Найти в Дзене
Имхи и омги

Александр Степанов «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века»

azbooka.ru
azbooka.ru
Книги петербургского искусствоведа Александра Викторовича Степанова, посвященные искусству эпохи Возрождения, неизменно пользуются любовью читателей. Помещая творчество прославленных мастеров Ренессанса в широкий исторический и культурный контекст, автор находит новые, неожиданные ракурсы для каждого из них, благодаря чему произведения, за которыми за многие века существования закрепился статус хрестоматийных, вдруг обретают шанс быть увиденными и переосмысленными заново. Написанная в живой, яркой манере, первая из трех книг об эпохе Возрождения рассматривает героический период итальянского Кватроченто и творчество его титанов: Джотто, Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Верроккьо, Боттичелли, Перуджино и многих других. Книга А. В. Степанова обладает универсальностью в лучшем смысле этого слова: в то время как динамичное, увлекательное повествование будет интересно самому широкому читателю, академическая глубина исследования помещает ее в один ряд с работами крупнейших мировых специалистов в области искусства эпохи Возрождения.

Честно сказать, мне давно не попадалось такой противоречивой книги о Возрождении. С одной стороны, она (во всяком случае, что касается первой части) написана очень ярко и смело - и настолько "в меня", что я временами лишь одобрительно кивал, выписывая для себя цитаты вроде:

То, что имена мастеров Возрождения не забывались, говорит не столько об уважении к ним, сколько о раздражении публики нараставшим стремлением художников так или иначе привлечь внимание к своей персоне. Лучше всего запоминались имена тех, кто своими амбициями раздражал публику.

или

пока полиграфия не перестанет быть для большинства наших современников основным средством ознакомления с искусством, — отношение к Возрождению как эпохе преимущественно «живописной» не изменится.

Лучше и не скажешь. Действительно, искусство Возрождения нужно смотреть лично, изнутри или находясь в непосредственной близости как от произведений, так и от мест, где они были созданы. Поучившись в художке, я считал, что знаю об итальянском Ренессансе всё, даже в Италию ехать не хотел, мол, что я там не видел. А увидел - и остолбенел, и влюбился.

Но вернемся к Степанову. Первые проблески недовольства у меня начали возникать, когда он непростительно долго (даже для меня) принялся рассказывать о праздниках, которые как раз и считает квинтэссенцией тогдашнего искусства: утверждение спорное, хотя имеющее право на жизнь. Ну, это если не иллюстрировать упоминания праздников XIV-XV веков описаниями праздников конца XVI века, когда Италия уже полноценно шагнула в абсолютизм. Как говорится, я расскажу вам о свойствах этилена на примере полиэтилена...

Дальше - больше. Ну, или меньше, тут смотря кому чего. Ошибок - однозначно больше, причём ошибок очень странных: то церковь у него освящена в честь Марии Аннунциаты (а вовсе не Благовещения), то Сиена названа в честь некоего "мифического Сенена, вскормленного Аккой Ларенцией вместе с Ромулом и Ремом", а не сыновей Рема Сения и Аския, которые статую Капитолийской волчицы выкрали (информацию о каком-либо Сенене мне лично найти не удалось), то попадаются фразы вроде "доминиканских святош на севере Италии не жаловали", хотя именно на севере доминиканцев традиционно было много: даже рака самого Св. Доминика находится в Болонье, а рака второго (хронологически и по распространенности образа в искусстве) доминиканского святого, Петра Мученика, - в Милане.

Кроме того, после праздников Степанов вместо рассуждений о стиле и его особенностях вдруг резко меняет манеру и все дальнейшие главы посвящает персонально одному из художников. Спору нет, это и проще, и доступнее. Правда, в качестве источников он в подавляющем большинстве случаев берёт крайне неточных Муратова и Вазари, изредка, в сносках, ссылаясь на Виппера и Лонги, хотя есть много приличных источников, работающих с информацией современной, а не вековой давности. И утверждать, что "академическая глубина исследования помещает ее [её - исследование?] в один ряд с работами крупнейших мировых специалистов в области искусства эпохи Возрождения" можно только в том смысле, что своего там минимум, всё у "крупнейших мировых специалистов" содрано.

Там же, где автор всё же проявляет самостоятельность (что видно по такому же язвительному, как и в первой части, тону), дело совсем плохо.

Так, предшественникам Козимо Старого, "опасавшимся вызвать зависть к своему богатству, показалась бы безумной затея построить в городе собственный дворец" - это в городе, где у каждого аристократического семейства имелась собственная башня, а у многих (Давицци, ныне палаццо Даванцатти, или Кастеллани, ныне музей Галилея) - и вполне себе дворцы.

Донателло умирает, оставшись без заказов, "никому не нужный", хотя именно в последние годы он создаёт "Юдифь", рельефы "кафедры Страстей" в Сан-Лоренцо и гробницу (анти)папы Иоанна XXIII в баптистерии, а хоронят его с большими почестями рядом с семейством Медичи.

Луку делла Роббиа Степанов называет "антикизирующим китчем", про Боттичелли пишет: "В классиках Сандро не бывать" (если что, из всего искусства Возрождения картина Боттичелли "Рождение Венеры", наряду с "Давидом" и "Моной Лизой", входит в тройку самых тиражируемых - и да, вместе с "Весной" оно помещено на обложку этой самой книги".

Это, конечно, вкусовщина, на которую каждый имеет право, но ведь есть ошибки и более "точные": так, говоря про "памятник" Хоквуду работы Уччелло, Степанов пишет: "Изощренный знаток перспективы выступает во всем блеске своего мастерства. Ни одна мелочь перспективного построения здесь не случайна" - хотя не раз доказано, что перспективные построения и там, и в других работах Уччелло (за возможным исключением "Битвы при Сан-Романо") просто кривые, не сходящиеся.

Резюмируя вышесказанное: мне очень понравилась первая треть книги, в которой автор рассказывает "в общем", и, если бы не традиционно конские цены, купить первый том стоило бы только ради этой части. Всё остальное - в диапазоне от "неплохо, жаль, что не своё" до "какой ужас, лучше бы тупо драл у Вазари". В общем, очередной блин крупного труда о Возрождении снова оказался комом.

#нонфикшн #искусствоведение #искусство #история #имхи_и_омги