Найти в Дзене
Живописные истории

Американо-шотландский живописец 18 века Джон Смиберт

Джон Смиберт (1688-1751) родился в Эдинбурге, Шотландия, в семье красильщика.

Какое-то время был подмастерьем у маляра и штукатура.

А затем отправился в Лондон, где устроился художником по росписи карет и копиистом картин.

Edward Nightingale, 1722/24 гг.
Edward Nightingale, 1722/24 гг.

После несколько формального обучения в Академии Грейт-Куин-Стрит он очень недолго работал художником-портретистом в Эдинбурге.

По словам английского гравера Джорджа Вертю, чьи записные книжки в Британском музее являются основным источником информации о Смиберте до его прибытия в Америку, он отправился в Италию в 1717 году и провел следующие три года во Флоренции, Риме и Неаполе, рисуя портреты и копируя старых мастеров.

-2

Вернувшись из Италии в 1720 году, Смиберт обнаружил, что лондонский художественный мир почти полностью подчинен фабрике-мастерской портретиста немецкого происхождения сэра Годфри Неллера (1646–1723).

Однако ещё до смерти Кнеллера в 1723 году английский гравёр Джордж Вертью (1684–1756) описывал Смиберта как

хорошего изобретательного человека, [который] прекрасно рисует.

Проживая в Ковент-Гарден, "месте встречи самых знаменитых художников", Смиберт вскоре стал одним из ведущих практиков умеренной элегантности стиля Неллера, но, к сожалению, лишь немногие из его работ этого периода известны.

Eleanor Nightingale, 1727 г.
Eleanor Nightingale, 1727 г.

В конце 1728 года Смиберт отбыл в Америку в компании Джорджа Беркли, который намеревался "заложить фундамент Колледжа всякого рода литературы на Бермудских островах".

Амбициозный проект Беркли провалился, и после недолгого пребывания в Ньюпорте, штат Род-Айленд, Смиберт в конце 1729 года поселился в Бостоне, предпочитая, как позже писал Вертью, смотреть на всё "сверху внизу в своей профессии" в Новой Англии, а не быть художником второго ряда у себя дома.

Bishop George Berkeley
Bishop George Berkeley

В 1732 году, когда Вертью составлял рейтинг своих знакомых художников, он включил Смиберта в число выдающихся живописцев того времени, хотя тот уже был "за границей, в Бостоне".

Там Смиберт писал портреты, которые демонстрировали беспрецедентный для Новой Англии уровень художественного мастерства.

Портрет Daniel Oliver, Peter Oliver, и Andrew Oliver, 1732 г.
Портрет Daniel Oliver, Peter Oliver, и Andrew Oliver, 1732 г.

Там Смайберт писал портреты, которые демонстрировали беспрецедентный для Новой Англии уровень художественного совершенства.

Он продолжал рисовать в академическом стиле Неллераж и пополнял свой доход, управляя магазином красок.

Бермудская группа (декан Беркли и его окружение)
Бермудская группа (декан Беркли и его окружение)

Через три месяца после того, как он поселился в Бостоне, Смиберт организовал первую художественную выставку, когда-либо проводившуюся в Америке, где его скромная коллекция копий старых мастеров была показана вместе с его собственными недавно выполненными портретами достойных людей Новой Англии.

Cardinal Guido Bentivoglio (1579-1644), копия с Van Dyck
Cardinal Guido Bentivoglio (1579-1644), копия с Van Dyck

Его студия, которая оставалась нетронутой вплоть до девятнадцатого века, служила неформальной "академией", где через копии старых мастеров молодые художники могли познать кое-что из традиций европейской живописи.