Краткий обзор современных отечественных музыкальных фестивалей начнём с исторической справки.
Это продолжение статьи о знаменитых музыкальных фестивалях 👇
Такого понятия как музыкальный фестиваль в России не было до второй половины 20 века. Разнообразные музыкальные праздники - хоровые, песенные - назывались тогда "праздниками", "днями", "декадами". Что касается первого фестиваля академической музыки, то его отцом был легендарный советский тенор Иван Семёнович Козловский.
Всё начинается с Глинки
В 1957 году он приехал в Смоленск для участия в торжественном концерте, посвящённом столетию со дня смерти первого русского классика Михаила Ивановича Глинки, который в этих местах - а именно, в селе Новоспасское Ельнинского уезда, как известно, родился.
О Глинке в Смоленске в то время напоминал только памятник в местном старинном парке, поставленный на деньги благодарных россиян благодаря усилиям Балакирева в 1885 году. В Новоспасском на месте его усадьбы с некогда прекрасным английским парком ещё с дореволюционных времён рос бурьян с крапивой. Правда, местный сельсовет каждый год отмечал день рождения Глинки (1 июня) праздниками колхозной художественной самодеятельности.
Конечно, замечательный, светлый гений Глинки, которому обязана вся русская музыка, заслуживал большего. И Козловскому пришла идея сделать на его родине ежегодные музыкальные торжества классической музыки глобального, то есть всесоюзного масштаба, что-то вроде знаменитого Вагнеровского фестиваля в Байройте:
"Если, скажем, на вагнеровские торжества приезжают люди из разных стран, то каждая республика Советского Союза с радостью и гордостью, несомненно, выделила бы для выступления на родине Глинки творческую группу",
- написал он в открытом письме, опубликованном в местной газете.
Его инициатива удивительно быстро воплотилась в реальность, и уже в следующем, 1958 году в Смоленске начал свою историю самый первый советский музыкальный фестиваль академического направления имени Глинки, который полностью преобразил маленький провинциальный город.
Каждый июнь на десять дней (первоначально фестиваль назывался "декадой) сюда "с радостью и гордостью" приезжали первые лица советской музыкальной культуры от Гилельса, Рихтера, Плетнёва до Архиповой, Образцовой, Нестеренко, Леонида Когана, Шафрана и многих других - великих, знаменитые хоры, лучшие симфонические оркестры и оперные театры страны.
А на десятый день весь музыкальный и околомузыкальный Смоленск вместе с артистами, невзирая на погоду, дружно ехал по разбитым дорогам в Новоспасское, чтобы завершить этот фест на лоне прекрасной природы. На сколоченной из досок сцене проходил заключительный концерт фестиваля.
Глинкинская декада (фестивалем она стала называться позже) открыла серию других "именных" фестивалей - имени Рахманинова в Тамбове, Собинова в Саратове, Мусоргского и Римского-Корсакова в Пскове.
Фестиваль Глинки существует и поныне, но, теперь уже, скорее, по инерции, как концертное филармоническое мероприятие местного масштаба. Не совсем об этом мечтал Иван Семёнович Козловский.
Тем временем в России появилось множество новых музыкальных фестивалей разного масштаба. Как показала практика, успех в этом деле чаще всего зависит от личности основателя. Событием становятся только те фестивали, у руля которых стоят яркие, энергичные, свободно мыслящие люди с большими возможностями.
Посмотрим, какие из летних отечественных фестивалей академической музыки привлекают к себе особое внимание. Остановимся на нескольких.
Дягилевский фестиваль в Перми
Этот фестиваль существует с 2003 года.
Пермь - город великого импресарио Сергея Дягилева, который больше ста лет назад сумел удивить Европу сокровищами русского искусства.
Худрук Дягилевского фестиваля - дирижёр Теодор Курентзис, и это многое объясняет. Судя по всему, как и Дягилева, жизнь "устраивает его, только пока в ней происходят чудеса" (Жан Кокто о Дягилеве).
За несколько дней в июле на Дягилевском фестивале происходит много такого, что заставляет публику и журналистов лететь в Пермь из разных городов России и Европы. В эти дни в городе нет свободных мест в отелях.
Теодор Курентзис и его фестивальная команда удивляют публику премьерными постановками, специально созданными по этому случаю, новой музыкой, невероятными перфомансами, интересными творческими персонами, лекциями, образовательной молодёжной программой для хоров и дирижёров
с мастер-классами Теодора Курентзиса, вызывающими ажиотажный интерес.
Цель каждого события, по словам Курентзиса - открывать неизведанное в искусстве. Фестивальные показы происходят иногда в самых неожиданных местах: от храма до индустриальных пространств, например, цеха нефтеперерабатывающего предприятия, где всем присутствующим в соответствии с техникой безопасности раздаются специальные каски.
Музыка на этом фестивале звучит разная, средневековье и барокко свободно соседствует самым прорывным современным авангардом. Исполнители все без исключения высокого класса. К примеру, в этом году здесь играли Вадим Руденко, Борис Березовский, Павел Милюков, Варвара Мягкова.
В общем, пермский Дягилевский фестиваль (не путать с петербургским осенним "Дягилев. P.S.") - в полном смысле слова проект 21 века.
Черешневый лес
Совсем другой темп у известного московского фестиваля "Черешневый лес". Он проходит весной и летом в разные сроки, его продолжительность тоже ненормирована.
Один из плюсов этого фестиваля - его привлекательное во всех смыслах название, которое не только весело заигрывает с Чеховым, но и честно выполняет то, что обещает: гостей фестиваля угощают черешней с шампанским.
В его программу входит также посадка в разных местах Москвы черешнево-вишнёвых садов силами самых известных персон мира искусства и не только искусства - радость для хроникёров светской столичной жизни.
Фестиваль был основан в 2001 году как побочный - культурный- продукт деятельности российской компании Bosco di Ciliegi (сеть бутиков, ГУМ, Петровский пассаж и пр.).
Начинался он как музыкальный, но быстро стал мультижанровым, и теперь его формат определяется как "открытый фестиваль искусств". Концерты, оперные и драматические спектакли, мода, кино, книжные презентации - всё это проходит на разных площадках Москвы: оперные и драматические театры, концертные залы, галерею ГУМа, парк имени Горького, ВДНХ, кинотеатры и музеи.
Концепция "Черешневого леса" довольно расслабленная в духе "все музы будут в гости к нам", его события рассредоточены во времени, а академическая музыкальная часть (постоянные резиденты фестиваля Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский) сильно теснится джазом (Юрий Бутман) и другими видами искусств. Поэтому этот фестиваль включен в список музыкальных с некоторой натяжкой.
Пасхальный фестиваль
Этот проект - одно их детищ стремительного Валерия Гергиева. Когда-то Герберт фон Караян основал весенний фестиваль в Зальцбурге с таким же названием. Но название - единственное сходство этих двух музыкальных проектов.
Каждый год оркестр Мариинского театра загружается в специально оборудованный поезд (с вагонами-ресторанами, вагонами-душевыми, вагонами для инструментов и оборудования и отдельным вагоном для главного дирижёра) и по специально выделенному графику движения едет по длинному маршруту, каждый год новому. На каждой остановке поезд встречают мэры и губернаторы. Дальше стремительная выгрузка, концерт, обед (ужин) и снова в поезд.
Большинство этих концертов бесплатны для публики, но добыча пригласительных билетов каждый раз становится отдельным волнующим квестом для местной публики. Программа концертов обычно не объявляется заранее (или становится известна в самый последний момент), так же как и то, насколько на этот раз задержится начало концерта.
Всё это сильно подогревает впечатления от концертов, которые чаще всего, действительно, необыкновенно яркие и по музыке (Гергиев никогда не подыгрывает публике популярными классическими хитами), и по уровню исполнения. Оркестр Мариинского театра держит марку коллектива мирового уровня.
Параллельно "пасхальные" концерты проходят в Москве и других городах России. Причем не только симфонические, но также хоровые и звонильные (музыка традиционных православных звонов).
Поскольку Валерий Гергиев не столько дирижёр, сколько "градообразующее предприятие" (воспользуюсь удачной метафорой по другому поводу одного из комментаторов), фестивальная тема в его деятельности поражает воображение.
Кроме Пасхального, он организовал ещё два фестиваля. Один из них - большой и очень известный, проводится в Петербурге и называется "Звёзды белых ночей". Другой родился только что. Это "Гений места". Он тоже мобильный, и перемещается по мемориальным местам, связанных с великими русскими композиторами.
Летом этого года впервые Гергиев со сводным оркестром Мариинского и Большого театров побывал с концертами и даже операми в полноценных декорациях в Тихвине (родина Римского-Корсакова), Пскове (Мусоргского), Воткинске (Чайковского), Смоленске (Глинки) и Ориенбауме (Стравинского).
Все фестивали Гергиева объединяет то, что они задуманы в классическом, советском формате - как концертный цикл, и обращены ко всем. В наше время для многих людей это единственная возможность услышать музыкальную классику в исполнении оркестра очень высокого уровня.
Фестивалей в России очень много, обо всех, даже очень значительных, не расскажешь в одной статье. Пишите в комментариях, насколько бурно кипит летняя фестивальная жизнь в ваших городах.
P.S.
Недавно на карте России появился ещё один новый фестиваль (точнее, целый фестивальный центр) - на южной границе России, федеральной территории Сириус. Это совершенно новый формат фестивального жанра. Я расскажу о нём отдельно несколько позже в жанре специального репортажа с места событий.