Сегодня, наверное, уже не осталось точек на карте, куда невозможно было бы добраться на самолете. Да, придется провести много часов в дороге. Да, полет, скорее всего, пройдет с двумя, а то и с тремя пересадками.
И да, до ближайшего к пункту назначения аэропорта все равно придется добираться на попутках. Но, тем не менее, авиасообщение здорово облегчает жизнь современному человеку, связывая между собой самые отдаленные уголки земного шара и делая доступными для путешествий все новые и новые горизонты.
Ежедневно по всему миру самолеты совершают более 100 тысяч полетов и перевозят примерно 12 млн пассажиров. И если ради любопытства открыть карту полетов воздушных судов в режиме реального времени, например, Flightradar24, то можно увидеть, насколько плотно загружено небо.
Однако, хорошенько приглядевшись, то все на той же карте полетов можно обнаружить определенные локации, над которыми не будет практически ни одного воздушного судна. Одной из таких локаций как раз и является Тибет, и даже новейшие авиалайнеры, оборудованные по последнему слову техники, стараются избегать полетов над этой территорией. Чем же не угодил Тибет современной авиации?
И, начнем, по традиции, с небольшой исторической, а в нашем случае географической, справки. Тибет представляет собой район Центральной̆ Азии, расположенный на самом высоком нагорье в мире, Тибетском, основная территория которого возвышается над уровнем моря минимум на 4 км!
Большая часть Тибетского нагорья – это, конечно же, протяженные горные системы: например, с севера его огибает горная цепь Куньлунь, чуть южнее располагается Хребет Тангла, который̆ визуально разделяет Тибет на две части, ну и, конечно же, Гималаи - высочайшая горная система в мире, вытянувшаяся гигантской дугой на 2 400 километров с востока на запад, отделяя Тибетское нагорье от Индо-Гангской равнины Индии.
Девять из четырнадцати самых высоких гор на планете находятся в Гималаях, и, вероятно, именно эта особенность в большей степени влияет на определенную изоляцию воздушного пространства над Тибетом для большинства гражданских судов. Кроме того, не стоит забывать, что Тибет является стратегически важным регионом для Китая, в связи с чем доступ для гражданских самолетов там ограничен.
Однако, несмотря на эти нюансы, формально полеты над Тибетом не запрещены. Более того, для совершения легального полета авиакомпаниям всего-навсего требуется получить от властей Китая специальное разрешение. Казалось бы: получил бумажку и летай спокойно, но как бы не так.
Дело в том, что получение данного разрешения на полеты сопряжено с техническими изменениями, которые необходимо вносить в конструкцию судна. Проще говоря, чтобы самолет мог беспрепятственно совершать полеты над Тибетом, в нем необходимо модернизировать кислородные установки в соответствии с требованиями властей Китая.
Современные авиалайнеры летают на высоте 10−12 км, поскольку именно на этой высоте сопротивление воздуха существенно ниже, что и позволяет самолету быстрее набирать свою, так называемую, крейсерскую скорость. Однако вместе с сопротивлением воздуха снижается и его плотность, что в свою очередь приводит к снижению концентрации кислорода.
И в случае разгерметизации салона, находящиеся внутри пассажиры уже через 15-20 секунд рискуют потерять сознание от кислородного голодания.
Собственно, чтобы этого не произошло, каждый самолет оборудован специальными кислородными масками, которые, в случае форс-мажора, помогут пассажирам дышать. В соответствии с правилами авиационной безопасности, кислорода в масках должно хватать примерно на 20 минут. Якобы за это время пилоты должны вывести самолет на безопасную высоту (это примерно 2-3 км), где в масках уже не будет необходимости.
Если же аварийная ситуация на борту произойдет в то время, когда самолет будет проходить горную местность Тибета, пилоты просто физически не смогут опустить судно на безопасную высоту, а значит жизнь пассажиров окажется под угрозой, ведь они не смогут воспользоваться масками. Точнее, смогут, только толку от них не будет. Прежде, чем снизится, самолету придется пролететь еще порядка 500 км, а это, сами понимаете, даже по воздушным меркам расстояние приличное!
Именно поэтому власти Китая настаивают на том, чтобы все лайнеры, проходящие над Тибетом, были доукомплектованы необходимым и, как правило, весьма дорогостоящим оборудованием. В противном случае, не видать им разрешения на полеты! Из-за столь категоричной позиции китайских властей большинство авиакомпаний пришли к выводу, что им проще немного изменить маршрут, чем раскошеливаться на установку дорогостоящего оборудования.
Но это далеко не все причины, почему самолеты предпочитают облетать территорию Тибета. Из-за незначительной разницы высот между вершинами гор и эшелонами трасс, на которых летает основная часть пассажирских лайнеров, над Тибетом самолеты чаще попадают в зону турбулентности. И хотя это явление особой угрозы не представляет, скорее уж доставляет дискомфорт, пилоты по возможности стараются обходить эти зоны.
Еще одним фактором, заставляющим воздушные суда несколько менять свой курс, является наличие геомагнитного поля, которое может влиять на работу электроники и навигационных систем. Тибет располагается вблизи магнитного полюса, и это запросто может привести к непредсказуемым изменениям в магнитном поле, которые и влияют на работу систем самолета.
Ну и, конечно, нельзя не принимать во внимание наличие активных вулканов в этом регионе, которые также создают определенный риск для полетов. Поэтому авиакомпании, дабы обеспечить своим пассажирам должный уровень безопасности и комфорта, предпочитают в принципе не летать над Тибетом, чем рисковать жизнями людей, находящихся на борту.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!