В России сегодня не только открывают новые и возобновляют былые производства, в стране открывают новые музеи в старых местах, овеянных славой великой русской культуры.
Особенно отрадно, что последнее делается частными лицами, а государство это поддерживает.
Ярким примером такого события служит музей знаменитого русского художника-импрессиониста Константина Коровина, созданный на его бывшей даче «Саламбо» в Гурзуфе актером и режиссёром Сергеем Жигуновым совместно с его женой Викторией, «перерезавшими ленточку» входа в него 21 марта 2024 года.
Я присутствовал лично на пресс-конференции, предваряющей открытие музея для широкой публики, чтобы из первых уст услышать то, что очень надеялся услышать: на месте отобранного в свое время у художников дома творчества под шалманистую «гостишку-кафешку» (именно там было кафе «Чайка»), создан не просто мемориальный музей в комнатах, где в начале 20-го века жил сам Коровин, но создан комплексный культурно-просветительский центр!
Появилась точка притяжения творческих людей в сфере живописи, литературы, музыки, театра и даже - кинематографа, ведь творческая жизнь Сергея Жигунова уже не один десяток лет связана с фильмами.
Включение в канву этого центра некоего музея кино, делает, на мой взгляд, его особенно нестандартным и интересным: планируется непрерывный показ лучших старых, в том числе черно-белых, русских, советских и зарубежных фильмов из Госфильмофонда РФ.
Идея с кино, по словам Сергея Жигунова, пришла из его студенческой молодости: в Москве, у Никитских ворот, был кинотеатр «Повторного фильма», где всегда можно было посмотреть современные картины, но уже вышедшие из широкого проката.
Так как я сам родился у Никитских Ворот, я прекрасно помню этот один из первых московских кинотеатров, который существовал ещё с 1913 года под названием «Унион», в 1939 году ставшим в просторечии «Повторным» (сейчас в его помещении размещается театр Марка Розовского). Кстати, в Москве, в высотном здании на Котельнической набережной, в открытом в 1966 году и существующем поныне кинотеатре «Иллюзион», показывались совсем старые фильмы - «немые», снятые на заре эры кино, трофейные западные, иностранные фильмы, не выпущенные в СССР в широкий прокат и даже фильмы «опальных» режиссеров того времени (по утверждению очевидцев, билеты в этот кинозал было не достать).
Жигунов планирует делать кинопоказы под открытым небом во дворе музея, с изумительным видом на древнюю Гурзуфскую бухту, возрождая традицию летних кинотеатров, которыми был так славен любой курорт ( и Крым особенно) в советские времена.
Пока в музее вы не найдете подлинников импрессионистких картин Константина Коровина, кроме двух редчайших рисунков сценических костюмов его руки , которые заслуживают отдельного рассказа и его лучше всего услышать непосредственно в музее; нет там и его личных вещей, ни подлинной обстановки (её просто не сохранилось и это ещё чудо, что сохранилось само историческое здание дачи). Но там уже сейчас есть несколько уникальных предметов, либо купленных Жигуновыми у антикваров, либо подаренных частными лицами, либо данными коллекционерами для временной эскспозиции. Ряд российских музеев уже подтвердил, что они будут устраивать здесь выставки из своих собраний. Также двери этого центра будут открыты для выставок художников, скульпторов, литературных и музыкальных выступлений и презентаций.
Работа, по сути, только начата (и по общему впечатлению присутствовавших на открытии людей - весьма успешно), а я уверен, что здесь будут реализованы многие прекрасные идеи.
Но здесь точно не будет одного: похабщины в виде ларьков с пивом и разухабистого кафе, даже с таким «чеховским» названием как «Чайка», которое существовало здесь последние годы.
Кстати, дача-музей Чехова находится буквально за углом от нового музея Коровина, а через пару лет к ним прибавится мемориальный музей Марины Цветавой и пушкиниста Томашевского, в маленьком домике на скалах, о чем я писал на своем канале и размещал видео встречи с моими подписчиками и личным рассказом об этом музее инициатора его создания Владислава Кожина. Кому интересно, следите за моими публикациями, у меня с моими товарищами задумано ещё много интересных встреч.
На сегодня, по словам Виктории Жигуновой, специально для этого проекта обучившейся на музеолога, главной целью музея, как такового, является дать посыл пришедшим сюда людям самостоятельно изучить творческую жизнь Коровина, а также окружавших его друзей - Шаляпина, Серова, многих других людей из театрально-художественной среды.
Но я также увидел ещё один момент: это мощный, действенный пример другим, обладающим финансовыми и организационными возможностями людям, вкладывать деньги в русскую культуру и в русское общество.
Да, это сложно и затратно.
Но это не про прибыль денежную, это про прибыль духовную.
Я, как человек, опирающийся на свои весьма скромные возможности, но сам периодически организующий у себя на Крымской даче Терп-Ламбат для своих подписчиков и детей из школы искусств небольшие, но яркие встречи с крымскими художниками и литераторами, отлично понимаю, насколько колоссальный личный труд проделан Сергеем и Викторией, а также их командой, не говоря уж о вложенных личных деньгах.
И хотя президентский грант и составляет, по словам Жигунова, приличную сумму около 5 миллионов рублей, судя по размаху уже сделанного и еще задуманного, речь идет о еще более серьёзных суммах из его собственных средств.
Это не может не вызвать не только уважение, но даже аплодисменты, которые, кстати, не раз звучали на пресс-конференции и на церемонии открытия музея, первыми посетителями которого стали не взрослые, а дети, при этом их экскурсоводом была сама Виктория Жигунова.
Кстати, для всех жителей Гурзуфа вход в музей будет в дальнейшем бесплатным.
Мой же особый восторг и восхищение вызывает то, что обеспеченные люди вкладывают свои силы и средства не просто в себя любимых, а в том числе в своих сограждан, возрождая высокие традиции русских меценатов, создававших парки со свободным входом для всех желающих, как Губонин или Мальцов на своих землях в Крыму.
Именно такие люди, не уподобляющиеся нуворишам, выводящим заработанные в России деньги в иные юрисдикции, либо в своей стране делающие элитные междусобойчики за высокими заборами, осуществляют сейчас воистину тектонические сдвиги у нас в стране как в экономике, так и в культуре, а
именно такие люди и могут называться элитой с полным правом.
21.03.24 Виктор Фецит.