В Беговом районе Москвы активно идет реставрация Центрального ипподрома. Объект является одним из приоритетных в перечне ключевых столичных строек, его обещают сдать в эксплуатацию в 2025 году. Между тем, совсем неподалеку от ипподрома расположено здание, тоже имеющее непосредственное отношение к конному спорту, но по неведомым мне причинам незаслуженно забытое и оставленное на произвол судьбы. Это бывший штаб Московского Скакового общества, возведенный в 1903-1905 годах по проекту Ивана Жолтовского, в то время еще малоизвестного молодого архитектора. Именно с этой работы началась его великая карьера.
Изначально здание было задумано как общественное пространство для людей привилегированных сословий. Высокопоставленные члены общества проводили в его стенах важные встречи и заседания, устраивали торжественные обеды и просто занимались текущей работой. Место для строительства было выбрано крайне удачное - в этом уголке Москвы по сей день царствуют тишина и покой.
После согласования проекта Жолтовский рискнул внести в него смелые изменения и отказался от английской готики в пользу русского классицизма. Заказчик не стал этому препятствовать. Здание стало одним из немногих в городе, которым удалось полностью сохранить свой первоначальный облик, поэтому оценить талант архитектора Жолтовского можно в полной мере.
Украшения на фасаде Дома Скакового общества считаются одними из самых красивых в Москве. Только вглядитесь, с какой любовью здесь выполнен каждый завиток.
Давайте воспользуемся возможностью и зайдем внутрь этого диковинного здания. С главного входа мы попадаем в просторный холл, который встречает сдержанным декором.
Потолочную роспись работы выдающегося российского живописца Игнатия Нивинского дополняет роскошная позолоченная люстра.
На первом этаже были расположены кабинеты членов Скакового общества и хозяйственные помещения. Впоследствии часть их полностью выгорела в результате сильного пожара.
Лестница ведет нас на второй этаж, где размещались канцелярия и зал для записи скаковых лошадей. Эти помещения мы пропустим - от них уже не осталось ничего интересного.
Перейдем непосредственно к верхнему этажу.
Раньше за массивными дверями находились залы для собраний и приемов, гостиная, столовая, библиотека и даже бильярдная. Со временем помещения пережили перепланировку, но торжественная обстановка, которая царила в этих могучих стенах долгие годы, никуда не делась.
Художник Нивинский постарался на славу. Его росписи на античные темы прекрасно дополняют созданные Жолтовским интерьеры.
Когда-то в каминном зале под треск поленьев велись горячие беседы о финансовых и спортивных достижениях того или иного участника общества. Но вот уже много лет камин бездействует. Его облицовка частично утрачена.
С балкона можно было наблюдать за всем тем, что происходило на ипподроме. Сейчас это проблематично - обзору мешает возведенная в брежневский период девятиэтажка. Поэтому все внимание забирает внутренняя красота дома.
В советское время здание было национализировано. Некоторое время здесь находился НИИ коневодства, для которого в 1930-е годы по проекту Жолтовского была возведена пристройка, более чем в 2 раза увеличившая объем здания.
Позже все это хозяйство перешло во владение одного из важных министерств государства, которому верой и правдой служило многие десятилетия. На фасадах появились звезды, очень похожие на те, которые красовались на погонах людей, занявших бывшие кабинеты членов Скакового общества.
Непонятно, каким чудом до сих пор удалось уцелеть прекрасным элементам интерьера, многим из которых перевалило за сотню лет. В реестр объектов культурного наследия здание (без учета пристройки) попало 8 лет назад. Но вот уже несколько сезонов после очередной смены собственника оно отключено от всех коммуникаций и благополучно забыто. Ни о каких работах, подразумевающих реставрацию или хотя бы консервацию, пока что не слышно.
Практически всю свою жизнь Жолтовский посвятил работе над обликом Москвы. Он занимался разработкой генплана столицы и ряда павильонов ВСХВ, проектированием жилых домов различного класса (рабочий поселок при заводе АМО, дома на Манежной и Смоленской площадях, особняки на Спиридоновке и в Мертвом переулке), работал над созданием котельной МОГЭС на Раушской набережной, здания Госбанка на Моховой, кинотеатров «Слава» и «Буревестник». Одним из его последних столичных проектов стала реконструкция Московского ипподрома в 1955 году. По иронии судьбы, первая и практически последняя работы Жолтовского расположены в нескольких сотнях метров друг от друга. Вряд ли архитектор мог предположить, что одной из них будут уделять так много внимания и указывать в каждом столичном путеводителе, а вторую просто забудут, лишь изредка упоминая ее при описании биографии автора…
Спасибо за внимание!
Не забывайте ставить лайк и подписываться на канал здесь и в телеграмме. Впереди еще очень много интересного.