Найти тему
Экологичный психолог

Тимбилдинг: Роль фасилитатора в организации корпоративных мероприятий

Оглавление

Клинический психолог "Клиники доктора Аникиной" Станислав Самбурский рассказал роль фасилитатора в организации корпоративных мероприятий.

После того как определились и разобрались с задачами тимбилдинга (об этом писал здесь), встаёт вопрос о его проведении

Как же сделать так, чтобы мероприятие не превратилось в хаотичную массу людей, слоняющихся без дела?

Организация командных сборов может отнять много ресурса. Для проведения тимбилдинга часто прибегают к услугам фасилитатора. Это специалист, который помогает группе людей достигнуть определённых целей, облегчая процесс коммуникации, разрешая их конфликты.

Фасилитатор может работать как с командами, так и с отдельными участниками. Специалист обычно не выступает в роли эксперта или инициатора, а скорее помогает группе сделать свой собственный выбор, разрабатывая стратегии, методы и процессы для достижения целей.

Важными навыками фасилитатора являются коммуникативные способности, умение слушать и понимать точки зрения различных участников. Но он также способен спланировать процессы и руководить ими во время командных игр.

Фасилитатор должен создать атмосферу, в которой все будут чувствовать себя комфортно, равноправно участвовать в мероприятии.

Фото: South_agency/istockphoto.com
Фото: South_agency/istockphoto.com

Основные задачи фасилитатора

1. Поддерживать открытость и уважение

Задача фасилитатор стимулировать участников быть открытыми, создавая среду, где с уважением относятся к противоположным точкам зрения, принимают различия во мнениях. Он должен показывать, что каждый голос участника тимбилдинга ценен.

2. Обеспечить безопасную среду

Фасилитатор должен создать зону комфорта, в которой участники могут свободно высказывать свои мысли и чувства, чувствуя себя защищённо.

3. Учитывать потребности всех участников

Фасилитатор должен прочувствовать различия в стиле обучения, культурные особенности и предпочтения участников, чтобы создать пространство, которое отражает разнообразие и уважает каждого.

Фото: skynesher/istockphoto.com
Фото: skynesher/istockphoto.com

Оценка эффективности тимбилдинга

Эффективная оценка тимбилдинга играет важную роль в понимании, как прошло командное мероприятие. Для этого используются различные методы сбора обратной связи и анализ результатов. Они помогут внести корректировки для улучшения будущих мероприятий.

1. Опросы и анкеты

Распространённый способ собирать обратную связь от участников тимбилдинга. Анкеты могут содержать вопросы о восприятии мероприятия, удовлетворённости и предложения по улучшению.

2. Фокус-группы

Дискуссии с участниками могут предоставить более глубокое понимание их впечатлений и реакций на тимбилдинг. Модератор обсуждения задаёт вопросы и поддерживает диалог для получения обратной связи.

3. Индивидуальные интервью

Проведение интервью с участниками может обеспечить более детальное понимание их личного опыта и вклада в мероприятие.

На основе обратной связи и результатов анализа организаторы тимбилдинга могут вносить корректировки для улучшения результатов. В будущем программа может быть изменена. Будут использованы новые инструменты или подходы.

Постоянная оценка и улучшение тимбилдинга позволяют развивать взаимоотношения внутри команды.

Фото: Harbucks/istockphoto.com
Фото: Harbucks/istockphoto.com

Преимущества тимбилдинга

Станислав Самбурский, бизнес-психолог, клинический психолог «Клиники доктора Аникиной» «Тимбилдинг — популярный комплексный подход к развитию навыков коммуникации внутри команды. Метод основан на глубоком понимании человеческой психологии и групповой динамики. Сегодня рынок труда — это рынок соискателей, и среди компаний усиливается конкуренция за молодые таланты и удержание опытных сотрудников. Одновременно с постоянным кадровым дефицитом растут требования к качеству работы, как следствие, тимбилдинг становится незаменимым инструментом для достижения бизнес-целей компаний».
Станислав Самбурский, бизнес-психолог, клинический психолог «Клиники доктора Аникиной» «Тимбилдинг — популярный комплексный подход к развитию навыков коммуникации внутри команды. Метод основан на глубоком понимании человеческой психологии и групповой динамики. Сегодня рынок труда — это рынок соискателей, и среди компаний усиливается конкуренция за молодые таланты и удержание опытных сотрудников. Одновременно с постоянным кадровым дефицитом растут требования к качеству работы, как следствие, тимбилдинг становится незаменимым инструментом для достижения бизнес-целей компаний».

Тимбилдинг основывается на теории социального обучения Альберта Бандуры

Эта теория говорит о важности наблюдения, имитации и моделирования в обучении. В тимбилдинге делается упор на упражнения на коммуникацию, которые позволяют сотрудникам учиться друг у друга и приобретать навык эффективного обмена информацией.

Доверие среди коллег коррелирует с улучшением производительности, для руководителей это становится основой для принятия решения о проведении таких мероприятий.

Во время тимбилдинга имитируются ситуации, в которых основой для успеха являются проявление надёжности и поддержки. Простая задача — провести коллегу с закрытыми глазами через лабиринт только подсказками голосом — способна укрепить взаимное доверие и в рабочих процессах.

Ещё одним плюсом тимбилдинга становится возможность присмотреть себе смену, человека, которому можно будет передать дела. Если наблюдать, как люди ведут себя в игровом пространстве, как общаются с коллегами, как организуют процессы, лидеры по характеру становятся видны.

В этом же процессе можно отделить зёрна от плевел, откинув тех, кто просто кричит и наводит панику, а не решает поставленные задачи.

Теория самоопределения Райана и Деци говорит, что тимбилдинг повышает моральный дух и самомотивацию

При рутинной работе потребность в признании за собственную компетентность часто не удовлетворена. Успехи и бесперебойная работа проходят без внимания, что угнетает сотрудников и снижает желание работать, падает производительность.


Тимбилдинг же позволяет проявить себя с новой стороны.

Команды из разных отделов, которым ставят задачу за пределами профессиональных, например, развести костер, могут справиться этим по-своему и удивить соперников.

Признание, пусть и за пределами работы, помогает удовлетворить потребности во внимании и уважении, повышая мотивацию к работе.

Фото: Photo_Concepts/istockphoto.com/istockphoto.com
Фото: Photo_Concepts/istockphoto.com/istockphoto.com

В этом же процессе можно отделить зёрна от плевел, откинув тех, кто просто кричит и наводит панику, а не решает поставленные задачи

Теория самоопределения Райана и Деци говорит, что тимбилдинг повышает моральный дух и самомотивацию. При рутинной работе потребность в признании за собственную компетентность часто не удовлетворена. Успехи и бесперебойная работа проходят без внимания, что угнетает сотрудников и снижает желание работать, падает производительность.

Тимбилдинг же позволяет проявить себя с новой стороны. Команды из разных отделов, которым ставят задачу за пределами профессиональных, например, развести костер, могут справиться этим по-своему и удивить соперников. Признание, пусть и за пределами работы, помогает удовлетворить потребности во внимании и уважении, повышая мотивацию к работе.

Ошибки в проведении тимбилдинга

Нередко корпоративные мероприятия оставляют негативный след в истории компании. Взамен повышения эффективности и улучшения работы команды ощущаются усталость, разлад в коллективе и падение результативности. Сотрудники стараются избегать командных мероприятий или посещают их без особого желания. Причин подобного несколько.

1. Отсутствие поддержки руководителя

Это основное препятствие для проведения успешного тимбилдинга. Руководитель сам не видит целесообразности в подобных мероприятиях. Желание заработать на коротком отрезке времени толкает его выжимать сотрудников, а не заниматься их развитием и строить устойчивую бизнес-модель компании. Проведение мероприятий скорее стоит в плане руководителя для галочки. Сам он не понимает основных целей тимбилдинга не желает вовлекаться в процесс.

2. Принуждение участвовать в мероприятиях

Нельзя заставлять участвовать в тимбилдинге, нужно вовлекать сотрудников. Необходимо создать атмосферу доверия, где голос и желания каждого будут услышаны. Когда сотрудники не могут открыто выражать свои мысли и чувства, единения не получится. Например, заставлять украшать офис к Новому году, когда наблюдается завал с отчётами, будет плохой затеей.

3. Размытые постановки целей

Для эффективного тимбилдинга важно заранее провести предварительные встречи и чётко изложить цели и задачи мероприятия. Несмотря на неформальный характер мероприятия, необходимо ставить конкретные достижимые цели и вписывать их в план тимбилдинга.

Игра и внерабочее общение между коллегами включают в себя негласные ожидания. Если тимбилдинг не соответствует им, это может вызвать раздражение и отторжение.

Фото: JackF/istockphoto.com
Фото: JackF/istockphoto.com

Как провести тимбилдинг?

1. Привлекайте участников к организации

Обеспечьте разнообразие участников по профессиональному опыту, возрасту и личным характеристикам. Позвольте им внести свой вклад в планирование и проведение мероприятия.

2. Создайте атмосферу доверия

Включите игры и упражнения, способствующие установлению взаимодействия и доверия между участниками. Предоставьте возможность участникам высказывать свои замечания.

3. Добавьте в план разнообразные активности

Включите творческие задания, способствующие развитию коммуникации и сотрудничества. Разбавьте их физическими и интеллектуальными заданиями.

4. Используйте дебрифинги после тимбилдинга

После завершения мероприятий проведите дебрифинг для обсуждения полученных уроков и выводов. Подведите участников к тому, как приобретённый опыт может быть применён в их рабочей и личной жизни.

Эффективные тимбилдинговые мероприятия требуют внимательной подготовки и проведения, а также учёта индивидуальных потребностей и характеристик группы. Важно также регулярно оценивать эффективность и корректировать подход при необходимости.

Таким образом, тимбилдинг — проверенный годами инструмент для эмоционального и профессионального развития команды, что становится базой для улучшения бизнес-процессов и значительного повышения производительности труда.

Но успех мероприятия зависит от точности соответствия задачам и целям организации. И, конечно, не стоит забывать об индивидуальных особенностях сотрудников во время планирования общих мероприятий.

🍀🍀🍀 Подпишитесь и читайте топ прошлых материалов: