История эта отчасти правда, таких хитросплетений нарочно не придумаешь. Госпожа История всё сделала сама!
Многое из ней фрагментарно я знала, а в восстановленной усадьбе князей Куракиных Степановское-Волосово под Тверью пазл сложился целиком.
Представители многочисленного княжеского рода веками занимали ответственные должности при дворе, не просто при дворе - у самого трона.
Князь Александр Борисович Куракин, прозванный бриллиантовым, пожалуй, самый известный представитель рода.
Владелец и основатель усадьбы Степановское-Волосово Степан Борисович Куракин заслуженно гордился старшим братом.
Ради полноразмерных фотографий посмотрите этот очерк на нашем сайте и на большом мониторе.
Старший - Александр - воспитывался в доме Никиты Ивановича Панина. Собственных детей тот не имел и будучи воспитателем великого князя Павла Петровича, поощрял общение и игры наследника престола со своим внучатым племянником.
С того времени юный князь Куракин сделался одним из самых близких друзей будущего императора. Дружба оказалась нешуточной: однажды Александр даже заложил своё имение, чтобы достать необходимую сумму цесаревичу, нуждавшемуся в деньгах.
В "награду" он был отослан Екатериной II от двора, да только дружба оказалась не на словах. После ухода матушки Павел Петрович тут же вернул верного друга ко двору.
Павел царствовал всего лишь четыре года и в своём неожиданно рано составленном завещании другу своему верному отписал звезду ордена Чёрного Орла, которую прежде носил Фридрих II, сам передавший её русскому цесаревичу, и шпагу, принадлежавшую графу д’Артуа.
Дружили или не дружили, говорите, что хотите, но когда сам Александр Борисович, русский дипломат, вице-канцлер, член Государственного совета, сенатор, действительный тайный советник 1-го класса, покинул сей бренный мир в 1818 в Веймаре, то памятник на его могиле воздвигла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, приказав выгравировать «Другу супруга моего».
Копийные портреты всех героев этой истории обильно украшают стены восстановленной под Тверью усадьбы.
Александр I и Наполеон Бонапарт здесь, как и следует, рядышком. Новый хозяин усадьбы историю знает и чтит.
Кстати, если вы устали, то можете присесть на любое из этих антикварных кресел или стульев, а после окончания экскурсии даже поиграть на белом рояле, краешек которого виден на снимке, если, конечно, владеете инструментом.
Вы когда-нибудь сталкивались с подобным? Такова особенность этого гостеприимного дома Куракиных-Васильевых, и это я ещё щажу ваши чувства, выкладывая информацию дозированно ))
При новом императоре Александре Куракин сохранял своё место среди первых сановников государства, при его посредничестве в 1807 был заключён Тильзитский мир, на историческом документе стоит и его подпись.
Как вам наверняка известно два государя: Александр I и Наполеон Бонапарт встретились на плоту посреди реки Тильзит, где и был заключен одноименный мир.
Александр преподнес французскому собрату в подарок серого в яблоках жеребца, Наполеон ответил столь же щедро - белым жеребцом из Камарга!
Во время тех переговоров Наполеон и Талейран не раз высказывали желание, чтобы послом в Париж был назначен именно князь Куракин.
Как же сопротивлялся князь Куракин миссии посла во Франции. Он был немолод - 56 лет, страдал от подагры и предпочел бы обустраивать свое имение Надеждино под Пензой, выращивать как Диоклетиан капусту, но отправился таки в Париж.
Подпишитесь на наш Telegram!
Австрийский посол в Париже князь Карл Филипп Шварценберг 1 июля 1810 года давал роскошный бал по случаю бракосочетания императора Наполеона с эрцгерцогиней Марией Луизой, дочерью австрийского императора Франца I.
Неожиданно от пламени одной из тысяч свечей начался пожар. Спасайся кто может! "Каждый за себя, а Бог за всех!" - обычный девиз французов.
Шестидесятилетний Куракин бросился спасать всех подряд, едва не погиб сам. Бесчувственного и обгоревшего, почти погребенного под обрушившейся балкой чудом люди вынесли его из дыма и огня, правда, по пути освободив от всех драгоценных камней на камзоле.
С 1810 князь писал многочисленные доклады царю, предупреждая относительно неизбежности войны с Францией. В апреле 1812 со своими людьми он покинул Париж.
Забота о своих, похоже, была ему свойственна.
В 1804 году Куракин даровал свободу своим крестьянам в Харьковской губернии числом до 3000 душ. Он перевел их вечно и потомственно в вольные хлебопашцы и уступил им до 60000 десятин земли.
Причина спешного отъезда посла Российской империи из Парижа доподлинно не ясна: Наполеон воспринял это как объявление войны, а наш Император сделал вид, что не в курсе произошедшего, о чём вы сами можете узнать из его письма Наполеону, лежащего в усадьбе на столике между двумя красными стульями
Не забудьте присесть на один из них. Они великолепны!
Березину Наполеон Бонапарт пересёк на четвероногом подарке брата Александра. Стоит ли говорить, что и Александр холил и лелеял белоснежного французского жеребца, на нём въехав в поверженный Париж.
Есть в этой истории ещё один колоритный нюанс: не забыл Наполеон отваги престарелого князя Куракина на пожаре в Париже, и когда горела Москва, приказал своим солдатам не допустить возгорания московского дома князя.
Вот такая история о благородстве всех участвующих в ней сторон. Стоит ли говорить, что однажды венценосные братья породнились.
Закладка главного дома в Волосово состоялась между 1792 и 1798 годами. Степан Борисович, именем которого усадьба названа, скончался в 1805 году, не успев достроить имение.
По завещанию оно перешло любимому старшему брату Александру Борисовичу, это он, несмотря на привязанность к личной резиденции Надеждино в Пензенской губернии, достроил дом в Степановском-Волосове.
Из-за отъезда князя послом в Париж работы продвигались медленно. После кончины бриллиантового князя в 1818 году имение перешло к его племяннику Борису Алексеевичу Куракину, сыну их со Степаном младшего брата.
Молодой русский дипломат, камергер, сенатор из княжеского рода Куракиных к концу своей жизни сосредоточил в своих руках всё имущества знатного рода.
Эти три поколения Куракиных и оставили нам своё родовое гнездо, а наш современник и "последний романтик" Сергей Анатольевич Васильев сумел восстановить её из руин.
Всем счастливых дорог!