Найти тему
культшпаргалка

Летние музыкальные фестивали мира: самые известные и престижные

Оглавление

После того, как заканчивается сезон в филармониях, концертных залах и оперных театрах, начинается самое интересное: пора музыкальных фестивалей.

Фест - это праздник, поэтому общая картина этих мероприятий всегда яркая, многоцветная, часто выходящая за рамки привычного, а если и не выходящая, то как минимум украшенная летними природными декорациями: звёздным небом над сценой, звоном цикад, красивых городских или горных пейзажей - концерты часто проводятся на открытых площадках.

Крупные музыкальные фестивали - прекрасный повод для культурного туризма. Самые заядлые меломаны ждут летних месяцев, чтобы поехать за впечатлениями туда, где для них каждый год готовят что-то новое, эксклюзивное.

Летних фестивалей академической музыки, заслуживающих обзора, очень много. Чтобы не пытаться объять необъятное, выберем три самых-самых - известных, престижных, интересных, с традициями.

Начнём с зарубежных, поскольку эта традиция началась на Западе, точнее, в Великобритании, ещё в 18 веке. Первые музыкальные фестивали были посвящены памяти Генделя. С тех пор этот жанр стал необыкновенно актуален.

Итак:

Зальцбургский

Это самый престижный фестиваль в мире. Он ежегодно проводится в июле и августе уже больше ста лет (правда, с перерывами) на родине Моцарта. В эти недели весь город превращается в сценическую площадку.

Главная идея фестиваля в Зальцбурге - весь город - сцена.
Главная идея фестиваля в Зальцбурге - весь город - сцена.

Между прочим, Зальцбургский музыкальный фестиваль начался не с музыкального события. В 1920 году австрийский режиссер Макс Рейнхардт придумал сделать площадкой для театрального спектакля площадь перед главным собором Зальцбурга и поставил на ней пьесу Гуго фон Гофмансталя "Jederman" (её название традиционно переводят на русский как "Имярек").

Спектакль "Jederman" на площади перед собором святых Руперта и Виргилия в 1920 году.
Спектакль "Jederman" на площади перед собором святых Руперта и Виргилия в 1920 году.

Это событие стало началом истории фестиваля, а сама пьеса - чем-то вроде его домашней культурной иконы: "Jederman" ежегодно входит в его афишу и пользуется огромной популярностью у публики.

Через два года - в 1922 - в Зальцбургский фестиваль впервые была включена большая музыкальная программа - четыре оперы Моцарта. С тех пор и по сей день в его структуре сохранились два параллельных направления: драматическое (его руководителем с этого года стала Марина Давыдова - российский театровед и режиссёр) и музыкальное.

Программа летнего Зальцбургского фестиваля включает в себя музыку разных эпох и разных жанров. Но доминантой всё же являются сочинения Моцарта, а также Рихарда Штрауса, который в 20-е годы стоял у истоков фестиваля и был его директором.

Зальцбургский фестиваль - это что-то вроде звёздного музыкального подиума. Он собирает на своих площадках все "сливки" исполнительского искусства мира. Здесь поют, играют и дирижируют главные звёзды сегодняшнего дня, имена которых знают все. А оперные и драматические спектакли ставят самые известные и модные режиссёры. Поэтому бюджет Зальцбургского фестиваля огромен.

Его спонсорами являются крупнейшие мировые компании вроде Rolex, Siemens и Audi, а основная часть публики (помимо огромного корпуса журналистов со всего мира) достаточно богата, чтобы оплатить билеты по 300-400 €. Кстати, все они раскупаются задолго до начала фестиваля.

Среди исполнителей на фестивале этого лета (он продолжается до 31 августа) много российских музыкантов: пианисты Григорий Соколов, Даниил Трифонов, Евгений Кисин, дирижёры Тимур Зангиев и Теодор Курентзис, а также вокалисты Надежда Павлова, Богдан Волков, Владислав Сулимский, Дмитрий Ульянов и другие. Они поют в постановках двух опер советских композиторов: "Идиот" Мечислава Вайнберга и "Игрок" Сергея Прокофьева.

Байройтский

Вагнеровский фестиваль этого лета.
Вагнеровский фестиваль этого лета.

Из всех многочисленных "именных" музыкальных фестивалей, основанных в честь какого-то одного гения, Вагнеровский фестиваль в немецком Байройте - самый необычный.

Его уникальность в том, что он был основан самим же гением - Рихардом Вагнером в честь самого себя. У этого фестиваля одна площадка: оперный театр в Байройте, который построил лично Вагнер для постановки исключительно собственных музыкальных драм на деньги своих горячих поклонников из разных стран. Долгие годы этот фестиваль был семейным музыкальным бизнесом клана Вагнеров. Правнучка Вагнера Катарина Вагнер и сегодня стоит у руля этого грандиозного мероприятия.

О том, как и почему это стало возможным, почему туда очень(!) непросто попасть, и каким был это удивительный человек - Рихард Вагнер - на канале есть целый "вагнеропус" 👇

Вагнер | культшпаргалка | Дзен

Вагнеровский фестиваль в баварском Байройте (он проходит ежегодно с 25 июля по 27 августа) - практически сакральное место для преданных поклонников этого композитора (вагнеристов): неподалёку расположена его вилла, в саду виллы - могила Вагнера без единой надписи на надгробной плите, в зрительном зале театра, спланированном по его собственному уникальному проекту, вы пройдёте по тем самым доскам, на которые ступала его нога... Ничего, кроме музыки Вагнера не звучало под его сводами, начиная с 1876 года, не считая двух исполнений Девятой симфонии Бетховена - на церемонии открытия в 1876 году (дирижировал Вагнер) и послевоенного возрождения фестиваля в 1951.

В самом облике этого фестиваля много эксклюзивного. Дух музея и 150-летней традиции сочетается с разными, мягко говоря, креативными идеями, начиная с самых авангардных постановок опер Вагнера, до всяких дизайнерских решений, намеренно смягчающих тяжёлый пафос этого места. В прошлом году зеленые лужайки фестивальных окрестностей украсили 115 позолоченных карикатурных фигурок гения этого места с распахнутых в приглашающем жесте руками:

 Фото: NEWS5/Дейерлер. https://www.bayreuther-tagblatt.de/
Фото: NEWS5/Дейерлер. https://www.bayreuther-tagblatt.de/

В этом году на представлении "Парсифаля" публику вооружили (за отдельную плату) AR-очками, которые позволяют увидеть дополнительную, виртуальную реальность сценического оформления.

Но, как и 100 назад, на балкон Фестшпильхауса (так называется театр) перед началом каждого действия выходят трубачи и тромбонисты, чтобы пригласить в зал гуляющую на свежем воздухе почтенную публику звуками музыкальной цитаты (лейтмотива) из оперы.

Foto: Wittek. https://www.kurier.de/
Foto: Wittek. https://www.kurier.de/

Музыкальная история фестиваля всегда тесно соприкасалась с политикой. Над ним до сих пор витают мрачные тени нацистского периода. И сейчас по традиции на торжественном открытии фестиваля появляются практически все члены баварского правительства.

Двадцать лет подряд это мероприятие посещала Ангела Меркель - знаковая фигура фестиваля. Только в этом году она по неизвестной причине изменила Вагнеру ради того, чтобы приехать (причём тайно!) к Моцарту на Зальцбургский фестиваль.

Для исполнителей - вокалистов, дирижёров, а также режиссёров приглашение участвовать в Байройтском фестивале - очень важная позиция в их художественной репутации.

Вербье

-7

Популярный фестиваль в швейцарском Вербье - совсем другая история.

Это не город, а горнолыжный курорт, практически, деревня, окружённая прекрасными альпийскими пейзажами. Достопримечательности этого места - лыжи, сноуборды, соревнования по лыжному фристайлу и горному велоспорту, а также свежий воздух, чистая вода с горных вершин, легендарный сыр, и разнообразные абсенты из местных трав.

Фестиваль в Вербье довольно молодой: его основал известный швейцарский музыкальный продюсер Мартин Энгстрем в 1994 году.

Он принципиально освободил фестиваль от всякого официоза и придал ему оттенок дружеского музицирования в неформальной и довольно тесной обстановке. Сюда приезжают самые "звёздные" музыканты, многие из которых - личные друзья Энгстрема.

Одновременно это кузница молодых талантов. Это направление фестиваля называется "Академия Вербье". Юные музыканты приезжают сюда из разных стран, чтобы вместе поиграть в молодёжном фестивальном оркестре и получить мастер-классы от своих музыкальных кумиров.

В этом году в Вербье ездила группа ребят из специальной музыкальной школы при Музыкальной академии имени Гнесиных.

Поскольку в Вербье в 90-е годы не было концертного зала, выступления проходили ( и до сих пор проходят) в здании местного собора, в кинотеатре, отелях, ресторанах и на открытых площадках и имели преимущественно камерный формат.

-8

Но теперь в Верьбье есть помещение для больших концертов (временное сооружение на 1500 человек - Salle des Combins), а также свой большой фестивальный оркестр. Поэтому программа пополнилась симфоническими концертами и даже операми (в концертном исполнении).

-9

Здесь нет дресс-кода, много бесплатных концертов, в программе помимо академической музыки есть джаз, целый блок уличной музыки и много стихийных, напоминающих капустник, перфомансов.

Только в Вербье можно услышать, как сразу восемь исполнителей мирового уровня - Евгений Кисин, Андраш Шифф, Даниил Трифонов, Сон-Джин Чо, Михаил Плетнёв, Юджа Ванг, Сергей Бабаян и Денис Коржухин на 4-х роялях в 16 рук рук крайне нестройно под хохот публики 👉играют увертюру к "Вильгельму Теллю".

Или как самые знаменитые пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты, собравшись в импровизированный вокально-инструментальный коллектив, ту же увертюру не играют, а поют по нотам под руководством Валерия Гергиева:

Как видно из вышеизложенного, фестиваль в Вербье имеет отчётливый российский акцент. Здесь всегда много исполнителей из России и русской музыки, поскольку Мартин Энгстрём неравнодушен к русской культуре. У него множество творческих и дружеских контактов в России, и он не раз принимал участие в работе жюри Конкурса имени Чайковского (а также Grand Piano).

Теперь количество российских гостей фестиваля из-за санкций несколько уменьшилось, но тенденцию Мартин Энгстрём обещает сохранить.

О музыкальных фестивалях в России - здесь 👇

Спасибо за лайки, репосты и комментарии!🌺