Несмотря на то, что в XVII-XVIII веках Версаль превратился в центр хвастовства и демонстрации власти, три французских монарха, которые жили в нем: Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI были вынуждены мириться с омерзительным запахом своего роскошного жилища.
Французский историк и социолог Жорж Вигарелло в своей книге «Чистое и грязное» написал так:
«Каждая эпоха стремиться оставить после себя впечатление, что одна она самая чистая, но, проведя полжизни в архивах, я вынес из них одну неоспоримую истину: в Версале постоянно плохо пахло...»
Так чем пахло в Версале?
Боязнь воды
Смертоносные эпидемии, которые в прошлые века бушевали в Европе, породили панический ужас перед водой. Во Франции XVII-XVIII веков считалось, что вода, проникая через кожные покровы, заносит в организм человека смертельные болезни. По этой причине, даже в тех редких случаях, когда некто, набравшись храбрости, решался таки принять ванну, он никогда не использовал для этого горячую воду, т.к. она способствует расширению пор, а значит заразе легче проникнуть в организм.
Однако, следует отметить, что при некоторых недугах, напротив, единственным средством излечения считался прием ванны.
При французском дворе практиковали сухое мытье тела, а омовение королей и королев было публичным. Утром первое, что они делали после пробуждения, это ополаскивали руки водой. Происходило сие в присутствии избранной группы дворян. Это был единственный контакт с водой. Сама же гигиена тела осуществлялась путем протирания тела ароматной хлопчатобумажной тканью.
Чистота тела не имела значения, важна была чистота нижнего белья, которое менялось несколько раз в день. Нижнее белье как для мужчин, так и для женщин являло собой разновидность свободной ночной рубашки. Это предмет туалета стоил немалых денег и поэтому опосредованно служил для демонстрации социального статуса. Именно поэтому роскошное кружево на манжетах и воротнике осталось на виду. Стоимость нижнего белья была такова, что его даже включили в завещания и передавали по наследству.
Волосы водой тоже не мыли. Существовали так называемые сухие шампуни, состоящие преимущественно из золы и размельченных трав. Дабы завуалировать исходящий от немытой головы запах, волосы пудрили, что неминуемо вело к преждевременному облысению. Согласитесь, веская причина для того, чтобы ввести в моду парики. Однако ношение эдакой тяжести на голове влекло немалый дискомфорт, становилось причиной головных болей и болей в шее.
Средство для предотвращения неприятного запаха изо рта
Ясное дело, коли при французском Дворе особо не мылись, то стоит ли удивляться тому, что о необходимости чистить зубы и вовсе не задумывались. Вот почему на всех портретах того времени губы изображенных плотно сомкнуты и мы можем заметить лишь чуть уловимый намек на улыбку.
Когда представитель высшего аристократического общества начинал задыхаться от запаха, который исходил из его собственного рта, только тогда, он мог протереть остатки своих зубов специальным мешочком, наполненным мраморной пылью и перемолотыми кореньями растений. Дабы замаскировать неприятный запах изо рта приходилось жевать табак или ароматные травы. Когда и это не помогало... лекари рекомендовали полоскать рот мочой!
На изображении выше можно видеть французскую художницу, мастера светского портрета Элизабет Виже-Лебрён с дочерью. В 1786 году этот портрет вызвал бурю негодования среди французской элиты . Возмущение художников, ценителей искусства и публики объединило их в единодушном порицании. А причина была проста - зависть. На портрете, в очаровательной улыбке, молодая женщина слегка обнажила прекрасные белые зубы! Зубы, которых многие просто не имели...
Боевая раскраска придворных дам
Чистое лицо означало, что чиста и душа. Кроме того, белый цвет кожи указывал на высокое происхождение, ибо если кожа темная, значит человек работает и, следовательно, не принадлежит к высшим слоям общества.
Но как сделать чистым то, что не принято мыть?
Для достижения белизны применялось то, что называлось свинцовыми белилами. Они обладали пигментирующим свойством, но, при этом были крайне токсичными. Использование белил сильно сушило кожу, вызывая ее преждевременное старение. Кроме того, это косметологическое средство становилось причиной возникновения серьезных заболеваний глаз и органов грудной клетки.
Для придания лицу дополнительного изящества наклеивали тафтовый горошек, который называли «муши» (мушки). Их наносили поверх пятен или оспин. Каждое место на лице имело значение и использовалось как игра-соблазнение. Губы и щеки румянили в темно-красный цвет, что в целом создавало театральный и нереальный вид.
Скажи мне как ты пахнешь, и я скажу из какого ты сословия
Неприятные запахи, которые источало немытое тело старались замаскировать духами, которые, кроме прочего, считались очищающим средством. Парфюмеры были почти целителями, чьи творения могли отогнать зло и вылечить болезни. И, конечно же, определенный запах был признаком социального положения. Для каждого класса существовал свой парфюм.
Те, кто находился у самой вершины власти могли себе позволить индивидуальный аромат, использовать который не имел право ни один из смертных.
Так, фаворитка Людовика XIV, мадам де Монтеспан предпочитала духи из цветка апельсинового дерева.
А королева Мария-Антуанетта создала аромат специально для себя. Он включал в себя аромат тысячи цветов, как максимальное выражение роскоши, созданное из цветов всех времен года.
Говорят, что мадам де Монтеспан слишком злоупотребляла использованием парфюма. Резкий аромат, который исходил от фаворитки вызывал у короля Людовика XIV приступы дурноты и головной боли. Многим придворным довелось стать свидетелем того, как король умолял даму своего сердца прекратить пользоваться этими ужасными духами. Однако уверенная в собственной неотразимости дама не обращала на страдания монарха никакого внимания. Как знать, быть может это и стало причиной, по которой король оставил даму, к которой испытывал многолетнюю привязанность?
Не подскажете: «Где туалет?»
Но сколько не лей на себя духов, а французский двор назывался «la cour parfumée» (душистый двор) вовсе не из-за тонкого аромата французского парфюма.
В личных покоях короля имелся персональный «chaise percée». Подобными приспособлениями были оснащены все покои высшей знати, но... Версаль огромен и порой, при всем желании добежать до заветного стульчака просто не успевали. Кроме того, одновременно дворец мог вмещать до четырех тысяч человек... А посему, представители сильной половины человечества не долго думая, мочились где придется, преимущественно, прямо на стену дворца в саду. А что? На свежем воздухе, весьма приятно.
Любили мужчины справить нужду и непосредственно в камин. Но тут было строго, если очаг использовался для приготовления пищи, а кто-то вознамерился в него помочиться... тут уж не серчай, мил человек - приготовься к наказанию.
Женщин во дворце можно было часто встретить с книгой в руке. Не спешите рассуждать об образованности, царящей при французском Дворе. Вовсе не для того дама из высшего общества носила с собой томик Готье Ла Кальпренед. Книга была бутафорией и служила для того, чтобы у женщины под рукой всегда была небольшая емкость, которую в случае крайней необходимости можно было подсунуть под юбки и использовать по назначению.
Во дворце не покладая рук трудилась армия уборщиков, но как бы они не старались - этого было недостаточно. В Версале все равно воняло и особо чувствительным приходилось всегда иметь при себе небольшой флакончик с ароматными травами, которые вдыхали, проходя через определенные помещения дворца.
Модные ванны
Ванны были редкостью, но Людовик XIV подарил мадам де Монтеспан роскошные купальные апартаменты на первом этаже дворца. Это было пять комнат, где были установлены три емкости для осуществления гигиенических процедур. Одна их них имела восьмиугольную форму. Диаметр составлял три метра, а глубина один метр. Выполнено сие произведение искусства было из цельного куска красного мрамора, доставленного из Фландрии.
Вначале, я было подумала, этим поистине королевским подарком монарх решил убедить фаворитку мыться, вместо того, чтобы обливаться экстрактом апельсинового цвета, но... взглянув повнимательней становится очевидно, что в такой ванной без труда могло поместиться несколько человек одновременно, поэтому ее предназначение скорее носило эротическую функцию, нежели гигиеническую.
Со временем, по мере облегчения доступа к чистой воде, стали меняться и нравы обитателей Версаля. Так, королева Мария-Антуанетта приказала установить в одной из комнат дворца две ванны: одну для мытья, а другую для ополаскивания и... кровать! Ясное дело, нужно же отдохнуть и прийти в себя после столь утомительной водной процедуры.
В ее дворце в Малом Трианоне также имелась ванная комната. Вот так, ненавязчиво, королева анонсировала старт продаж ванн, который вылился в настоящим бум к шестидесятым годам XVIII века.
Однако лишь в конце XVIII века мытье водой стало считаться необходимым для здоровья. Широкое распространение водных процедур датируется началом XIX века, когда доступ к проточной воде стал общедоступным.
«Каждая эпоха стремиться оставить после себя впечатление, что одна она самая чистая, но, проведя полжизни в архивах, я вынес из них одну неоспоримую истину: в Версале постоянно плохо пахло - мочой»!
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.