Найти тему
культшпаргалка

Мечта Ивана Козловского и летние музыкальные фестивали в России

Оглавление

Краткий обзор современных отечественных музыкальных фестивалей начнём с исторической справки.

Это продолжение статьи о знаменитых музыкальных фестивалях 👇

Такого понятия как музыкальный фестиваль в России не было до второй половины 20 века. Разнообразные музыкальные праздники - хоровые, песенные - назывались тогда "праздниками", "днями", "декадами". Что касается первого фестиваля академической музыки, то его отцом был легендарный советский тенор Иван Семёнович Козловский.

Всё начинается с Глинки

В 1957 году он приехал в Смоленск для участия в торжественном концерте, посвящённом столетию со дня смерти первого русского классика Михаила Ивановича Глинки, который в этих местах - а именно, в селе Новоспасское Ельнинского уезда, как известно, родился.

О Глинке в Смоленске в то время напоминал только памятник в местном старинном парке, поставленный на деньги благодарных россиян благодаря усилиям Балакирева в 1885 году. В Новоспасском на месте его усадьбы с некогда прекрасным английским парком ещё с дореволюционных времён рос бурьян с крапивой. Правда, местный сельсовет каждый год отмечал день рождения Глинки (1 июня) праздниками колхозной художественной самодеятельности.

Конечно, замечательный, светлый гений Глинки, которому обязана вся русская музыка, заслуживал большего. И Козловскому пришла идея сделать на его родине ежегодные музыкальные торжества классической музыки глобального, то есть всесоюзного масштаба, что-то вроде знаменитого Вагнеровского фестиваля в Байройте:

"Если, скажем, на вагнеровские торжества приезжают люди из разных стран, то каждая республика Советского Союза с радостью и гордостью, несомненно, выделила бы для выступления на родине Глинки творческую группу",

- написал он в открытом письме, опубликованном в местной газете.

Его инициатива удивительно быстро воплотилась в реальность, и уже в следующем, 1958 году в Смоленске начал свою историю самый первый советский музыкальный фестиваль академического направления имени Глинки, который полностью преобразил маленький провинциальный город.

-2

Каждый июнь на десять дней (первоначально фестиваль назывался "декадой) сюда "с радостью и гордостью" приезжали первые лица советской музыкальной культуры от Гилельса, Рихтера, Плетнёва до Архиповой, Образцовой, Нестеренко, Леонида Когана, Шафрана и многих других - великих, знаменитые хоры, лучшие симфонические оркестры и оперные театры страны.

А на десятый день весь музыкальный и околомузыкальный Смоленск вместе с артистами, невзирая на погоду, дружно ехал по разбитым дорогам в Новоспасское, чтобы завершить этот фест на лоне прекрасной природы. На сколоченной из досок сцене проходил заключительный концерт фестиваля.

Глинкинская декада (фестивалем она стала называться позже) открыла серию других "именных" фестивалей - имени Рахманинова в Тамбове, Собинова в Саратове, Мусоргского и Римского-Корсакова в Пскове.

Фестиваль Глинки существует и поныне, но, теперь уже, скорее, по инерции, как концертное филармоническое мероприятие местного масштаба. Не совсем об этом мечтал Иван Семёнович Козловский.

Тем временем в России появилось множество новых музыкальных фестивалей разного масштаба. Как показала практика, успех в этом деле чаще всего зависит от личности основателя. Событием становятся только те фестивали, у руля которых стоят яркие, энергичные, свободно мыслящие люди с большими возможностями.

Посмотрим, какие из летних отечественных фестивалей академической музыки привлекают к себе особое внимание. Остановимся на нескольких.

Дягилевский фестиваль в Перми

Этот фестиваль существует с 2003 года.

Пермь - город великого импресарио Сергея Дягилева, который больше ста лет назад сумел удивить Европу сокровищами русского искусства.

Худрук Дягилевского фестиваля - дирижёр Теодор Курентзис, и это многое объясняет. Судя по всему, как и Дягилева, жизнь "устраивает его, только пока в ней происходят чудеса" (Жан Кокто о Дягилеве).

За несколько дней в июле на Дягилевском фестивале происходит много такого, что заставляет публику и журналистов лететь в Пермь из разных городов России и Европы. В эти дни в городе нет свободных мест в отелях.

-3

Теодор Курентзис и его фестивальная команда удивляют публику премьерными постановками, специально созданными по этому случаю, новой музыкой, невероятными перфомансами, интересными творческими персонами, лекциями, образовательной молодёжной программой для хоров и дирижёров

с мастер-классами Теодора Курентзиса, вызывающими ажиотажный интерес.

© АНДРЕЙ ЧУНТОМОВ https://style.rbc.ru
© АНДРЕЙ ЧУНТОМОВ https://style.rbc.ru

Цель каждого события, по словам Курентзиса - открывать неизведанное в искусстве. Фестивальные показы происходят иногда в самых неожиданных местах: от храма до индустриальных пространств, например, цеха нефтеперерабатывающего предприятия, где всем присутствующим в соответствии с техникой безопасности раздаются специальные каски.

Музыка на этом фестивале звучит разная, средневековье и барокко свободно соседствует самым прорывным современным авангардом. Исполнители все без исключения высокого класса. К примеру, в этом году здесь играли Вадим Руденко, Борис Березовский, Павел Милюков, Варвара Мягкова.

В общем, пермский Дягилевский фестиваль (не путать с петербургским осенним "Дягилев. P.S.") - в полном смысле слова проект 21 века.

Черешневый лес

Совсем другой темп у известного московского фестиваля "Черешневый лес". Он проходит весной и летом в разные сроки, его продолжительность тоже ненормирована.

Один из плюсов этого фестиваля - его привлекательное во всех смыслах название, которое не только весело заигрывает с Чеховым, но и честно выполняет то, что обещает: гостей фестиваля угощают черешней с шампанским.

-5

В его программу входит также посадка в разных местах Москвы черешнево-вишнёвых садов силами самых известных персон мира искусства и не только искусства - радость для хроникёров светской столичной жизни.

Фестиваль был основан в 2001 году как побочный - культурный- продукт деятельности российской компании Bosco di Ciliegi (сеть бутиков, ГУМ, Петровский пассаж и пр.).

Михаил Куснирович - основатель и "хозяин" фестиваля.
Михаил Куснирович - основатель и "хозяин" фестиваля.

Начинался он как музыкальный, но быстро стал мультижанровым, и теперь его формат определяется как "открытый фестиваль искусств". Концерты, оперные и драматические спектакли, мода, кино, книжные презентации - всё это проходит на разных площадках Москвы: оперные и драматические театры, концертные залы, галерею ГУМа, парк имени Горького, ВДНХ, кинотеатры и музеи.

Концепция "Черешневого леса" довольно расслабленная в духе "все музы будут в гости к нам", его события рассредоточены во времени, а академическая музыкальная часть (постоянные резиденты фестиваля Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Николай Луганский) сильно теснится джазом (Юрий Бутман) и другими видами искусств. Поэтому этот фестиваль включен в список музыкальных с некоторой натяжкой.

Пасхальный фестиваль

Этот проект - одно их детищ стремительного Валерия Гергиева. Когда-то Герберт фон Караян основал весенний фестиваль в Зальцбурге с таким же названием. Но название - единственное сходство этих двух музыкальных проектов.

Каждый год оркестр Мариинского театра загружается в специально оборудованный поезд (с вагонами-ресторанами, вагонами-душевыми, вагонами для инструментов и оборудования и отдельным вагоном для главного дирижёра) и по специально выделенному графику движения едет по длинному маршруту, каждый год новому. На каждой остановке поезд встречают мэры и губернаторы. Дальше стремительная выгрузка, концерт, обед (ужин) и снова в поезд.

-7

Большинство этих концертов бесплатны для публики, но добыча пригласительных билетов каждый раз становится отдельным волнующим квестом для местной публики. Программа концертов обычно не объявляется заранее (или становится известна в самый последний момент), так же как и то, насколько на этот раз задержится начало концерта.

Всё это сильно подогревает впечатления от концертов, которые чаще всего, действительно, необыкновенно яркие и по музыке (Гергиев никогда не подыгрывает публике популярными классическими хитами), и по уровню исполнения. Оркестр Мариинского театра держит марку коллектива мирового уровня.

Параллельно "пасхальные" концерты проходят в Москве и других городах России. Причем не только симфонические, но также хоровые и звонильные (музыка традиционных православных звонов).

Поскольку Валерий Гергиев не столько дирижёр, сколько "градообразующее предприятие" (воспользуюсь удачной метафорой по другому поводу одного из комментаторов), фестивальная тема в его деятельности поражает воображение.

Кроме Пасхального, он организовал ещё два фестиваля. Один из них - большой и очень известный, проводится в Петербурге и называется "Звёзды белых ночей". Другой родился только что. Это "Гений места". Он тоже мобильный, и перемещается по мемориальным местам, связанных с великими русскими композиторами.

Летом этого года впервые Гергиев со сводным оркестром Мариинского и Большого театров побывал с концертами и даже операми в полноценных декорациях в Тихвине (родина Римского-Корсакова), Пскове (Мусоргского), Воткинске (Чайковского), Смоленске (Глинки) и Ориенбауме (Стравинского).

Все фестивали Гергиева объединяет то, что они задуманы в классическом, советском формате - как концертный цикл, и обращены ко всем. В наше время для многих людей это единственная возможность услышать музыкальную классику в исполнении оркестра очень высокого уровня.

Фестивалей в России очень много, обо всех, даже очень значительных, не расскажешь в одной статье. Пишите в комментариях, насколько бурно кипит летняя фестивальная жизнь в ваших городах.

P.S.

Недавно на карте России появился ещё один новый фестиваль (точнее, целый фестивальный центр) - на южной границе России, федеральной территории Сириус. Это совершенно новый формат фестивального жанра. Я расскажу о нём отдельно несколько позже в жанре специального репортажа с места событий.