Найти в Дзене

Милый особенный ребенок так и не понял, за что его поругали

Оглавление

К тому же, тем человеком, кто поругал, был не воспитатель, не учитель, и даже не какая-нибудь бабуля-соседка, которая не любит шумных детишек, а собственная мамочка.

Да и поступок, за который ребенок получил "на орехи", был не таким уж вопиющим. Точнее, всю его глубину и "двусмысленность" ребенок едва ли бы оценил, ввиду возраста и ментальных особенностей.

Да-да, именно особенностей!

Т.к. я сама работаю (кружковым педагогом) в специализированном учреждении для детишек с ОВЗ, то логично, что большинство ребят, о которых я пишу - люди весьма "необычные". А любые их действия и поступки, которые не укладываются в общепринятые рамки, для них являются частью обычной жизни (и их собственной, и их родителей, и специалистов, которые с ними работают: медиков и педагогов).

А если уж быть совсем честной: признаюсь, за годы работы в учреждении, я настолько привыкла к ТАКИМ ребятам, что я боюсь, что я растеряюсь, если попаду в обычную группу обычных детей (не люблю искусственно-искривленные названия типа "нормотипиков" или "нейротипиков"). Боюсь, что неверно оценю их проявления, особенности поведения или какой-нибудь поступок... ведь я давно уже пытаюсь оценивать с оглядкой на особенности ребенка, а не на "общественные нормы". А правильно это или нет - пусть каждый сам решает для себя.

Но, если честно, меня очень удивила реакция окружающих на поступок ребенка, о котором я сегодня напишу. Вроде бы - люди тоже непростой судьбы, тоже сложные ребятишки и их родители. И даже некоторые сотрудники нашего учреждения, которые тоже имеют дело с данной категорией... Однако, если уж была реакция - значит, что-то своё они в этом нашли...

А чтобы дальше не мусолить вступление, лучше, наконец, перейду к сути и характеристикам.

Женя

Девочка из стационара, 6 лет, ментальные нарушения.

Миленькая, симпатичная, "сбитенькая" девчонка. Добродушная и жизнерадостная. Обращенную речь - понимает, и даже разговаривает!

Но, все её действия, умения, навыки и знания - "специалисты-диагносты" оценили как "на уровне хорошей крепенькой трёхлетки".

И играет она - тоже в основном с малышами, в их игры и игрушки. А со сверстниками - Женечке неинтересно... да и сами сверстники не горят желанием приглашать Женю к себе в игру. Что с неё взять? Правила игры - все равно толком не усвоит, а будет только бегать, нести чепуху, хихикать и мешать.

А Женя и не обижается - ей вполне достаточно общества малышей, которые с удовольствием с ней "взаимодействуют".

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мама Жени

Тоже симпатичная, и лицом они с Женей похожи. Только, в отличие от дочки, мамочка улыбается довольно редко.

А еще - постоянно делает Жене замечания: "это не трогай!", "туда не ходи!", "сюда не лезь!" и "помолчи!". Может быть и правильно, ведь она, как истинная любящая мама пытается оградить чересчур любознательную Женю от неприятностей.

Но и строгости в мамочке - тоже хватает! Например, воспитательница из стационара мне рассказала, что мама однажды наказала Женю за случайно пролитый компот из стакана (на полдник): запретила ей идти на общее мероприятие и заставила всё это время сидеть в палате.

Крутовато, однако! Как по мне - не соответствует такое наказание поступку... Но, если уж даже воспитатель (т.е. человек, непосредственно находящийся рядом с ребенком и родителем, не имеет права вмешиваться, то зачем туда буду лезть я - просто педагог, к которому время от времени Женя приходит на творческие занятия).

И вообще, надо отдать маме должное, во многих ситуациях Женечка ведет себя гораздо лучше, чем её сверстники, с теми же нарушениями...

Но однажды случилось вот что!

Конечно, придется опять "с сотворения мира", чтобы суть не потерять.

Итак, очередное мероприятие с детьми из стационара, которое проводила моя коллега из кружкового отдела.

Программа подвижных игр на свежем воздухе типа "веселых стартов", только адаптированная и упрощенная, соответствующая "сложности" наших воспитанников.

А меня и еще одну учительницу - пригласили на роль "судей" (грамотно считать очки, желательно так, чтобы в итоге победила "дружба" и никто не обиделся, но чтобы выглядело объективно, о как).

Если что, у меня уже есть опыт такого "судейства", так что - пожалуйста! Но в этой статье - это вообще не важно, просто к слову...

Конечно, даже очень простые задания и эстафеты порой вызывали у ребят затруднения, воспитателям приходилось постоянно помогать им, подсказывать, а то и бежать вместе с ними, или проталкивать из в обруч, или катать мячик "рука в руке", ну да ничего, привычное дело!

И, кстати, Женечка проявляла себя там довольно неплохо, во всяком случае - не хуже других ребят!

Но потом... "боулинг" всё испортил!

Это было после последнего тура, на котором команды сбивали игрушечные кегли пластмассовыми мячами. Все играли с огромным удовольствием, а Женя - так вообще была просто счастлива, выучив новое слово: "боулинг".

И после "боулинга" - ведущая предложила ребяткам (кто может) обменяться впечатлениями по поводу игр, рассказать, какие конкурсы понравились, кто, по их мнению, в команде играл лучше всех, и т.д. (короче, потянуть нам время, пока мы "подсчитываем очки").

В колонке играла незатейливая "фоновая" музычка, а ведущая переносила микрофон от ребенка к ребенку, подсказывала им слова, хвалила, подбадривала... в общем, "выполняла свою работу".

А потом она поднесла микрофон Женечке!

И Женечка, весело и простодушно, высказалась:

- Мне бо-у-линг, бо-у-линг понравился! А у меня - тоже боулинг! Там!

- Где там? В палате? Дома? - спрашивает ведущая.

А Женя - выставляет указательный палец, показывает на себя, вниз и отвечает:

- Нет! Там! На трусиках!

И тут она резко спускает бриджики, а там, под ними - и правда... веселенькие трусишки, на которых нарисованы кегли и шары. Ну, обычная милая детская расцветка.

А т.к. и музычка играла, и Женя была в приподнятом настроении, то она еще и пританцовывать начала, демонстрируя всем зрителям свой собственный "боулинг".

А вот здесь - уже совсем не весело...

Да, все больше убеждаюсь, что злой у нас народ (здесь бы поставила грустный смайлик, если бы была возможность)...

Дети, которые чуть постарше - стали тыкать пальцем и смеяться. Кто-то взвизгнул, кто-то - "фукать" стал! Ведущая - резко взяла Женечку на руки и передала уже подбегающей к площадке маме, а потом быстро-быстро перевела тему и поднесла микрофон другому ребенку.

Однако, мы услышали... сзади нас (я и другая коллега-"судья") на лавочке сидели еще чьи-то мамы и вслух обсуждали:

  • Нет, ну она вообще соображает что творит? Трусами светить - фу, мерзость!
  • Представляю, ЧТО из нее вырастет, если она уже сейчас такая!
  • Небось, мамаша такая же, от осинки не родятся апельсинки!
  • Что за люди пошли, стыда никакого нет! Что за дети пошли!

Ого! А мамочка Жени, вся красная от волнения (хорошо еще, что она не слышала разговоров женщин, сидящих сзади нас) - прямо прилюдно стала утаскивать ничего не понимающую Женю с площадки в здание, еще и "поднадав" ей пару шлепков...

А я тогда повернулась к тем дамам и постаралась как можно вежливее выдавить из себя:

- Мамочки, извините... Будьте любезны чуть потише обсуждать, а то нам сложно баллы считать, когда в ухо кричат (понятно, фигню сказала, но это первое что пришло в голову, просто хотелось их как-то остановить).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А ведущая - предложила сыграть в одну общую подвижную игру под музыку "а-ля флешмоб", чтобы как-то отвлечь народ от мимолетного недоразумения.

А что потом?

А потом, уже после мероприятия (кстати, Женечку мама опять "наказала", запретив ей выходить из палаты) воспитательницам пришлось пригласить в стационар психолога.

И уже психолог стала беседовать с мамой и доказывать ей (и другим мамам тоже), что Женечка - вообще ничего не имела в виду "такого", о чём некоторые люди подумали!

И вообще, если следовать поговорке "Каждый думает в меру своей испорченности", то можно серьёзно задаться вопросом: а КТО тогда испорченный? Уверена, уж точно не Женечка.

Мама её, наверное, просто растерялась и испугалась. И, конечно, расстроилась... И, не выдержав всей этой смеси чувств, еще и рассердилась!

А Женю - жалко! Она-то - реально так и не поняла, в чём вообще её вина. Но психолог сказала, что это МАМА (а не чужой человек) должна её всё объяснить ребенку так, как принято в конкретной семье. И по возможности извиниться перед дочкой.

Ну а нам (как обычным кружковым педагогам) психолог посоветовала просто не упоминать на занятиях с Женей о "неудачном" для неё мероприятии...

Зато малыши (те самые, которые "друзья Жени") - они и так ничего не поняли. Так что она - как ни в чём не бывало продолжала с ними играть и радоваться жизни.

Пожелаю всем дорогим читателям добра и взаимопонимания.

А мне будут приятны Ваши верные визиты, добрые лайки и новые подписки