Как сказал Генри Киссинджер, быть врагом Америки – опасно, быть другом Америки – фатально. Президент Ирака в разное время побывал в каждом из положений, может быть, поэтому и не уцелел. В настоящее время его принято считать если не справедливым и мудрым правителем, то лучшим политиком, который мог родиться в Ираке в то нелегкое для него время. Ведь после его свержения жизнь в стране сильно ухудшилась, а демократии как не было, так и нет.
Это все, конечно, правда. Однако, Саддам был совсем не ангел, и его уходу из жизни искренне радовались многие иракцы. Правда, некоторые потом передумали, но это не отменяет плохих поступков, которые он совершил. Что же такого ужасного сделал диктатор?
Большинство обывателей помнят только тот факт, что Саддам гонял курдов, но это уже было ближе к концу его грандиозной карьеры. А начинал он ответственным за спецслужбы в революционном правительстве. И первую свою популярность завоевал, когда стал устраивать публичные линчевания последних иракских евреев, которые неосмотрительно решили не покидать страну. Такие мероприятия происходили на площадях, целиком заполненных ликующим народом.
Прекрасно понимая, кем он правит, Саддам решительно избавлялся не только от реальных, но и от потенциальных врагов. Он любил прямо на партийных заседаниях вытаскивать заговорщиков, которые тут же указывали на подельников и всех вместе ждали тюремщики с электродами и раскаленными жаровнями. То же самое было гарантировано диссидентам и оппозиционным журналистам.
Возня с курдами началась в Ираке задолго до него, но Саддам позаботился об «окончательном решении» этой проблемы. Применяя самолеты и боевую химию, их согнали в крупные города, а тысячи освобожденных деревень сравняли с землей вплоть до того, что колодцы забетонировали. В качестве противовеса рядом поселили арабов.
После неудачного вторжения в Кувейт иракский президент столкнулся с масштабным восстанием шиитов, которое на пике контролировало большую часть провинций. Чтобы усмирить их потребовалось целое завоевание, при котором с повстанцами и сочувствующими обращались отнюдь не в соответствии с нормами гуманности. Когда в тусовку включились болотные арабские племена, которые живут в низовьях Тигра и Евфрата, он приказал осушить болота, а людей принудительно переселил в города.
В своем правлении Саддам опирался на собственных родственников, которых никак не ограничивал в их власти и лишь изредка немного журил. Больше всего прославился его старший сын Удей, который заведовал спортом в Ираке. Как только команда проигрывала какие-нибудь соревнования, ее ожидали вполне себе средневековые орудия наказания, поставленные прямо в олимпийском комитете.
В юности Саддам жил вместе с отчимом и без подзатыльников был, как без пряников. В результате он сбежал к своему дяде, которого отблагодарил тем, что сделал его мэром Багдада. На этой должности родственник стал крепить моральные скрепы, как сам их понимал. Он приказал полиции разрывать вещи граждан, использующих европейскую одежду, в частности, модные тогда брюки-клеш, кроме этого, он был замешан во всевозможных махинациях и на своем посту заработал миллионы.
Как-то раз зятья диктатора сбежали от него в Иорданию и рассказали все, что знали об ОМП Ирака. Саддам обещал их помиловать, если те вернутся на родину. В кругу своих близких он сказал, что сдержит слово, но ведь это дело семейное… В итоге его домашние отправили беглецов на тот свет.
Иракская армия поджигала нефтяные месторождения и разрушала гражданские здания во время неудачной попытки захвата Кувейта, которую Саддам предпринял с целью компенсировать финансовые потери после ирано-иракской войны. За это соседи до сих пор поминают его незлым, тихим словом.