным выбором социальных партнёров. Клэр считает, что престиж и власть могли продвигать рассказчиков на элитные позиции, но у нас нет археологических доказательств, подтверждающих эту теорию.
Фигуры животных в Гёбекли-Тепе в основном изображают хищников или враждебные виды, включая лисиц, диких кабанов, скорпионов, леопардов и туров. Мы видим их в угрожающих позах, готовыми к атаке. Есть и менее угрожающие существа, такие как журавли и утки, но они не составляют основную массу изображений.
Это подводит нас к следующей элитной группе: охотникам.
Могут ли изображения свирепых зверей свидетельствовать о том, что охота по-прежнему считалась уважаемой, а выдающиеся охотники ценились в обществе?
Недавно обнаруженный рельеф на археологическом объекте Сайбурч, недалеко от Гёбекли-Тепе, изображает человека с туром. Во второй половине панели тот же человек окружён двумя леопардами. Человек, кажется, дразнит тура. Он держит предмет, напоминающий змею, который изначально считался гремучей змеёй или хвостом другого животного, но теперь считается отрезанным пенисом и яичками тура. Клэр пришёл к этому выводу, сравнив предмет, который держит человек, с гениталиями быков.
Клэр полагает, что изображение показывает «посвятительное» событие или обряд инициации, в котором охота на опасных существ ценилась в обществе, отражая высокий статус охотника.
Наши знания о Гёбекли-Тепе значительно расширились за последние годы. Мы лучше понимаем, кто воздвиг эти удивительные мегалиты. Они переходили от образа жизни охотников-собирателей к оседлому и находились на пороге одомашнивания растений и животных.
Археологи считают, что шаманы, рассказчики и охотники — все харизматичные члены общины — составляли социальную элиту и руководили проектом в этот до-государственный период.
Мы многому научились об этом загадочном объекте, но ещё многое предстоит узнать. Многие интерпретации изображений субъективны. Недавний пост Оливера Дитриха в социальных сетях подводит итог нашим усилиям по расшифровке нарративных сцен в Гёбекли-Тепе.
«Если вы стоите перед изображением Тайной Вечери, не зная культурного контекста или игнорируя информацию, которую реконструировали другие, вы увидите группу людей, которые едят. И вы можете интерпретировать это как угодно. Это часто происходит с Гёбекли-Тепе». — Оливер Дитрих, через X.
Что вы думаете о социальных классах и нарративных сценах в Гёбекли-Тепе? Что древние пытались нам рассказать?
Дайте мне знать ваше мнение в комментариях. Если вам понравилось читать это, ознакомьтесь с историей протогорода из Анатолии, который разделял некоторые черты Гёбекли-Тепе.