Не прошло и полгода с момента открытия четой Жигуновых музея Константина Коровина в Гурзуфе, о чем в том числе писал и я, а Виктория и Сергей снова удивили.
9 августа 2024 года, продолжая приводить в порядок изгаженные небрежением прошлых лет и арендаторов комнаты бывшей виллы Коровина «Саламбо», они открыли потрясающую по своей познавательности экспозицию, посвященную ученикам Константина Алексеевича.
Уникальность этого, отныне доступного к посещению нового музейного зала, шестого по счету, не столько во впечатляющем количестве приобретенных Жигуновыми специально для музея подлинников картин, рисунков, антикварных книг (эти книги не просто экспонаты, их можно рассматривать, листать, читать !), но в том, что впервые широкой публике наглядно и очень живо продемонстрировано то, что, оказывается, многие имена «столпов» советской официальной живописи - это ученики Коровина, считавшегося в те времена чуть ли не самым антисоветским художником! Мало того, что он был декоратором императорских театров, да ещё фактически одним из родоначальников утехи буржуазии - импрессионизма, так ещё сбежал за рубеж, где, собственно, и стал знаменит.
Мэтры соцреализма - Герасимов, Юон, Иогансон - певцы революции, советских вождей и коммунистического строя - своим учителем называют … Коровина, имя которого официальной советской пропагандой если и упоминалось, то как пример певца «упаднической», чуждой рабочему-крестьянскому классу жизни.
Герасимова, создателя Союза Художников СССР, так вообще называли «Веласкесом» Сталина, то есть его главным «придворным» портретистом.
Я намеренно не буду подробно описывать то, что можно и нужно узнать каждому человеку, приехавшему в Крым, посетив музей Коровина в Гурзуфе, где зал, посвященный его ученикам (а там, помимо вышеперечисленных мастеров, представлены подлинные работы Сарьяна, Пичугина, Фалька, Судейкина, Фрешкопа, Такке, Лапшина, Вильямса, Исупова, Кравченко, Федоровского, Мешкова), отныне занимает особое место, а лишь скажу, что даже если какие-то из имён вам неизвестны, то они все - крайне интересные мастера. Пусть некоторые из них, в силу ряда причин, получили признание не на своей Родине, а за рубежом. Например, Георгий Лапшин, продолжая традиции Коровина как театрального декоратора, с блеском ставил и оформлял постановку оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Лондонском Ковент-Гардене. И подобных историй у учеников Коровина - масса…
На весьма информативных и очень достойно оформленных стендах представлены жизнеописания каждого из упомянутых художников. И это не выдержки из пресловутой «Википедии», а пропущенные через душу Виктории и Сергея исторические вехи нашей культуры, иногда - трагические вехи…
Поэтому, цитировать увиденное и прочитанное мною на стендах и стенах не стану: не в моих это правилах, да и такое надо видеть самим.
Как сказала Виктория Жигунова на открытии музея в марте 2024 года, основная его цель - это побудить посетителей самим изучить глубже тему творчества Коровина через погружение в атмосферу его места обитания. Экспозиция заставляет думать, исследовать. И с этой задачей музей справляется на все сто.
Надо понимать, что это - не музей типа музея Айвазовского в Феодосии или музея Ван Гога в Амстердаме, которые от пола до потолка увешаны подлинниками их картин и просто дающие возможность лицезреть массу оригинальной живописи. Скорее - это Поленово Репина или Живерни Монэ, только последние два музея - мемориальные дома, сохранившие и подлинную обстановку и подлинные стены обителей мастеров, а вилла «Саламбо» Коровина в интерпретации Жигуновых имеет иной смысл: не созерцательный, а побудительно-образовательный, что в нашу эпоху крутого перелома сознания, загаженного инста-тик-токовыми-ТВ-шоу, особенно важно и особенно это важно для детей, но об этом скажу отдельно, так как у Виктории есть новый проект, ориентированный на детей, что мне самому, работающему с детьми в арт-пространстве моей дачи «Терп-Ламбат», особенно близко и важно. Именно поэтому она мне предложила поучаствовать в особом проекте музея Коровина, ориентированном специально на детей.
И не только в «детском» проекте: у Жигуновых потрясающие задумки в плане развития музея Коровина как культурного центра, они поделились ими со мной, но об этом также позже и отдельно.
Еще на открытии музея в марте 2024 года и месяц спустя, уже в спокойной обстановке побывав в нем, я поразился и отметил то, с какой любовью и каким-то маниакальным вниманием к деталям оформлено музейное пространство. При полном отсутствии предметов подлинной коровинской обстановки и минимальном наличии подлинников работ Константина Алексеевича, в нескольких комнатах воссоздан дух, атмосфера той эпохи. Воссоздана, я бы сказал, с кинематографическим оттенком (и это естественно , учитывая то, что Сергей Жигунов не только многими любимый актер, но прекрасный режиссер и продюсер).
Лично для меня эталонами, воссоздающими в кино «ароматы эпохи», являются фильмы Никиты Михалкова. Не все, но многие. Такие, как «Утомленные Солнцем» (1), «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механичного пианино», «Раба любви»… Так вот, в «Саламбо», на мой взгляд, и сделано своеобразное «михалковское» кино (да простит меня Сергей, но это высочайший от меня ему и Виктории комплимент), воссоздающие аромат эпохи начала 20-го столетия, прекрасного «серебряного века», но накануне гибели целой цивилизации. Это достигается и интерактивными способами представления информации и звуковыми эффектами, и голосом Сергея в аудиогиде и тем, что каждый элемент экспозиции пропущен через душу Виктории и Сергея, одержимых идеей вернуть Гурзуфу Коровина - одного из тех людей, которые создали и развили его славу благородного места культуры, а не просто курортной точки на карте Крыма. Даже упомянутый аудиогид (кстати, он входит в стоимость входного билета и за него не надо доплачивать), не просто удобен, а я бы сказал - аристократичен! Это большие, комфортные наушники с одноразовыми чехлами и миниатюрное изящное устройство самого прибора.
Восхищает персонал. Вежливые, приветливые, красивые личности! К ним и слово «персонал»-то не подходит - это искренние помощники, единомышленники. Им отдельное спасибо!!
И это , как говорится, пол-беды. Немногие об этом напишут, но я напишу.
Про санузел.
Я далек от проведения параллели с сентенцией, что если театр начинается с вешалки, то музей, стало быть - с туалетной комнаты. Но… Просто посмотрите на эту комнату , где «руки моют»!
Как всегда спрашивает моя жена, помешанная на стерильности, принимая непростое для себя решение посетить общественный санузел и посылая в него на разведку меня: «А там чисто?». В Саламбо не просто «чисто», там - аккуратно, красиво и пахнет не химическим освежителем, а крымской натуральной лавандой, стоящей на столике под зеркалом, которое само по себе достойно быть экспонатом …
Но вернусь непосредственно в зал, посвященный ученикам Коровина.
Экспозиция этого зала по воздействию на зрителей и то, как она грандиозно раскрывает тему личности Константина Коровина через достижения его учеников, пожалуй, даже посильнее основной экспозиции, которая, бесспорно, выше всяческих похвал.
Любой мастер тем более ценен, коли у него есть ученики, а когда ученики такие, как у Коровина, уже не хватит эпитетов выразить восторг от того, насколько верно Виктория Жигунова (а именно она и сердце и разум этого проекта), продолжает раскрывать личность Константина Алексеевича при минимуме живописных работ и отсутствии (уверен, пока что отсутствии!) личных вещей его самого .
Гурзуф, как часть Южного берега Крыма, недавно включен в перечень федеральных курортов, что предписывает этому древнему поселению быть не просто пляжно-вальяжным местом с чебуречными турами вдоль набережной от одной пивной к другой, а центром культуры.
Как подметил Сергей Жигунов на пресс-конференции по случаю открытия зала «Ученики Коровина»:
«Гурзуф - воистину Всероссийский историко-художественный культурный центр, потому что здесь происходили и происходят удивительные вещи: в 100 метрах от виллы Коровина, где он по сути создал русский импрессионизм, - дача Чехова, где Антоном Павловичем была написана пьеса «Три сестры», которая в 20-ом веке ставилась наибольшее количество раз в театрах по всему миру (!), а в 100 метрах в другом направлении - дом, где Пушкин задумал сюжет «Евгения Онегина» - «энциклопедию русской жизни»…»
От себя добавлю, что с площадки перед музеем , названной Коровиным «сковордкой», с невероятно красивым видом на бухту близ Генуэзской скалы, виднеется домик, в котором жила Марина Цветаева и о создании музея в котором по инициативе Влада Кожина - главного хранителя музея Чехова и композитора, я уже писал на канале.
Ну и как тут не упомянуть о современном «импрессионисте всея Руси» Бато Дугаржапове, о котором я также писал, и который уже много лет подряд приезжает сюда на пленэры. Кстати, арендуемый из раза в раз Бато домик, находится также в стометровом радиусе и от Чехова, и от Пушкина, и от Коровина, и от Цветаевой (готов спорить, что в будущем и эта «лачуга» станет музеем Бато в Гурзуфе …)
В последние годы в Крыму государством Российским создаются восхищающие своей масштабностью и нужностью для страны культурные проекты - взять хотя бы «Таврида-Арт» или «Новый Херсонес».
Но это - госуровень, это - мощные артерии-магистрали, снабжающие кровью дальнейшее развитие Русской культуры.
Музей же Коровина - частный проект, хотя и получивший небольшой президентский грант. Да, ему до эффекта и масштабности «Нового Херсонеса» - как пёсикам Жигуновых Степе и Стеше - до моего алабая Севы.
Но вот по эффективности и необходимости для русских людей проект Жигуновых - не менее значим, что и упомянутые циклопические госпроекты. По сути , проект Жигуновых - это элемент мелкой, но архиважной капиллярной сети, доносящей кровь до каждой клеточки единого организма русской культуры, что не сделает ни одна артерия...
Мне лично очень близки духовно эти люди - Виктория и Сергей, с которыми я, хотя и недолго, но уже знаком лично и я также делаю с ними одно дело: мы, каждый на своем уровне (они - на вилле «Саламбо», я - на своей даче «Терп-Ламбат») и по своим возможностям где-то возрождаем, где-то поддерживаем, где-то создаем новые традиции культурной жизни нашей великой страны, в очередной раз проходящей ныне тяжелые испытания. И нужно, чтобы нас таких «капилляров» было больше, ведь без них ни артерии, ни вены смысла не имеют.
В стране давно не существует дворянских усадеб, откуда ещё со времен Екатерины Великой пошла традиция создавать частные очаги культуры и образования, которые хозяева иногда делали доступными простому народу. Я уже писал, что было бы замечательно всем, кто имеет желание и средства, устраивать у себя на даче не только семейные посиделки-барбекю с детской анимацией, но и культурные мероприятия для соседей, друзей, особенно это могут делать блогеры, имеющие тысячные аудитории.
Надо просто не боятся это делать тем, кому это по силам и по финансам. Делать так, как это делали Мамонтов и Третьяков, Стахеев и Морозов. Да, они не были святым, думающими только о «высоком», а были предпринимателями, думающими о выгоде. Но они также думали о своей стране, ведь вкладывая в её народ, в его культурное развитие, они в, конечном итоге, получали и выгоду для себя. Но смысл был в том , что они, как и Жигуновы, в первую очередь поклонялись не Золотому Тельцу, а Музам Аполлона. Да не осудит меня церковь за упоминание языческих символов: это - метафора, ведь я всего лишь люблю символизм и мои подписчики это знают.
И конечно, такие «капилляры» нуждаются в поддержке. Нет , я сейчас не про финансы, я про отклики, которые дают понять: это нужно людям!
Обязательно посетите музей Коровина в Гурзуфе: эмоциональный восторг, эстетическое и познавательное удовольствие гарантировано!
Виктор Фецит, 09.08.24