Найти тему
Sports.ru

«Вся жизнь у меня строилась по футбольному календарю». Интервью с солистом группы «Бивни» Александром Махначем

Что такое «Зенит» в нулевых?

Это ещё не чемпионская команда, в которой играют свои воспитанники и много странных легионеров, которых привёз в Питер Властимил Петржела (из них настоящими легендами, пожалуй, стали только Шкртел, Крижанац и Ширл).

Это покупка клуба Газпромом в декабре 2005-го, приход Дика Адвоката, первое российское чемпионство в 2007-м, а затем победа в Кубке и Суперкубке УЕФА в 2008-м.

А ещё это был период группы «Бивни», которая выпустила множество песен про «Зенит». Болельщики клуба со стажем наверняка помнят такие хиты как «Золотые слёзы», «12-й игрок», «Форварды», «Сине-бело-голубые» и другие. Эти песни ассоциируются как раз с тем золотым периодом «Зенита» во второй половине нулевых.

Солист группы Александр Махнач родом из Томской области, но после службы в армии переехал в Ленинград, где сначала играл в группе «Юго-Запад», после распада коллектива работал строителем. А в 2003 году родилась группа «Бивни».

Сейчас Махнач профессионально уже не занимается музыкой, и работает журналистом на радио.

Я съездил к Александру в Сосновый Бор, где он сейчас проживает (небольшой город в Ленобласти, примерно в 80 километрах от Питера) чтобы поговорить о его творческом пути, «Зените», футболе, музыке и прочем.

«Армейские годы были лучшими в моей жизни». Махнач о том, как служил на флоте и начинал заниматься музыкой

— Сейчас вы работаете на областном радио «Балтийский берег». Расскажите, чем вы там конкретно занимаетесь?

— Я редактор, репортёр и бегунок. Мне очень интересно добывать материалы с полей.

Была очень забавная история: когда мы в 2006 году впервые приехали с концертом в Сосновый Бор, у нас состоялось первое интервью здесь в студии на радио, тогда записывал Миша Лядов, Царствие ему небесное. Мы выступали в арт-карусели, и потом частенько в Сосновый Бор заглядывали. Я сразу понял, что на местном радио нас будут постоянно крутить, и написал песню «Балтийский берег и городок Сосновый Бор» — это песня чисто про радио.

Потом так судьба сложилась, что в 2011-м я переехал из Санкт-Петербурга в Сосновый Бор, и с декабря 2014-го я работаю на ББ. Я прекрасно всех знал здесь — это такая шайка в хорошем смысле этого слова, добрая семейка. Сейчас, конечно, многое изменилось, но мне по-прежнему интересна журналистика.

В своей жизни я очень многое менял, и вообще людям советую выбирать различные амплуа. Я работал строителем, в рок-н-ролле и ещё попробовал кучу всего интересного.

«Балтийский берег» ценен тем, что здесь есть весь спектр журналистики, мы муниципальное радио. Здесь все городские события, выходят четыре новостных блока, четыре репортажа — то есть, каждый день нужно куда-то бежать. Утренние два часа тоже заполнены маленькими репортажами, постоянное движение, вся городская жизнь. Ты знаешь всех и тебя все знают.

Сосновый Бор — территориально небольшой город, но официально здесь живёт больше 70 тысяч. То есть, по населению город, наоборот, очень большой, учитывая, что у нас атомная станция и куча других крупных предприятий. Поначалу у меня складывалось ощущение, что я вернулся в Советский Союз — очень много спортивных секций для детей, спортивных школ, художественная и музыкальная школы. Много разных объединений, артистов и просто хороших людей. Работники атомной станции и других предприятий вовлечены во всё это.

— Как вы начали заниматься музыкой?

— Началось всё с того, что в детском саду поставили на сцену, помню пели «Пусть бегут неуклюже». Я всю жизнь любил петь.

Я родился и вырос в глухой сибирской деревне, у меня была мечта стоять на большой сцене и лабать рок-н-ролл — очень трепетно относился к этому жанру. Я к этой цели шёл, шёл и спокойно пришёл.

Закончив школу в Томской области, я полгода отучился в культпросвет училище, в 1984-м приезжал в Ленинград. Потом я понял, что культпросвет училище мне немножко мешает, потому что надо в армию идти. После этого осуществилась ещё одна моя мечта — я попал на флот, отслужил там три года, и после армии в 1988-м я приехал в Ленинград.

— Расскажите какой-нибудь самый интересный случай из вашей армейской жизни

— Там сплошные интересные случаи. Я служил в отличных войсках: морчасти погранвойск. Отмечаю я и день ВМФ, и день пограничника.

Случаев там было очень много, поэтому мне сложно что-то вычленить. Меня покоробило, когда Сокуров снимал фильм про моряков, которые приходят первый день на корабль — это всё так уныло, хмуро. Для меня служба была в кайф, это были лучшие годы в моей жизни. Конечно, первые полгода было трудно, потому что ты молодой. А потом ты становишься постарше, и приходят новые молодые, потом потихоньку становишься дембелем.

-2

Корабль у нас был небольшой — всего 40 человек экипажа, и это была, по сути, семья. Ты молод и здоров, постоянно в море. Кроме того, пограничная служба — довольно специфичная, потому что мы либо охраняли 12 миль наших территориальных вод, либо 200 миль экономической зоны. В Японском море мы как раз шерстили японцев.

У нас на корабле были разные забавные случаи, поэтому из части я вышел только 23 декабря 1987-го. Я был не самым дисциплинированным, закончил старшим матросом. Лычки летели туда-сюда.

— Вы родились в Томской области, но после службы в армии переехали в Ленинград. Почему именно сюда?

— Просто так сложилось, меня всегда ментальность Ленинграда привлекала больше московской. Плюс мой школьный друг Юрка Баландин, который служил два года, устроился здесь по лимиту, работал и меня подтянул. Когда я пришёл из армии, я пробыл дома только 10 дней, встретил там Новый год и уехал.

— Какие ваши любимые места в Томске?

— Я родился в Томской области, в посёлке Ягодное. До сих пор вспоминаю этот маленький посёлок, где кругом тайга, дальше уже идёт Белый Яр, река Кеть и тупик до Северного Ледовитого океана. А если смотреть на восток, то до Красноярского края 1500 км и тоже нет никакого жилья.

Эта маленькая деревенька представляла для меня большой, огромный мир. Я там находил озёра, читал Тура Хейердала, у меня там были свои завороты: меня тянуло то в море, то ещё куда-то. И я находил это всё в одном небольшом пространстве.

Ну а старинный Томск – сам по себе достаточно красивый город, хотя в те времена был не очень ухоженным.

И сейчас Сосновый Бор для меня просто откровение: море рядом, работа прекрасная, всё в пешей доступности. Я удивляюсь, как наши ребята здесь умудряются ездить на такси. В Петербурге я прожил больше 20 лет, и ходил до работы у метро «Нарвская» гораздо дольше, а сейчас я могу Сосновый Бор пробежать насквозь.

«Когда пошёл жесткач, я просто превратился в «Сантёра». О группе «Юго-Запад»

— Расскажите, как создавалась группа «Юго-Запад»?

— Буквально через несколько недель после возвращения из армии мой друг, с которым мы вместе служили, свёл меня с ребятами — Игорем Фроловым и Лёшей Савиновым. Поначалу группа называлась «Третий мир».

В феврале 1988-го мы собрались в подвале, а в декабре того года мы уже вступили в Ленинградский рок-клуб. Потом у нас был быстрый всплеск популярности из-за достаточно откровенного поведения и таких же откровенных песен, а в декабре 1990-го мы уже собрали ДС «Юбилейный» сольным концертом.

— Что означает ваше прозвище «Сантёр» и когда оно появилось?

— Оно производное от имени. Сначала, пока мы играли более мягкую музыку, я был Санька, а потом, когда пошёл жесткач, я просто превратился в Сантёра. Эта кликуха осталась в «Юго-Западе».

— В 1991 году вы провели несколько концертов в Амстердаме. Что вам больше всего запомнилось из этих гастролей?

— Тогда был ещё Советский Союз, не выпускали почти никого. Мы отыграли там три концерта, и когда мы вернулись, Ленинград уже переименовали в Санкт-Петербург. С тех пор «Юго-Запад» не дал ни одного концерта.

Что может запоминаться по молодости? Хорошо выпивали, гуляли, у нас были голландские друзья. Из Советского Союза мы вырвались, по сути, в хорошую красивую часть Европы. Кроме того, у нас до этих гастролей были хорошие друзья из группы «Мой новый борт», они приезжали на «Next stop rock-n-roll», это было осенью 1990 года. Мы познакомились с Ральфом и Манфредом из этой группы. А ещё к нам на репетиционную точку привели паренька по имени Пьер ван Бёркель — мы его звали Петей Берёзкиным. Потом он поступил в Московский университет, поскольку по-русски говорил неплохо.

— Почему в итоге группа распалась?

— Да наигрались просто, у нас всё было как у животных — «хочу-не хочу». Играли, играли, а потом Игорь уехал в Финляндию, и мы как-то особо и не грустили по поводу распада группы. Была достаточно бурная концертная деятельность, но на тот момент мы даже не записали ни одного альбома — были просто репетиционные и концертные записи. Просто разбежались как будто бы на время.

-3

Потом уже в 1999-м Игорь с Лёхой сподвигли нас на то, чтобы снова собраться. Мы собрались, порепетировали, не дали ни одного концерта, но слава Богу, благодаря Саше Шкурко, Царствие ему небесное, мы записали альбом «Дружок» — он настоял на этом. Писались у Юры Соболева — это один из старых лидеров группы «Бригадный подряд», автор всех их старых хитов. Поэтому получился такой хороший рок-н-ролльный альбом.

На этой почве я сдружился с Юрой, он меня подсадил на горный велосипед, и мы с ним достаточно успешно катались. Ещё с нами был Игорь Мотовилов по прозвищу «Мотя», у нас была такая полумузыкальная тусовка.

— После окончательного распада «Юго-Запада» вы долгое время не занимались музыкой и работали строителем. Почему решили пойти именно в эту отрасль?

— Когда я приехал в Ленинград, сразу устроился на стройку — это было самое простое и понятное для меня дело. А после распада «Юго-Запада» Юрка Баландин сподвиг меня, и я быстренько, почти экстерном, закончил ПТУ на углу Обводного и Московского проспекта — сейчас его уже нет. Учился я на каменщика-печника, все начали в сентябре, а я пришёл где-то в марте, и уже в мае получил диплом, поскольку к тому моменту уже поработал на стройке.

В этом деле я тоже находил творчество — красиво класть кирпичики. А потом, когда уже ушёл на вольные хлеба, у нас была своя бригада, и мы построили коттеджи с рустами, арочными окнами. Так что там тоже творчества хватало.

«Буду ездить, пока выигрывать не начнёте». О группе «Бивни», «Зените» и фанатах

— Как пришла идея создать «Бивни» и почему решили именно так назвать группу?

— Тут история такая: футболом я интересовался с самого детства, да и вообще я прирождённый болельщик не только футбола, но и хоккея, и других разных спортивных игр. Это всё культивировалось с советских времён.

Я приехал в Ленинград в 1988-м, и уже весной побывал на стадионе имени Кирова — это был матч «Зенит» — «Жальгирис». Практически сразу я себя ощутил ленинградцем, и поэтому «Зенит» сразу запал мне в сердце. Тогда были достаточно непростые времена для команды — в следующем году она скатилась в Первую лигу. Но интерес у меня всё равно был большой.

В 1998-м я первый раз бросил пить — подшился на год. И после этого стало нечего делать, я достаточно плотно занялся творчеством. Когда появился альбом «Дружок», на меня вышел Саша Карин — бизнесмен и очень творческий человек. Он говорит мне: «Сань, давай я тебе дам денег сколько надо, и мы что-нибудь будем делать».

-4

Сначала мы записали альбом моих флотских песен у Юры Соболева, потом Саша принёс дембельские песни. Но эти альбомы официально не издавались, они были любительские. Потом Саша говорит: «Давай сделаем что-нибудь серьёзное». Я говорю: «Давай про «Зенит». Это было начало 2003 года.

После этого Саша сказал, чтобы я думал над названием группы. Дал ему штук 20 разных вариантов: среди них были, например, «Электрик» или «Вольфрам». Браковали, браковали, а потом я вспомнил про мамонтов и решил назвать группу «Бивни», тем более в энциклопедии буква Б стоит второй. Особого значения я в это не вкладывал, просто я не любил длинные названия — оно должно быть понятным и достаточно жёстким.

— Как вам удалось проникнуться духом фанатской культуры?

— Да просто я в эту среду сразу погрузился, и когда мы писали альбом «Двенадцатый игрок», у меня это всё было в задумках. Практически все песни я написал уже тогда, за исключением «Детства нашего футбол», которая была написана до альбома, и «Памяти тренера» — её я написал, когда умер Павел Фёдорович Садырин. Все остальные песни я писал с колёс.

Для наполнения я стал общаться с нашими ведущими фанатами, ветеранами фанатского цеха – Валерой «Сабонисом», Андрюхой «Рыбаком», Юркой Бондарем, ещё были «Освальд», «Боец». Мы на студии записывали кричалки, которые в «Двенадцатом игроке» присутствуют постоянно. С «Сабонисом» я тут же здорово подружился, и мой первый выезд в 2004 году был весной в Пермь.

После этого я стал достаточно много бывать на выездах, и вся жизнь у меня строилась по футбольному календарю. Мне было всё по барабану, главное, чтобы я поехал, у меня было лет пять достаточно активной фанатской деятельности. Мои песни находят такой отклик, потому что они не столько о «Зените», сколько про этих ребят и девчонок, которые ездили со мной и составляют большую часть нашего питерского футбола.

Сейчас с введением фан-айди всё поменялось. Я никак не отношусь к этим тёркам, потому что это другое время, и на стадион я практически не хожу. На мой взгляд, тогда футбол был на любительском уровне, а сейчас он профессиональный, и это, по сути, большое достойное шоу.

Я не совсем понимаю многие виды спорта, которые присутствуют на Олимпиадах. Игровые виды спорта, конечно, зрелищные, но, например, метание молота и диска я не понимаю. Даже в беге я не понимаю, в чём кайф. А футбол и хоккей – это топовое спортивное шоу, в которые вкладываются деньги и которые будут востребованы всегда.

-5

Поэтому, когда я пришёл в фанатскую среду, мне было там интересно, я этим жил. Потом песни группы «Бивни» кончились – я вышел из этой грядки, потому что уже обо всём написал. У меня была идея трилогии, и она состоялась – «Двенадцатый игрок», «Золотые слёзы» и «Рождённый чемпионом».

Плюс были фанатские альбомы – по сути, в России именно мы сделали первыми с Валерой «Сабонисом» и ребятами. Один из них назывался «Моё сердце с тобой», он вышел весной 2005-го. Потом мы написали с «Поющим ядром» альбом «Это стольный град», дальше «Ядро» уже сами писали альбомы на той же студии. По сути, мы дали этому толчок.

Я не знаю, есть ли ещё в России чисто фанатские альбомы, но на Западе они были. Поэтому с «Сабонисом» мы эту тему раскручивали, потому что это важно. Работать было сложно, потому что запевки и кричалки на известные песни нужно было уложить.

А в 2008-м мы съездили на гастроли в Донецк, и родилась идея сделать что-то для местного «Шахтёра» - эти ребята духовно были мне близки. В итоге, я там прожил полгода, и с группой записали альбом «Мы – «Шахтёр» Донецк» - он тоже чисто фанатский.

— Вы очень много бывали с командой на выездных матчах. Какой из них для вас был самым памятным?

— Они, в принципе, все памятные. Особенно мне запомнился выезд в Томск, кажется, в 2006-м, но точно не помню. Мы сначала сыграли в Раме [Раменское – прим.], потом Москва, Томск, в Екатеринбург заехал к знакомым, Самара. То есть, у меня получился «тройник», и во всех трёх играх мы проиграли. В Томске вообще нелепо влетели 2:0, и я сижу и думаю: «Буду ездить, пока выигрывать не начнёте».

Тогда был весёлый и непредсказуемый футбол Петржелы. Сейчас, конечно, сердце радуется, что мы столько раз стали чемпионами, а тогда кроме 1984 года у нас не было золота. К 2007-му, когда мы первый раз стали чемпионами в российской истории, я уже наездился.

— Помимо «Зенита» болеете ли вы за какую-то европейскую команду?

— Сейчас я уже вообще ни за кого не болею, просто как кузьмич смотрю матчи «Зенита» по телевизору, когда нет концертов на фан-променаде или на стадионе. Раньше симпатизировал «Блэкберн Роверс», когда они стали чемпионами Англии. Ещё болел за «Милан», и мне из Италии даже привезли майку команды, розу и фотографию игроков.

— Я прочитал, что у вас на одном из концертов случилась драка во время исполнения песни «Мешки». Что там конкретно произошло и в чём смысл этой песни?

— Да не было там ничего серьёзного, просто шла какая-то смена лидерства фан-движа. Я не знаю, что там было, но мне пришлось отмахиваться после концерта.

На сцену вылез «Макасин», хотя с ним мы потом были в прекрасных отношениях. Эта песня была как повод зацепиться, потому что «мешки» – это историческое название. Просто молодняк лез наверх, вот и всё. Сейчас всё уже меняется, эпохи сменились, уже давным-давно это всё забыто. Фан-движение – это достаточно экстремальная среда.

— В своё время вы очень много путешествовали и даже записали лирический альбом об этом – «Роса». Расскажите про ваше самое запоминающееся путешествие в жизни

— «Роса» – это просто альбом лирических песен. После «Золотых слёз» был период, когда я поменял директора, и он сказал: «Давай ты станешь звездой русского шансона». Он тогда тяготел к этому направлению.

Никита Брылёв хороший парень, мы с ним тогда поработали целый год. Я не считаю этот альбом своим, потому что тогда песни аранжировали Паша Ключерев и Олег Пожидаев. Во многих местах я спел отвратительно, и я не очень люблю этот альбом, потому что он не совсем мой, хотя песни красивые.

Про путешествия был альбом «Тепло походного костра» - он чисто про горные походы. Олег Мельников, которому я желаю долгих лет жизни, водил походы. Папа его, Фёдор Михайлович, почётный житель Соснового Бора и основатель Дома детско-юношеского туризма и экскурсий «Ювента», заманил меня в поход в Крым. Я тогда как раз записывал с донецким «Шахтёром» альбом, побывал на матче с «Таврией», а утром они приехали, и я заказал машину, чтобы нас довезли до какой-то деревни. Прошёл с ними четыре дня, плюнул, говорю: «Идите вы нафиг». Нас тогда ещё накрыло снегопадом.

А осенью я опять захотел в поход, и там уже прошёл почти до конца. Ну а потом ежегодно у меня было один-два похода, плюс байдарочные летом иногда. И дальше лет 10 очень плотно по горам шарился, это романтика и красота безумная. То есть, это уже, грубо говоря, болезнь.

— Какие горы вам удалось покорить?

— У горняков нет понятия «покорить», горы тебя сами покорят… Мы ходили на Кавказ, а в Крыму я был только пару раз. Олег Мельников чемпион СССР по ориентированию, он такие маршруты пробивал! Было жёстко, тяжеловато, но очень душевно и весело, перевалы были 3400 метров.

-6

Свои вершины я не любил. У меня есть песня «На 2 тысячах, но на своих», как раз на 2000 м я забрался на горку. Одно время я вообще был король перевалов.

— Были ли у вас какие-то разногласия и конфликты в группе?

— Как раз в «Бивнях» у нас конфликтов и разногласий не было. Если только с нашим директором Андрюхой «Бойцом» Бойченко иногда цапались либо из-за денег, либо из-за непонимания, либо из-за моего желания немножко порезвиться с алкоголем.

А так, по большому счёту, в «Бивнях» было просто, потому что я был, по сути, руководителем этого проекта. На записях часто играли сессионные музыканты, а на концертах у нас был свой костяк, поэтому я как Карабас-Барабас руководил этим оркестром.

Нам нечего было делить, концертик отыграли, денег было немного из-за сволочуг-пиратов. Когда вышел альбом «Двенадцатый игрок» у меня был просчитанный бизнес-план, потому что фанатская тема была вообще неохваченная. Буквально тут же у нас вышел CD альбом, были свои фирменные кассеты, и тут я смотрю: по всем ларькам лежат пиратские кассеты, которые назывались по первой песне «Невский фронт».

-7

«Золотые слёзы» вообще один из самых крутых наших альбомов, потому что только по моим данным одна пиратская контора издала 50 000 копий. Учитывая, что навар с CD-шкой у нас был 1$ за диск, мы потеряли много денег, тиражи у нас были проданы небольшие. Поэтому я зол на них до сих пор, готов судиться и кого-нибудь прибить за это дело.

С другой стороны, раскрутка шла через это, потому что мне часто на подпись приносили те же «Золотые слёзы», они были полностью слизаны кроме яблока пластинки. У нас в оригинале была картинка, как Пашу Садырина качают, а эти были просто «группа «Бивни» «Золотые слёзы».

— Вы сами какую музыку любите?

— Разную. В последние годы я стал изучать музыку, поскольку делать нечего вечерами. То есть, я беру дискографию какого-то определённого направления, какой-то группы, отслушиваю, читаю Википедию, и потом эти чуваки мне становятся родными. Я прошёл практически весь progressive rock, потом плавно перешёл в хард-рок, но он мне менее интересен, потому что это направление достаточно прямолинейное.

Для меня открытием стал треш-металл, как по мне это самая спокойная музыка в жизни. Они там что-то лупят, и я прям расслабляюсь и засыпаю. Фьюжн, джаз-рок – это направления, где есть мысль и неожиданность. Если брать какие-то раскрученные имена, то многие из них мне вообще не вкатывают – всё достаточно прямолинейно, квадратно, обычный вокал. Если говорить о немецких группах Sodom и Destruction, то у них реально чувствуется харизма.

Или Sepultura взять. Там был просто уникальный случай, когда Макс Кавалера ушёл из группы – он создал свою группу Soulfly, но и Sepultura осталась. Появилось два таких горластых коллектива.

Классический американский рок я тоже слушаю, например, Steppenwolf или Three Dog Night. Когда ты слушаешь по дискографии, понимаешь, как чуваки меняются, какие музыканты приходят и уходят. Тех же Smokie или Sweet когда переслушиваешь, понимаешь развитие. Это просто интересно для журналиста.

— В песне «Форварды» упоминается Александр Панов. При этом он уже долгое время болеет за «Спартак» и ходит в атрибутике этого клуба. Как вы к этому относитесь?

— А как к этому относиться? Песня была написана ещё до этих мясных вывертов, хотя это его тараканы. Когда «Зенит» только вышел в Высшую лигу, мы на Сашу Панова молились. А как он французам заколотил победный гол! Свой колпинский парнишка.

В песне, кстати, упоминается Гена Попович – это вообще легендарный человек, очень душевный, хороший. Жаль, что он так рано ушёл из жизни.

Ну а Саша Кержаков – тут вообще вопросов никаких нет.

— А что вы думаете про Артёма Дзюбу, который в «Зените» много забивал и приносил пользу клубу, но Вираж всё равно его не принял?

— К тому времени я из этой темы уже вышел. Ну Дзюбиньо и Дзюбиньо, ну приносил пользу команде. Я уже старый человек, и мне больше нравятся люди, которые сохраняют честь и адекватное поведение в течение всей своей спортивной карьеры. Мой идеал в этом смысле – Гена Попович.

У нас было много улыбчивых ребят: тот же Валера Цветков, Саша Горшков. Есть куда равняться, чем этого Дзюбу обсуждать. Он пусть теперь в салонах сотовой связи свои рекламки снимает, хотя все понимают, на чём там хохма построена.

«При Семаке игра есть, и она интересная». О современном «Зените», второй команде в Питере и фан-айди

— Кто из современных футболистов вам больше всего нравится?

— Вообще не скажу, потому что европейский футбол у меня сейчас вызывает отторжение. Если говорить про «Зенит», то Караваев хороший игрок, Андрюха Мостовой, ну а бразильцы они и в Африке бразильцы. Моя звезда – это Миша Кержаков: свой, старый, с хорошим именем.

Сейчас мне сложно говорить на спортивную тему, потому что я из этого вышел, и теперь у меня журналистская работа на радио.

— Что вы можете сказать про «Зенит» периода Сергея Семака?

— Богданычу, конечно, низкий поклон, хотя на европейском уровне он ничего особо не показывал. Но это тренер, который приводит к чемпионству постоянно, не считая тот ресурс, который есть у «Зенита» в виде Газпрома. Но всё равно игра есть, и она интересная.

Это конечно не Петржела, который мне безумно нравился вместе с Владимиром Боровичкой. Они выпускали молодняк, было просто весело и непредсказуемо.

— Как вы считаете, нужны ли «Зениту» свои воспитанники в современных реалиях? Как вы вообще относитесь к тому, что Газпром делает огромные вливания в клуб?

— Скажу – отрицательно. Если смотреть по результату, то, конечно, это нужно – без легионеров никак не обойтись. Я помню те времена, когда у нас их практически не было, и чехи уже считались большим приобретением.

Не знаю, как сейчас к этому относиться. Учитывая, что мы в Европе не играем, и сборная тоже нигде не играет, может быть действительно упор надо сделать на наших пацанов. Говорят, что они там как-то циклично появляются, но они есть и их очень много, они играют в свой самобытный русский футбол. Пусть легионеры будут, но не так много, как сейчас. Я просто себя убедил, что это шоу: бразильцы красиво играют, бегают или не бегают.

Если говорить о спорте, то у нас в Сосновом Бору тоже много ребятишек занимаются футболом, проводятся детские турниры. В нашей стране огромный потенциал по спорту. Яркий пример – хоккей, где мы тоже были в изоляции, а потом хорошо с канадцами разобрались.

— Сейчас в Ленобласти есть своя команда – «Ленинградец», а до этого был «Тосно», который выигрывал Кубок России. Как вы считаете, нужна ли Питеру вторая команда или вам ближе лозунг «один город-одна команда»?

— Сложно сказать. У нас вряд ли появится второй клуб, который будет наравне с «Зенитом» устраивать дерби. Это уже исторически сложилось, тут нет смысла строить предположения, потому что это большие деньги. Город привык к тому, что у нас есть «Зенит», и в этом плане мы не Москва. Поэтому пусть остаётся одна любовь.

Ну, а областную команду надо поддерживать, с ними тоже какие-то непонятные пертрубации идут. Тут главное красота, футбол, чтобы он был интересен, а ребята и девчонки ходили на эти игры, потому что без фанатов это ничего.

Например, в нашем городе созданная волевым решением губернатора волейбольная команда «Динамо-ЛО» играет в вышке, и команда считается сосновоборской. И посещаемость есть, присутствует современный волейбольный центр.

-8

Я бы большую часть денег вливал в детские команды, потому что смотришь на пацанов и видишь, что они энтузиасты. Зарплаты у тренеров минимальные, но сколько времени они на ребятишек тратят – и те, в общем-то, благодарны. У нас есть тренер Сергей Белокуров, который с Аршавиным в «Смене» занимался, но получил травму и ушёл в тренерство. Он мне как-то рассказывал в интервью, что преемственность той «Смены» он перенёс сюда в Сосновый Бор, и в прошлом году его ребятишки стали чемпионами Ленинградской области. Он ведёт несколько возрастов.

А крытого футбольного манежа у нас до сих пор нет, и об этом говорят все наши тренеры, потому что зимой приходится в школьных спортзалах заниматься. Есть футбольное поле с искусственным покрытием, но на нём играют только летом, а футболом занимается очень много мальчишек.

— Многие фанаты «Зенита» более старшего поколения с ностальгией вспоминают стадион «Петровский» и не принимают «Газпром Арену», хотя она более современная. А вам какой стадион ближе?

— Ну, конечно, «Петрович», я там всю свою фанатскую жизнь провёл. Пока существовал клуб болельщиков, мы с Андрюхой «Рыбаком» были на 10 секторе, а потом перебрался на 13-й, и там провёл все свои годы активного фанатства.

«Петрович», конечно, неухоженный: дождь, снег, холод. Вспоминаю эти весенние и осенние матчи, и как мы там стоим все впритирку друг к другу. Там уже своё сообщество, своя грядка: ты всех знаешь и тебя все знают. И моя музыкальная карьера так сложилась, что я практически всех знаю лично, на выездах вместе были. У меня не было такой «звёздочки», типа я недосягаем. Но это имело свои последствия: как говорил мой знакомый монах «у тебя одна беда – очень много друзей».

— Вы очень много ходили на фанатский Вираж, который сейчас бойкотирует матчи РПЛ и финал Кубка из-за фан-айди. Как вы считаете, есть ли смысл в этой карте болельщика?

— Я думаю, что это вообще какая-то несусветная глупость, за которую ухватились. При современных технологиях выявлять нарушителей можно при помощи видеонаблюдения, которое есть везде. Вот почему на балет не вводят условный балет-айди? Это какой-то бред полный.

Это культурно-спортивное мероприятие, но захотел с ребёнком сходить – фиг. Это всё государственные деньги, которые были влиты в глупость.

«Мне есть что спеть». О планах на будущее

— Планируете ли вы ещё писать песни?

— Я сейчас очень плотно завис в журналистике, в декабре уже будет 10 лет как я этим занимаюсь, и сейчас просто нет времени. Но почему бы и нет, ни от чего нельзя отказываться. Когда я закончу с журналистикой и стану немножко посвободнее, у меня в планах выпустить на виниле альбомы «Бивней» - хотя бы самые значимые. Плюс поигрывать концерты, хотя составы опять у нас меняются. И ещё, возможно, старая невоплощённая идея – альбом «Футбол-хоккей». Про СКА у меня тоже есть несколько песен, но для этого придётся создавать новый проект, где не я буду вокалистом. Потому что есть тёрки из-за принадлежностей к клубу – тут армейцы, а тут «Зенит». Я останусь на зенитовской стороне.

-9

Возможно, половина песен будет про хоккей с другим вокалистом, другими музыкантами. Плюс футбольная тема, потому что у меня есть несколько песен – какие-то в идеях, какие-то почти написаны. Хорошие песни, которые можно ещё записать и издать.

Я уже не зарекаюсь, наверное, мне есть что спеть и бабок на этом заработать.

Фото: личный архив Александра Махнача

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АВТОРА