У меня 2 мальчика и 2 девочки. Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня пишу про разные подходы к воспитанию детей. Профессорскую мантию на себя не натягиваю. Но пишу о том, что наблюдаю у себя. А потом посмотрим, правдиво ли это.
Про мальчиков
Сыновьям сейчас 19 и 8 лет.
Старший, несмотря на инвалидность по слуху, был жутко любознательный изначально. Может это и помогло ему полноценно развиться - он разговаривал и разговаривал МНОГО. Ему нужен был постоянный словесный контакт.
Утро выходного дня (в будни я работала) начиналось с вопроса: «Мама, что мы сегодня делаем?».
Обязательно нужно было ответить и дать конкретный план. Хотя бы так: "Сейчас позавтракаем, потом пойдем на улицу, а потом решим что дальше".
Но так легко не отделаешься. Когда вернемся с улицы, он спросит - что делаем дальше?
И опять нужно ответить конкретно. Сын заставлял постоянно быть в тонусе и продумывать план действий на каждый день.
О том, что мы валяемся на диване и весь день ничего не делаем - и речи быть не могло. Ему нужно было постоянное движение, локальные цели, понимание, чем он будет занят и в какой последовательности. А ты будь добра это все ему составь.
Сам он, к сожалению лет до 7-8 себя не увлекал вот прям совсем и занятия себе не находил. Ждал информации от родителей.
Может поэтому в его детском возрасте у нас с мужем абсолютно не было времени «на себя».
Чтобы увлечь и развить сына, были постоянные кружки, занятия, куда-то надо идти, ехать. Выходные ты проводишь в контакте с ребенком от и до, по его потребностям и интересам.
Помню, поехали погулять. А сын постоянно выстраивал диалоги и задавал вопросы, в основном отцу: «Папа, а почему на небе тучи? - Потому что вода испаряется и образует облака. - Почему вода испаряется? -Потому что разница температур. - Почему разница температур? Потому что есть слои воздуха теплые и холодные. - Почему есть слои воздуха?».
И эта цепочка «почему» не заканчивалась. На любой ответ следовал новый вопрос. Вплоть до то, что: “Вот, я упал, почему я упал?»
И как-то идем мы по улице в бесконечном потоке «Почему», и папа после долгой цепочки распроссов реагирует: "Ааа, я больше не могу!!!".
Бабуля рядом проходила, среагировала: "Милок, подожди до 7 лет, потерпи, потом станет легче".
И действительно, после 7 лет стало легче. Возможно ответы на основные «Почему» были найдены.
С младшим сыном иначе. Он вопросов много не задает. Но его тоже нужно увлекать, придумывать для него занятия, говорить, что делать и следить, чтобы он этим занимался.
Иначе гроза всех современных детей - игра на планшете- сожрет все его время и внимание. Самостоятельно выныривать из планшета он, увы, не умеет. Точнее - не хочет.
И для себя я сделала выводы, что мальчики должны получать четкую информацию - что делать. Так они развиваются. Не должно быть сомнений "правильно этот или нет". Услышал, что делать - должен делать. Иначе он не привыкнет слушать других и принимать установленные правила. И в подростком возрасте это может стать серьезной проблемой..
Про девочек
С девочками иначе. Моим 16 и 5 лет. Они не спрашивают, что им делать, а находят занятия самостоятельно. Им указания и "армейские порядки" не нужны. Наоборот, это будет раздражать и вызывать у девочки сопротивление.
Старшая дочь не спрашивала что ей делать, но активно пыталась навязать взрослым свои требования и желания. Тут нужно было думать, как выходить из этого мягко и не доводить до конфликта. Сейчас часто делаю вид что "это была шутка"? И она в ответ - "да, это была шутка".
Хотя на самом деле она невольно прощупывает почву, как далеко ей можно заходить, что говорить, как себя вести. И тут уже свои границы нужно выстраивать мне, чтобы она не заходила на мою территорию. Она может начать учить жизни. Рассказывать, что я не знаю, и в чем не разобралась.
Я такие разговоры не люблю и очевидно, что она вряд ли разобралась в том, чего не знаю я. Поэтому стараюсь останавливать - мне ее поучения не нужны. Либо мы переводим все в шутку.
Младшая в 5 лет тоже может начать руководить и пытаться подчинить себе любого члена семьи. И нужно отслеживать, в какой момент ее тормозить. Иначе она может достаточно быстро уходить в эмоционально крайнее состояние, если что-то требует, а этого не происходит.
То есть девочкам нужно формировать рамки дозволенного, за которые они не должны выходить.
А вот увлекать их не требуется. Они знают, что им интересно на данный момент времени, и находят занятия сами.
Вот младшая дочь сейчас раскрашивает многочисленные принцесс, вырезает их. Потом может рисовать, раскрашивать и вырезать для них одежду.
Разность подходов выглядит так
В мальчика вкладываешься вниманием, интеллектом, опытом. Рассказываешь и объясняешь, что как устроено и почему. Ему нужна информация, "пища для мозга".
А девочке нужно дать понимание, какое эмоциональное поведение приемлемо, какое нет. Где проходят границы допустимого. Как лучше реагировать на сложные для нее ситуации. Потому что девочка - это прежде всего не про "мозг и знания", а про эмоции.
Еще девочек надо обнимать, гладить по голове, говорить что они хорошие, маленькие принцессы, красавицы. Чтобы девочка чувствовала себя эмоционально комфортно. Она должна ощущать любовь и заботу, тогда расцветает как цветочек. Чувствует себя спокойно и уверенно.
Потому что в подростковом возрасте у девочки и так полезут наружу многочисленные претензии к себе и окружающим. И чем она в себе уверенней, тем проще это будет всем пережить.
Пишите свои мысли в комментариях, отличается ли воспитание мальчиков и девочек? Или это особенность лишь моего опыта?
Еще почитать: