Всем привет! Недавно натолкнулась на видео, где ведущий с серьезным видом сообщал, что китайский язык придумали иезуиты в 16 веке...
Давайте ударим фактами по бывшим двоечникам и сегодня поговорим о древнейшей форме китайских иероглифов: где и как они писались, как были найдены, исследованы, и какие мы из этих исследований можем сделать выводы.
В древности считалось, что китайская письменность зародилась около 4500 тысяч лет назад. Однако обнаруженные в 1899 году образцы иероглифических надписей показывают, что письменность, существовавшая в эпоху Шан, уже прошла достаточно долгий путь развития. Древнейшими китайскими иероглифическими текстами были гадательные надписи на специально отполированных пластинах, изготовленных из черепашьих панцирей, и лопаточных костях животных (крупного рогатого скота), которые наносились с помощью острого предмета. Общепринятым термином для обозначения самой ранней формы китайской письменности является цзягувэнь (甲骨文 jiǎgǔwén), «надписи на панцирях и костях»).
Первые надписи на костях и панцирях были обнаружены близ города Аньян (安阳 Ānyáng), провинция Хэнань (河南 Hénán), на территории которого раньше был город Инь ( 殷 Yīn), куда правитель Шанской эпохи перенес свою столицу. В связи с этим данные образцы китайской письменности также называют «иньскими письменами». Местные жители называли их «костями дракона». Они сдавали «кости» в аптеки, где их растирали в порошок, якобы обладающий лечебными свойствами, в том числе, против малярии. Трудно подсчитать, сколько иньских надписей было таким образом уничтожено.
Цзягувэнь создавались преимущественно с целью записи гаданий последних девяти императоров династии Шан, начиная с У Дин (武丁 Wǔ Dīng), начало царствования которого датируется разными учеными либо 1250 г. до н.э., либо 1200 г. до н.э.
На данный момент в распоряжении ученых находится более 100 тысяч фрагментов, составляющих около 7000 лопаток и черепашьих панцирей, большинство из которых считается подлинными. Более четверти из них происходит из одного и того же места, что позволяет предположить, что они осознанно хранились в своеобразном "архиве". Датировка костей охватывает примерно 3000 лет, начиная с конца 4го тысячелетия до нашей эры, заканчивая периодом правления государства Чжоу в начале 1го тысячелетия до н.э. К настоящему времени из более чем 5000 знаков идентифицировано около 2000. Остальные (преимущественно личные имена и географические названия) или уникальны и характерны только для периода Шан, или не расшифрованы.
Поскольку навык чтения пророческих трещин был совершенно утрачен следующими поколениями, все, что нам об этом известно, основано на поясняющих надписях, которые удалось разобрать ученым.
В ритуале гадания принимало участие три человека: сам правитель, жрец и писец. Правитель задавал вопросы, которые писец вырезал резцом на кости: будет ли удачной охота, будет ли богатым урожай, начинать ли войну, заключать ли брак, родится ли наследник, какой наследник и т.п. Нередко вопрос формулировался в двух формах- положительной и отрицательной: На следующий день мы должны сделать подношение предку/ на следующий день не нужно делать подношение предку..." Затем кость прижигали в огне, и по появившимся трещинам толковали ответ высших сил, что мог сделать только жрец. Таким образом, письменность в эпоху Шан имела сакральный характер. Структура надписей практически не претерпела изменений на протяжении всей эволюции цзягувэнь. Они содержали дату, имя гадателя, вопрос, ответ. Дополнения об исполнении ответа (правильности толкования гадания) приписывались не всегда.
Самые первые китайские иероглифы по виду значительно отличались от современных, однако графическая структура и значения некоторых иньских иероглифов вполне сопоставимы со знаками современной китайской письменности. Знаками, в основном, выступали простые пиктограммы (象形字 xiàngxíngzì), схематические изображения наиболее универсальных понятий: частей человеческого тела, явлений природы, хозяйственных принадлежностей и т.п. Единого, стандартного написания иероглифов еще не существовало, имели хождение несколько вариантов написания одного и того же знака.
На рисунке показаны иньские иероглифы, под каждым из которых даны их современные варианты:
Что мы видим из рисунка? Числа 1-3, 8, 9, иероглифы 今、天、日、月、山、川、水、火 очень легко угадываются. Представляете? Эти иероглифы практически не изменились за 4500 лет!
Ученые выделяют еще несколько причин, почему цзягувэнь- это древний китайский язык:
- иероглифы в цзягувэнь, как и классическом китайском письме, обычно писались сверху вниз столбиками
- каждый знак обозначал понятие, слово, а не звук
Многое в самих иероглифах цзягувэнь и их грамматическом соотношении подтверждает, что эта система письма появилась за некоторое время до эпохи Шан. Возможно, более ранние записи не сохранились, т.к. их делали на менее долговечных материалах- бамбуке, древесной коре или ткани. Но, судя по всему, две отличительные особенности китайской цивилизации - особая ценность образования и уникальная система письменности- имеют очень долгую историю.
Цзягувэнь ценны не только тем, что по ним ученые могут изучить древнюю форму языка. В гадательных надписях также встречаются географические и династические наименования, которые позволяют сделать выводы о самой династии Шан, ее положению, социальной структуре, раздробленных государствах вокруг, а также жизни правителей государства Шан.
Судя по гадательным надписям, столица государства Шан переносилась 7 раз, из-за чего некоторые современные историки называют царство Шан бродячим.
Также из цзягувэнь становится очевидным повышенное внимание древних китайцев к родословной и родственным связям, поклонению предкам, соблюдению ритуалов и характерная "посюсторонность" (как антоним потусторонности), т.е. боги и предки играли в жизни людей практическую роль, их не считали ушедшими, навсегда покинувшими живых- с ними советовались, к ним прислушивались посредством гаданий, они были всегда рядом.
Можно сказать, что письменность в древнем государстве Шан была поставлена на службу бюрократии., т.к. ее использовали для записи исторических событий и создания исторической документации. За несколько тысяч лет до нашей эры образованность, власть и история уже шли рука об руку в древнем Китае.
Это потрясающе.
Добавлю еще, что с моей точки зрения, самым потрясающим является даже не возраст китайского языка и китайской цивилизации. Примерно в это же время существовали и другие цивилизации, у которых тоже было пиктографическое письмо, иероглифы- например, древний египетский язык, язык шумеров и т.д.
Но они исчезли. А китайский сохранился, хоть и сильно изменился. Однако, как мы уже поняли, определенной части его иероглифов (пусть и очень малой) несколько тысяч лет, и они почти не изменились.
В такие моменты меня берет гордость за то, что я учу и преподаю этот язык.
...
Надеюсь, вам было интересно. Хороших выходных!
Спасибо всем за интерес к блогу!
Еще 54 интересных статьи о китайском из рубрики "Китайский ликбез":
活到老学到老 huó dào lǎo xué dào lǎo век живи-век учись)