В десятые годы II века н.э. Рим по-прежнему продолжает своё победоносное движение на восток. В 114 году н.э. происходит захват Армении и превращение её в римскую провинцию. В 116 году н.э. – разгром Парфянского царства. Месопотамия и Вавилон теряют свою независимость. Получается, что Рим, т.е. «зверь» из пророчества Даниила и Апокалипсиса, дошёл уже до тех областей, куда убежали разгромленные патриоты из Иудеи. И в 115-117 годах н.э. вспыхивает новое восстание в Северной Африке (Египет, Ливия), Месопотамии (Сирия, Ирак) под предводительством некоего лжемессии. Реакция Рима предсказуема: евреи изгоняются из Месопотамии в связи с участием в антиримском восстании.
Что в это время происходит в мессианской апостольской общине, находящейся в изгнании, в заиорданской Пелле? Тишина. Только председатели сменяют друг друга. Вся мессианская община затаилась, пребывая в посте и молитвах о том, чтобы исполнилась воля Божья, и поскорее пришёл Мессия Йешуа, как обещал.
Еврейский мир вокруг тонет в пожарах зелотских восстаний, а собственно мессианские верующие в этих восстаниях не участвуют, видимо, полагая, что Мессия уже приходил, и нет смысла бороться за установление мессианского царства человеческими усилиями – нужно только дождаться Его второго пришествия. И вот во всей этой сложной ситуации, когда с каждым днем становится все хуже и хуже в политическом плане, обостряются отношения между остальными евреями и мессианскими верующими, поднимается волна пророчеств и духовности других иудейских сект, судя по всему, из мистических кругов партии ессеев, о которых некогда ап. Иоанн Богослов лаконично выразился: «Они вышли от нас, но не были наши» (1Ин.2,19).
Так, в Парфии появляется некий мистик, называвшийся Элкаса́ем (с арамейского языка «эл» – «сила», «ксай» – «сокровенный»), что, по-видимому, должно было указывать на некую сокровенную силу, которой он обладал. Его последователи будут называться элкасаитами, или по-гречески «прогностиками», т.е. «провидцами», «пророками, которым свойственно получение откровения от Божественной Силы – «Духа» (по-арамейски «руах»), возрождение через многократное погружение в воду.
Учитывая убеждение элкасаитов в естественном, а не в девственном рождении Мессии (они полагали, что отцом Христа был праведный Иосиф, муж Мирьям), отвержение ими аскетизма и уважение брака, подобно обычным евреям, можно полагать в лице элкасаитов фактически родственную иудеохристианской религиозную партию. Молитвы, кстати, они совершали в сторону Иерусалима, а Христа понимали как таинственным образом перерождавшегося много раз праотца человечества Адама. Так вот, по мнению элкасаитов, в случае возникновения гонений за имя Мессии, т.е. за право называться мессианским верующим, нет ничего зазорного в том, чтобы не открывать язычникам своей сути, притворяясь просто обычным, а не мессианским евреем. Речь ведь, с их точки зрения, шла не об отречении от дела Христа, а о невыпячивании понапрасну своего названия перед римским законодательством. Главное – сохранение сердечной веры Богу и Его Мессии. По свидетельству Епифания Кипрского, для элкасаитов была характерна практика использования «слюней и других телесных нечистот» праведников «для врачевания болезней».
В это же время в Месопотамии из ессеев окончательно выделяются манде́и – ученики Иоанна Крестителя. Судя по всему, их религиозная практика испытала на себе влияние языческого герметизма (т.е. эклектического магического культа) в сочетании с ассиро-вавилонским сабеизмом (т.е. астролатрией, астрологическим поклонением звёздам, подобно первоначальной религии Авраама и восточных магов-волхвов, приход которых к младенцу Йешуе, следуя указанию взошедшей звезды Царя евреев, описан в Евангелиях).
Мандеи полагали, что в мире господствует определенный Творцом порядок, который не только позволяет, но и предполагает возможность исчисления посвящёнными в Божественное Откровение пророками «знамений, времен и сроков». Весь мир происходит из эманации (истечения) Божественной природы, и вот такими эманациями (эонами) были все пророки, посланные Богом, вплоть до Иоанна, сына Захарии. А вот Йешуа из Нацерета и в дальнейшем Мухаммед считались у мандеев лжепророками.
С точки зрения мандеев душа является пленницей материи. Существует два мира: мир духовный (и мы принадлежим этому, духовному миру) – и мир материальный, куда мы попали сразу после того, как Бог вдунул дух в плоть Адама. Но наша задача – удерживаться от этой материи, которой дьявол владеет. Ведь после грехопадения человека тот питается «прахом», в который возвращается Адам (см.: Быт.3,14-19).
Спасение с точки зрения мандеев происходит так: владея тайными знаниями «времён и сроков», т.е. того, что произойдет дальше, человек «причащается» жертвоприношениям, совершаемым предвечным Человеком Адамом – Священником и Спасителем – и это магически возрождает душу к духовным мирам. Однако злые духи могут между третьим и сорок пятым днями после смерти остановить душу на пути в царство света. Кстати, это учение «о мытарствах души» имеет параллели в митраизме (персидской религии солнцепоклонства, которая была весьма популярна в римских легионах вплоть до реформы императора Константина Великого).
Всё это происходило на Востоке. Но в 117 году н.э. уже на Западе, в Александрии начала свою деятельность секта Василида, ученика Менандра из Антиохии, который в своё время был учеником Симона Волхва (мага), известного из Деяний апостольских. Формально Симон был христианином, получившим водное просвещение у благовестника дьякона Филиппа, но ему, как мастеру тайных искусств, хотелось ещё и получить умение низводить Духа Святого. Этому его стремлению воспрепятствовал ап. Пётр, потому что Симон, как некогда пророк Валаам, захотел использовать эту возможность в корыстных целях (см.: Деян.8,9-25; Чис.31,16; Втор.23,4-5; 2Пет.2,15; Иуд.1,11; Откр.2,14).
В учении Василида главное место уделяется «единосущию» эманаций Бога самому Богу. Если в Боге – полнота благ, то если человек вспомнит о том, что он «единосущен» Богу, как и всё творение, то он может начать творить великие дела от имени Всевышнего, будучи, по сути, Самим Всевышним. Главное – не оставаться в плотском, материальном невежестве. Поэтому с точки зрения Василида Христос не мог быть человеком. Иначе он был бы таким же слабым и слепым духовно, как и любой грешник. Но Христос был только духовным существом, которое лишь казалось окружающим воплотившимся, а на самом деле было послано высшим изначальным Богом, отличным от еврейского Яhве, сотворившего мир.
С точки зрения Василида сотворившим материальный мир, т.е. подменившим духовное блаженство рабством материи, мог быть только творец-демиург-Сатана, ставший причиной зла. Фактически Василид, формально считавшийся христианином, почувствовав дух времени (т.е. невыгодность исповедания иудейства в Римской Империи), решил выйти из-под опеки иудаизма, создав новую религию с Мессией, который не имеет никакого отношения к волнуемым мессианскими брожениями (т.е., с точки зрения Василида, идеями Сатаны) евреям.
В концепции Василида спасение обещано душе, а вовсе не телу человека. Естественно, телесное воскресение трактовалось им лишь как воскресение материальной плоти (а это, в концепции Василида, мечта творца (демиурга) мира – Сатаны). Получается, с точки зрения Василида, что если апостольской общине была присуща такая «дьявольская» надежда на воскресение, значит, во время сошествия языков пламени (т.е. Духа Святого) на апостолов в Пятидесятницу сходили вовсе не вестники Бога – «духи пророческие» (1Кор.14,32), а духовные бесовские существа. И христиане с этого момента – рабы низших ангелов. Лишь пророки – провидцы – гностики, такие как Василид, видят истину и соединяются с настоящим Богом – тем Богом, который не творил этот мир, а существует в мире чистых духов. Для того чтобы придти к этому Богу, последователи Василида использовали магию, то есть модный в эллинистический период эзотерический герметизм, помогающий с помощью таинственных методов (мистерий, таинств) достичь просветления духовного, и ни в коем случае не думать о материальном.
Поэтому, с точки зрения Василида, мученичество за Мессию было бы бесполезно как явление. Ведь умирать за то, чтобы называться (а не быть духовными) христианами – смешно…
Примерно в это же время, около 125 г. н.э. в Антиохии, то есть в западной эллинистической Сирии начинает свою деятельность ещё один ученик Менандра, Сатурнин. И в его учении наблюдается тот же дуализм (т.е. разделение мира на дух и материю, Бога и Дьявола), отрицание иудейства. Очередной «христианин» активно хочет быть антисемитом, чтобы понравиться Риму. Опять тот же докетизм, т.е. утверждение о том, что Христос, якобы, был только духом, а не человеком, и чрезмерный аскетизм, выражавшийся в отказе «просвещённых духовным гносисом» от мяса, вина и супружества – то самое, о чём предупреждал за 70 лет до этого ап. Павел: «Дух ясно говорит о том, что в последние времена некоторые оставят веру, будут следовать духам лжи и учениям демонов. Такие учения придут через лицемеров с прожжённой совестью, которые запрещают людям жениться, запрещают употреблять те или иные виды пищи, созданной Богом для того, чтобы верующие и знающие истину ели с благодарностью. Всё сотворённое Богом хорошо, и всё, что принимается с благодарностью, не должно отвергаться, потому что оно освящено словом Бога и молитвой» (1Тим.4,1-5).
Очевидна родственность данной предпосылки мироощущению, которое придёт позже с сирийско-эллинистическим аскетизмом: для спасения, согласно ей, нужно отречься от этого мира в попытке магического самосовершенствования. Спасение мира возможно теургически, через изменение себя и посредством молитв за весь мир избранных затворников. Получается, что или Бог не знает проблем этого мира без постоянного напоминания о них со стороны аскетов, или без их молитв Он не способен победить «духов злобы поднебесных» (Эф.6,12). В то время как библейскому подходу свойственна рекомендация преображать мир Словом Всевышнего и деятельным исполнением Его заповедей, без чего «вера… мертва» (Ик.2,17).
автор: Лагутов Николай Викторович, доктор теологических наук, гранд доктор философии (доктор психологических наук),проф. НГИСУ-АГиОН
Запись на онлайн курсы или индивидуальное психологическое консультирование осуществляется в свободной форме на эл. почте ngisu.rf@yandex.ru