Многих из нас волнует, почему так популярны у молодежи условные «артуры пирожковы» и предлагаются разные способы борьбы с этой напастью. Но пока у руля масс-культуры сидят морды фигуры условных «эрнстов», финансово заинтересованных в пропаганде пошлости, которая во все века легче всего продавалась, это будет борьба с ветряными мельницами. Нам, народу России, нужно самому вводить моду на возвышающий человека разумного досуг прямо у себя на «6-ти сотках», вытесняя плесень «инстасамок» благородной альтернативой.
Я не осуждаю людей, которые меряются с соседями по даче или коттеджному поселку этажностью дома, крутизной автомобиля и даже высотой забора, но уж если у них хватает денег на эти бытовые утехи, почему бы также не «соревноваться» в изобретательности устройства небольших праздников культуры на своей территории, приглашая туда тех же соседей и их детей?
И я не про привычные «хуторянские» пикники разной степени роскоши с шашлыком-пивком под музыкальную попсу, а про праздники искусства, наподобие тех, что делали состоятельные люди, привозя артистов и музыкантов на свои виллы в те давние времена, когда не то что про электричество, про паровозы ещё и не мечтали, а все были уверены, что Земля - плоская)).
Подобные благородные традиции и создавали настоящий культурный «слой» любой нации, накапливаемый веками и чем он был мощнее, тем более велика и образована была нация. Конечно, Россия много культурных традиций взяла из Европы - Франции, Италии, Германии, начавших накапливать этот «слой» раньше нас… Но как мы эти их традиции творчески развили (бесспорно, не на пустом месте, а на основе русской духовности и особого характера), сумев за пару веков сделать культуру русской цивилизации одной из самых великих мировых культур, причем со своим выдающимся лицом и фигурой, а не слепую копию иных!
И немаловажную роль в этом сыграли и дворянские крепостные театры с оркестрами, и литературные салонные чтения, и домашние музицирования, и приглашение в загородные имения художников, певцов, артистов; далее эстафету подхватили меценаты из купечества, из интеллигенции, сохранившие на своих дачах эту традицию русской усадебной культуры. Условных усадеб «Архангельское» Юсуповых и «Абрамцево» Аксакова - Мамонтова по всей России было множество! И на усадебном искусстве так или иначе воспитывались дети и дворянские и крестьянские, которые позже создавали славу страны не только в культуре, но и в науке!
На мой взгляд, участие детей в подобных мероприятиях - основная и главная цель их устроения, особенно в наше время!!!
При этом, уверяю вас: сейчас не надо обладать огромными финансовыми средствами, иметь «дворянское» происхождение или «купеческий» доход для того, чтобы пригласить к себе на дачу исполнителей классической или современной инструментальной симфонической музыки, знакомых творческих людей - художников, поэтов и устроить небольшой фестиваль искусств для родных, друзей и соседей, а главное - для детей. Бюджет 15-20 тысяч рублей в качестве гонорара артистам (конечно, без учета фуршета и транспортных расходов), вполне посилен многим.
Главное - иметь желание, подготовить удобное пространство, выстроить связи, основать собственные традиции и стараться это делать более-менее регулярно. Важно вызвать в округе «цепную реакцию» таких же мероприятий. Не волну бестолковых флэш-мобов в соцсетях с кривляниями, где один «блогер» что-то станцевал идиотическое, а потом тысячи других таких же идиотов это повторили, как одну жвачку поочередно пожевали, а ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ с участием людей искусства, которое всегда рождает идеи для духовного, умственного развития.
В «олигархических» домах новоявленной современной российской «элиты» долгое время было модно звать на свои келейные праздники звёзд эстрады, особливо из-за рубежа, с бюджетом этак миллион-другой. Конечно, и сейчас почти любой может пригласить кавер-группу, играющую «музон» под «фанеру», ди-джея с «дип-хаусом» или устроить развлекуху под хмельное застолье на «день рождения», с салютом и таким грохотом музыки из репертуара Шафутинского, чтобы округа вздрогнула. Как говорится, без проблем, салютуйте-шансоньте, я не осуждаю это, но… я, опять-таки, про другой формат!
Я про встречи-праздники без особого повода не столько для развлечения, сколько для образовательного общения, для воспитания своих же детей не в стиле бесконечного «флэш-моба», а в парадигме непрерывного духовного роста.
Напомню, что с некоторых пор, организую встречи подписчиков этого канала с творческими людьми под условным названием «Крымский ХЛАМ» (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты).
Очень рассчитываю на то, что мой пример будет «заразительным» и многие из тех, кто обустраивает сейчас свои «усадьбы» и дачи в Крыму (да и по всей стране), на фоне природного ландшафта создадут также ландшафт культурный, который оставит минимум места для чуждой России тик-токово-нельзяграмной «культурки» и пошлости сегодняшних ТВ-шоу.
Только лишь призывать «не смотреть» детей на «валю-карнавал» в смартфоне и на ТВ мало, надо предложить и продвигать альтернативу. Прямо у себя в «родовом гнезде», так как то, что скармливают массам «шоу-боссы» - это реальный шлак, вызывающий рак души.
Мнение историка и искусствоведа
«… Виктор, по сути, Вы продолжаете прерванную сто лет назад традицию культурной жизни частных дач и усадеб, коей была так славна Россия и я знаю уже не одного Вас в Крыму, кто делает нечто подобное» - это слова профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, знаменитого историка Андрея Карагодина, автора нескольких книг по истории и архитектуре Крыма (в том числе - невероятно интересной и красивой книги «Новая Эллада»), который на днях посетил нашу дачу Терп-Ламбат с известным московским искусствоведом Борисом Бочарниковым.
Ну что же, отрадно, что мои усилия по организации регулярных встреч подписчиков этого канала с творческими людьми Крыма оценили очень авторитетные люди. Также приятно, что ширится «движение» по созданию частных культурных очагов, открытых для всех, а не только для «избранных». Еще раз напомню о начинании четы Жигуновых в Гурзуфе, на даче художника Коровина «Саламбо»:
Андрей Карагодин, сам регулярно пишущий статьи для Дзен-канала «Большая Ялтинская энциклопедия» (рекомендую посмотреть), следит за этим моим блогом давно, но у меня в гостях он побывал лично впервые и прежде всего с целью исследовать еще не совсем знакомый ему алуштинский регион. Побывал он у меня как раз сразу после музыкально-художественного мероприятия, которому и посвящена эта статья, к его сожалению, сам не посетив концерт из-за намеченных ранее деловых встреч.
О самом арт-празднике
… До последней минуты, пока музыканты ялтинского симфонического оркестра Ольга Воловик (скрипка) и Илья Подгоренко (виолончель) не сели ко мне в машину, чтобы доехать на место действия, я не был до конца уверен, что задуманное мероприятие состоится. Откровенно говоря, я очень волновался, потому что хотя и имел неоднократный опыт с приглашением музыкантов на подмосковной даче (еще до покупки дачи в Крыму), да и художественные встречи в Терп-Ламбате я уже провожу третий год, но концерт струнной классической музыки в Крымских реалиях я устраивал впервые, да еще и с музыкантами, с которыми познакомился в прямом и буквальном смысле на обочине дороги!
В Крыму я зачастую подвожу на машине, если мне по пути, людей, стоящих на дороге, сам предлагая им это. Кто-то - пугается бородатого мужика крепкого телосложения на кроссовере и вежливо отказывается, но, как правило, люди с радостью соглашаются: общественный транспорт от «столбовой дороги» к поселкам на побережье ходит хоть четко по расписанию, но имеет большие интервалы. Спускаться/подниматься, пусть и среди ароматных кипарисов, особенно в жару, удовольствие на любителя.
И вот, одним нетипично для этого времени года жарким апрельским днем 2024 года, на пути в Партенитский питомник растений, я увидел двух явно уставших женщин то ли пытающихся поймать попутку, то ли уже отчаявшихся это сделать. Я притормозил и предложил довезти их до центра поселка. Они с радостью согласились. Выслушав поток благодарностей в свой адрес, я, по обычаю, поинтересовался у них, местные они или нет, на отдыхе они тут или по делам.
И когда я услышал, что одна из моих пассажирок - скрипачка, я мгновенно попросил рассказать об этом подробнее и тут же предложил ей сотрудничество, то есть - выступить у меня на художественном мероприятии частным образом. Ольга Воловик, долгое время работавшая в Санкт-Петербурге, но сейчас волею судьбы оказавшаяся в Ялтинском симфоническом оркестре, к моему удивлению (ведь видела она меня впервые в жизни, да ещё не совсем в «художественной» атмосфере)), быстро согласилась и даже предложила позвать коллегу-арфистку, чем окончательно «добила» меня, ведь скрипкой особо никого не удивишь, а вот арфой…
Итак, обменявшись контактами, мы договорились с ней держать связь, а я послал ей информацию о себе и об этом блоге, чтобы она понимала с кем имеет дело.
Да, она-то поняла, ведь информации в этом блоге - масса, а вот я, даже когда уже окончательно назначил с ней дату своего мероприятия, был не особо уверен в том, что она приедет. На арфу я не стал в первый раз «замахиваться», хотя мы оба понимали, что одна скрипка, конечно, может быть скучновата для публики.
Зная некоторые особенности творческих натур, я действительно боялся, что в последний момент Ольга не сможет, не захочет или у неё возникнет какой-то форс-мажор на основой работе… куда ж тут еще анонсировать целую арфу с совсем незнакомой мне арфисткой?
Ещё раз напомню: Ольга меня совершенно не знала и могла просто испугаться ехать в неизвестное место и к неизвестным людям, а заранее посетить она меня отказалась из-за плотного рабочего графика. Я с ней еще встретился в Ялте, чтобы обсудить детали и условия, но все равно у меня не было уверенности на сто процентов. А ведь для моей репутации было бы хуже некуда анонсировать мероприятие, позвать гостей и в итоге его отменять.
О, да что уж говорить о незнакомых мне вполне людях, если как-то раз, уже обо всём договорившись с одним крымским художником, творчество которого мне очень нравится и картину которого я конечно приобрел, который уже не один раз бывал у меня в гостях и фактически был со мной в дружеских отношениях, я анонсирую у себя на даче выставку его картин, на которой сам планировал купить ещё его работы и это хотели сделать некоторые мои гости, но он мне внезапно выставляет явно «недружеские» условия проведения этого мероприятия, фактически заподозрив меня в том, что я могу ему его картины… не вернуть (!)... Я крайне удивлен, расстроен и прошу его одуматься (это при том, что от него нужно было только приехать вместе с картинами и их у меня на сутки развесить, быть вместе с ними неотлучно, заночевать, а потом увезти их обратно, а все затраты, включая организационные, имиджевые, транспортные и «фуршетные» были на мне), но он просто отказывается от уже анонсированной мною в блоге выставки…
Поэтому, когда Ольга сказала, что будет с коллегой, виолончелистом из их оркестра (кстати, она честно предложила оговорённый с ней одной гонорар поделить на двоих с ним, то есть не менять предусмотренный бюджет, но по итогу я каждому заплатил полную цену), анонсируя мероприятие, я шел на риск. То есть , приглашая гостей и назначая дату концерта, где должны были быть представлены мои новые картины, написанные для офиса нашей семейной компании АРТВАКС в Москве и новые картины Сергея Склярова, я не был полностью уверен в том, что задуманное состоится.
Я решил, что , в конце концов, если музыканты не приедут, то устрою традиционный художественный салон под струнную музыку из фонотеки своего смартфона, а конфуз компенсирую щедрым фуршетом ))).
Но всё состоялось и состоялось в самом лучшем виде
Фото- и видео-отчет можно посмотреть тут:
Концерт был прекрасный, обстановка самая дружеская, а пожаловавший по традиции на подобные встречи отец Дмитрий, настоятель храма Иконы Иверской Божией Матери в Малом Маяке, благословил его.
Батюшка пришел с директором воскресной школы при храме Натальей и двумя своими воспитанниками, взятыми им из детских домов. И самое для меня примечательное было то, какие грамотные вопросы эти подростки задавали по сути весьма непростых по восприятию, даже для взрослых людей, моих символистских картин.
Например, Иван (13 лет!) спросил: «Почему в Ваших картинах, изображающих пять элементов мироздания (в античной интерпретации) - Огонь, Воду, Воздух, Землю и объединяющий их Эфир (как символ добра и любви, по сути - Высшей, Божественной силы), которые Вы разместили в виде инсталляции - вращающегося вокруг своей оси куба с пятью расписанными красками сторонами, не нашлось места ещё одному символу - антагонисту Добра и Любви - темной силе, ведь зло в мире существует, а в этом кубе как раз есть шестая сторона»?
Вот как бы вы на этот вопрос ответили, тем более , что даже я, автор, не предполагал ни изображать там «зло», ни даже не думал о нём?
Но ведь ребенок, проведший несколько лет в детском доме, был сто раз прав!!
Когда легкий шок от такого «детского» вопроса у меня прошел, я дал ответ. Подведя Ивана к инсталляции, я показал ему, что шестая, верхняя сторона куба, где действительно нет холста, а просто технологическая «дыра», пустота, скрывающая внутренности этого «короба», где остальные пять холстов крепятся к стропам, и есть тот самый символ темной стороны мироздания. Темнота, пустота и есть образ зла.
Скажу честно: я буквально выкрутился с ответом, но он мне самому понравился также, как и вопрос мальчика. И я восхитился тем, как же парень и в таком юном возрасте мыслит!
Ура: у нас замечательное подрастающее поколение!!
А у меня после его вопроса возникла идея перевести и этот полиптих в скульптурную объемную композицию из металла, как я сделал с триптихом «Извилистая линия бытия» (мраморно-металлическая версия «линии» пока в процессе изготовления, но по окончании работ, я планирую устроить презентацию, также пригласив гостей).
И вот то, что на встрече были дети и то, что они живо воспринимали происходящее вокруг них и им были интересны такие сложные вещи, как символизм в искусстве и струнная классическая музыка, для меня, пожалуй, самый главный результат этого арт-праздника. Я в обязательном порядке и впредь буду приглашать детей. Детские впечатления самые сильные и на всю жизнь, к тому же у детей можно учиться и взрослым людям.
Ну и ещё один положительный итог встречи. Вернее - два итога.
Первое:
мне в очередной раз удалось поддержать творческого человека, моего любимого художника Сергея Склярова, ведь на этой встрече гости купили все четыре картины, которые он просто принёс показать публике…
Второе:
Упомянутый Сергей Скляров, впервые лично пообщавшись с сельским батюшкой, отцом Дмитрием, на следующий день подарил храму одну из своих самых пронзительных картин, написанную осенью 2022 года, где переданы чувства маленькой девочки, молящей Бога, чтобы мoбилизoвaнный отец вернулся живым. Прототип картины реальный, история реальная. Папа девочки вернулся живым.
Кстати, отец Дмитрий давно собирает картины местных художников для воскресной школы при храме. Но никто из художников, которых только в Малом Маяке с десяток, пока картины, тем более, такого музейного уровня, в дар храму не передавал…
Мне кажется, это - замечательный пример для подражания.
И о дальнейших планах для тех, кому мои идеи и темы блога нравятся
В начале июня 2024 года, если Бог управит, мы осуществим мою давнюю с композитором Владом Кожиным задумку - продемонстрировать фрагмент пьесы Екатерины Великой, написанной ею в 1782 году, ведь императрица была еще и драматургом и её пьесы нередко игрались в то время, особенно в дворянских усадьбах.
Пьеса «О, время!» ставится впервые за почти 200 лет!
Также мы реконструируем историческую беседу в Царском селе Екатерины и княгини Дашковой, по результатам которой была создана Академия Российская, выпустившая первую русскую энциклопедию, давшую сильнейший импульс развитию русского литературного языка.
Предстоящий арт-праздник будет посвящен 295-ти летию Великой императрицы, родившейся 2 мая 1729 года.
Спектакль пройдет на даче Терп-Ламбат в постановке Ялтинского самодеятельного театра «Би 6», о котором я обязательно расскажу отдельно и подробно. Репетиции уже идут, а я, как посетивший спектакли этого театра, могу сказать, что уровнем мастерства его актеры могут соперничать с профессиональными труппами!
Кроме того, музыкальное сопровождение спектакля обещает быть поистине уникальным для современности.
Каким? Пусть это будет сюрпризом, узнать о котором Вы сможете, продолжая следить за моими публикациями. Кстати, это будет не арфа))
И ещё.
На планирующемся культурном мероприятии, выражая глубочайшую благодарность aрмии России за то, что мы сейчас и впредь можем проводить такие встречи, наша семейная компания АРТВАКС планирует передать для госпиталя в зoне CBO серьезное медицинское оборудование, которое нами уже куплено и к этому сроку должно быль доставлено в Крым. Надеюсь, все планы будут осуществлены. Если Вы нас поддерживаете, то кнопка 👍 совсем рядом ⬇️