Найти тему

Найдите, что изменилось и верните, как было. Простой способ решения сложных проблем.

Давно хотел написать про свой любимый метод решения проблем, но долго откладывал. Потому что он элементарный и большинство им осознанно или неосознанно пользуется. На днях увидел, что он очень сложный, с множеством ограничений и требует особых навыков. А также убедился в его полезности и бесполезности одновременно. В статье расскажу почему он мне нравится, алгоритм использования, плюсы и минусы.

Начнём с того случая, который заставил меня написать статью.

Моя неофициальная должность в организации – решатель проблем. До траблшутера мне очень далеко, но сложные проблемы, особенно в зоне компетенции решать получается. В основном, конечно, с помощью коллег.

В компании построили и запустили новое производство. Оборудование современное с десятками разных датчиков: индуктивных, фотоэлектрических, тензометрических, механических, преобразователей угловых перемещений (энкодеров) и так далее. Управляется вся эта красота контроллером, доступ к которому поставщики запаролили. Взаимодействие происходит через тач-панель с никаким интерфейсом (картинок нет, только текст) и ужасным переводом с китайского. Короче руководство сильно сэкономило. Шефмонтаж и обучение было беглым и неэффективным так как обучали только операторов, а не обслуживающий персонал.

Через неделю после отъезда иностранного наладчика линия сломалась. Поломка несерьёзная: что-то где-то съехало с направляющих. Узел поставили на место, но линия в автоматическом режиме не работает. Доходит до определённого шага и останавливается. Начались «танцы с бубном». Одни перезагружают оборудование и выставляют по «нулевым» точкам, другие переписываются с поставщиками, третьи ходят кругами пытаясь высмотреть проблему.

Эту картину я увидел, когда из любопытства пришёл на участок через два часа после поломки. Я расспросил, что случилось и что сделали. Позвал лучших сотрудников, и мы присоединились к общему безумию - начали проверять все датчики, до которых могли добраться. Было понятно, что какой-то датчик не даёт разрешение на продолжение цикла, но к контроллеру доступа нет, и циклограмму мы тоже не знаем.

Вокруг ходил один из директоров и как мантру повторял: «Что изменилось?» А ему, как в шпионских фильмах, когда герой называет пароль, отвечали заготовленной фразой: «Узел съехал с направляющих, его поставили на место. Ничего больше не трогали, ничего не задели, ничего не сломали.»

Через два часа я, наконец, понял, какой концевик не даёт разрешение, и проблему устранили. Как потом логически выяснили, сотрудник, который поправлял съехавший узел, в какой-то момент опёрся на ничего не значащую планку и чуть-чуть её погнул (визуально не заметно). А эта планка являлась нулевой точкой и начинала весь цикл движения. В какой-то момент цикла часть установки проезжала дальше, чем нужно и нажимала концевик, который не должна. После того, как проблему устранили, становится всё просто и понятно.

Вопрос директора «Что изменилось?» был правильным. Но после невнятного ответа «вернули на место», к сожалению, не последовал вопрос «Как?» и указание «Покажите». От меня, увы, тоже.

"Что изменилось?" – это метод беглого анализа и поиска ключевого изменения. Я бы назвал его ещё «игра в детектива». Вам нужно провести расследование и понять, кто убийца – кто или что привело к проблеме.

Этот метод состоит из шести шагов и его легко освоить.

  1. Описываем проблему. Механизм работал, теперь не работает. Котёл работал, теперь не работает.
  2. Собираем факты. Лазили наладчики. Сменили топливо.
  3. Выдвигаем предположения. (Что изменилось?) Перекосили конструкцию. Низкое качество топлива. На этом этапе существует опасность оставить всё как есть, если гипотеза предполагает, что проблема может решиться со временем сама. Усталость – «ну, это просто работы много». А реальной причиной может быть серьёзная болезнь. Поэтому нельзя останавливаться на этом шаге.
  4. Проверяем предположения. Делаем замеры. Меняем масло.
  5. Повторяем пункт 3 и 4 пока есть время, терпение и нет результата. Если после проверки нескольких гипотез причину не получается определить, то проведите расширенный анализ или обратитесь к эксперту.
  6. Когда нашли причину – устраняем. Поправляем конструкцию. Используем качественное топливо.
  7. Радуемся!

Это мой любимый метод потому что, во-первых, я люблю всё анализировать, а, во-вторых, люблю оказываться правым (а кто не любит?). Его можно использовать и в быту и даже, если не вы будете устранять проблему. На днях что-то зашумело в машине. Звук появился после сильного ливня и больших луж. Предположил, что в подшипник попала вода и появилась ржавчина (в автомобилях я не разбираюсь). Заехал на СТО, и мастер подтвердил мою гипотезу. Проанализировал и оказался прав. Порадовался.

Главный плюс метода в экономии времени и ресурсов. Это происходит за счёт двух предположений:

  1. Большая часть сложных с виду проблем появляется из-за изменения всего одного элемента.
  2. Не нужно усложнять. Проверяйте сначала самое очевидное.

Несколько лет назад к нам возили на ремонт шейкеры. В девяти случаях из десяти проблема была одна – стёрлись щётки. И в девяти случаях из десяти мы ремонтировали оборудование за считанные минуты, впервые с ним столкнувшись. На одном из шейкеров вышла из строя плата и его отвезли в мастерскую – обратились к эксперту.

Этот метод чем-то напоминает бритву Оккама - принцип, который предлагает выбирать наиболее простое объяснение из имеющихся.

Но метод имеет очень много ограничений:

Сложно собирать факты. Никто не сознаётся что делал, как повлиял. Смотрите камеры, устраивайте очные ставки – действуйте, как Пуаро. Однажды у нас участись аварии на роботе. Опросы не помогли. А вот камеры показали, что операторы для экономии времени нарушали тех процесс, что приводило к авариям.

Не всегда знаем, что изменилось. Например, не работало изначально. Когда вы сдаёте что-то в ремонт, вас неизменно спрашивают: «Что произошло?», чтобы задать направление для поиска неисправности.

Изменения могут быть внутренними и не иметь внешних проявлений. Только что работало, мгновение и не работает. Без дыма, без шума. Эксперту это даст информацию, остальным нет.

Изменений может быть несколько. Самый сложный случай. Я сталкивался с такой проблемой и в итоге, пришлось вызывать эксперта.

Для решения проблем нужен опыт и экспертиза. В сборе фактов, анализе, выдвижении и проверке гипотез. А также в предметной области. Не факт, что мои знания и навыки помогут решить проблему в логистике, маркетинге, или продажах. Хотя…

Нужна мотивация. Зачем решать проблему, когда можно не решать?!

Метод «Что изменилось?» больше подходит для решения сложных проблем в модели Кеневин.

Алгоритм решения сложных проблем.
Алгоритм решения сложных проблем.

Можно применить к комплексному домену Кеневин, но там изменений больше и сложнее найти ключевое. Метод экономит время за счёт сужения фокуса, но требует знаний в предметной области и навыков детектива для терпеливого поиска и сопоставления фактов. И при всей внешней простоте метод сложный и узкоспециализированный. Но, несмотря на последний провал, я сделаю выводы и продолжу его применять.

P.S.

Если вы применяете подобный метод не в ремонте оборудования, а в других сферах деятельности, прошу, напишите, очень любопытно.