Найти тему

"Театр тьмы" - уникальное фольклорное хоррор-аниме

Среди ответов на вопрос, что такое аниме, одним из распространенных будет, пожалуй: «Куча хлама с раздражающей рисовкой и тупыми сюжетами для чокнутых подростков». И для этого есть свои основания. Но, к счастью, японская анимация не исчерпывается конвейером штампованных сериалов. «Театр тьмы» — проект настолько оригинальный, что на беглый взгляд его вовсе не заподозришь в родстве с аниме.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Четыре минуты (остальное пожертвовано заставке и финальным титрам под болезненно-тревожный саундтрек) — много это или мало? При должном мастерстве — как раз достаточно, чтобы запустить на кожу зрителя стайку назойливых мурашек.

«Театр тьмы» — это коллекция коротких страшных историй, основанных на городских легендах. Пересказывать сюжеты нет смысла, многие из них вполне традиционны, но преподнесены чрезвычайно умело.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Правда, следует сразу сказать, что стиль рисунка и анимации крайне нетипичны. При первом знакомстве они могут вызвать неприятие нарочитым примитивизмом. Это буквально бумажный театр, в котором плоские фигурки словно вручную передвигаются перед грубо нарисованным фоном. Частично сымитирована техника перекладной анимации, а иногда, очень дозировано, в кадр помещается тщательно обработанное видео, которое усиливает эффект в ключевых сценах.

Этот необычный стиль — дань уважения уличному театру «камисибай», который был широко распространен в Японии до середины ХХ века. Это «родственник» русского райка и родитель современной манги («японских комиксов»). Его название буквально означает «бумажный театр».

Это деревянная рама, в которую вставлены картонки с залакированными рисунками. Камисибайя (рассказчик) излагал короткую историю, в нужном порядке меняя «кадры». Иногда ему за это бросали монетку, но основу заработка рассказчика обычно составляла плата за игрушки и сладости, которые он продавал. Можно назвать это прообразом современного попкорна.

Раёк в России быстро сошел со сцены: распространение грамотности, агитбригады и кинопередвижки уничтожили потребность в нём. В Японии же каимсибай прошел долгий путь развития. Во время Второй мировой в «бумажных театрах» рассказывали военную хронику. Японские коммунисты активно вели через них пропаганду.

Камисибайя были настоящими мастерами разговорного жанра, ведь от них требовалось не только искусно излагать историю, но и говорить разными голосами, озвучивая всех персонажей. Выступления лучших рассказчиков выходили в грамзаписи. Так что в эндинге не случайно появляется патефонная пластинка, с которой льется безумная мелодия. Сам же классический образ камисибайя, разъезжающего на велосипеде с коробкой «театра» на багажнике, мы видим в опенинге каждой серии.

Репертуар камисибай включал в себя множество жанров, даже научную фантастику и вестерн. Почётное место занимал в нём и фольклор, в том числе «кайданы» — «истории о странном», или попросту страшные истории. Они-то и легли в основу мультсериала «Театр тьмы».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Призраки и проклятия, придя из глубины веков, органично вошли в обстановку новейшего времени, населили привычные предметы, напитали своей атмосферой повседневные ситуации. Логика отправлена на свалку: не ждите никаких объяснений происходящему на экране. Мы не узнаем, почему «нельзя отпускать» приезжего, попавшего в сельскую больницу где-то в зловещей глубинке. Для нас останется тайной, откуда взялось пятно на асфальте, с которым играют соседские дети, называя его человеческим именем, и которое, кажется, способно перемещаться… А в чем суть проклятия, падающего на человека, который увидел безумный танец одержимого? Ответа, как правило, нет. Но одно мы знаем точно: рисованный или нет, это азиатский хоррор, а значит, спасения не будет.

Не будет и никакой логики, за которой можно спрятать колотящееся от страха сердце. И ни фантазии авторов, ни страху зрителей не будет конца. Истории, в которых рационального начала не больше, чем в простеньком «бегут, бегут по стенке зелёные глаза», проработаны тщательно и завораживают своей убедительностью, атмосферностью, вниманием к деталям.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Несмотря на нестандартный формат, сериал пришелся по вкусу зрителям. С 2013 года, если верить «Кинопоиску», вышло уже тринадцать сезонов, и процесс не прекращается. Цикл неровен: ни один сезон в полной мере не похож на другой. Конечно, первый остаётся непревзойдённым — сказать так проще всего, и это даже будет небезосновательно.

Но это вкусовое суждение.

Кому-то больше понравится, к примеру, третий сезон — настоящий парад диковинных чудовищ, где кульминация смещена на моменты демонстрации уродливых монстров. А кто-то сочтет высшим достижением четвёртый сезон, где происходит возвращение к истокам и закадровый голос полностью рассказывает историю, которая не движется, а только иллюстрируется картинками на экране. Это уже не так кинематографично, но сюжеты всё равно цепляют. К примеру, в истории о парне, севшем не в тот автобус, ужас не может подкрасться исподволь: рассказчик прямо называет причину для беспокойства, и мы уже догадываемся, что именно происходит с героем. Однако ожидание развязки от этого не становится менее интересным.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Коротко говоря, свои особенности есть у каждого из сезонов. Их роднит безудержная фантазия авторов, которые тянут к себе всё, что только порождала земля японская: от дерева, зовущего к самоубийству, до проклятых видеокассет (привет, «Звонок»!).

И, надо сказать, от «Театра тьмы» трудно оторваться. Четыре минуты пролетают незаметно, и вот уже новая серия манит узнать: ну-ка, что они ещё там придумали? И, как правило, не разочаровывает.

Что ж, подходите, не пропустите! Время театра тьмы…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

#аниме #кайдан #хоррор #ужасы #фольклор #городские_легенды #анимация #мультипликация #сериал