Известная история о присвоении одной небольшой европейской страной экспонатов крымских музеев наделала много шума, вызвав справедливое возмущение и негодование очередным «актом международного разбоя». Лебедянского художника и скульптора, Почётного гражданина города Александра Коновалова этот скандал вдохновил на более подробное изучение скифской темы, давшей начало новой серии его скульптурных работ.
– Меня эта история очень задела. Ведь предметы из коллекции скифского золота мне известны ещё со студенческих лет, и я всегда считал их нашим достоянием, - говорит Александр Валентинович. А недавно я побывал в интерактивном музее на Куликовом поле и в одном из залов увидел экспозицию, посвящённую скифам. На фоне истории Рязанского княжества, всевозможных ханств с их набегами, курганами и находками я увидел информацию о скифах, которые жили в наших степях пять тысяч лет назад. Даже крещение Руси тысячу с небольшим лет назад по сравнению с таким сроком кажется совсем недавним событием! Сложно представить: скифскому золоту 5 тысяч лет!
Елень, пронзённый стрелой
А потом, как это часто бывает, у художника в голове стала складываться и остальная «мозаика». На интерактивной доске на жд вокзале встретилась информация о городе Елец: «название города происходит от слова елень или олень». Вспомнился древний герб Донского казачества. На нём - «елень, пронзённый стрелой». Поиски изображений оленя в интернете дали большое количество вариаций одного и того же оленя, служившего тотемным животным у народов на огромной территории от Карпатских гор до Алтая. Так от древнего оленя постепенно и родилась вот эта «скифская» тема, ставшая логическим продолжением давнего увлечения Коновалова историей Донского казачества.
– Как известно, скифы в технологии золотого литья достигли больших высот, хотя мечи у них были бронзовые. Сочетание в скульптурах блестящего золота и чёрного цвета мне напоминает о том, что золото добывается из обычной земли. Наверное также и наши легенды, традиции, понятия чести и достоинства к нам пришли из глубины веков, - рассуждает автор.
«За други своя»
«Елень, пронзённый стрелой» позволил художнику по-новому взглянуть на наши русские традиции и, в частности, на культурные ценности казаков, которые считали себя потомками скифов. Смертельно раненный стрелой скифский олень был последним из своего рода. Изобразив его на своём гербе, казаки хранили память и подчеркивали связь с давно ушедшим народом. Но связей со скифами обнаружилось гораздо больше.
Известная христианская заповедь «Умереть за други своя», ставшая и казачьим заветом, отсылает нас к обычаю скифов. Когда кто-то выбирал себе друга и тот соглашался быть другом тому, с кем его свела судьба, то оба совершали ритуал. Надрезав пальцы, собирали кровь в чашу. После этого, обнажив мечи, пили эту кровь из чаши и приносили клятву «жить друг с другом и умереть, если понадобится, друг за друга».
Согласитесь, на этом фоне легенды о благородном рыцаре Артуре, его доблестных рыцарях и даже чаше Грааля кажутся уже вторичными. В Западной Европе принято считать этого легендарного вождя основоположником рыцарского благородства и кодекса поведения рыцарей. Но в это время в наших краях эти кодексы уже давно действовали. Так появилась скульптура двух воинов с золотым ковшом в руках. У них общая братина и общая судьба.
Грифон
Грифон (лев с головой орла) – фигура в геральдике и скульптуре очень распространённая. Его можно видеть и на английском гербе, и на гербе Романовых. Грифоны украшают мосты в Петербурге, колонны в Керчи… Родиной же образа классического грифона является Скифия – то есть территория Северного Причерноморья между Доном и Днепром и обширные земли вплоть до Приамурья на Востоке и Волгодонских степей. В сказаниях скифов грифоны охотятся на диких лошадей, оленей и могут вступить в сражение со львом за добычу или встать на защиту своего гнезда, которое строят на земле и украшают костями добычи и иногда золотом, так как им нравится всё, что блестит как их собственная шкура.
Предположительно, источником образа этого хищного птицезверя послужили небольшие динозавры, когда-то обитавшие на территории юга России. Грифоны не были для скифов ни мифами, ни тотемами. Это были странные, красивые, но реальные существа, которых они ловили и часто изображали в своём искусстве. Но очевидно, что Александр Коновалов всё же попал под чары грифона. Фигура зверя с крыльями у него получилась особенно удачно – хоть сейчас на герб или в музей.
Верхом на трёхголовом
Ещё одна казачья, а по сути, скифская композиция – всадник на трёхголовом коне.
– Скифы, сарматы считались непобедимыми воинами, - поясняет Александр. Геродот утверждал, что кентавры обитали на северном побережье Чёрного моря. Там жили скифы, которые практически жили в седле. Они ездили на коне с рождения и спускались с коня уже только в могилу. Также и наши предки – казаки. Они не только были мастерскими наездниками, но и прекрасно владели холодным оружием. В источниках есть много примеров, когда один наш воин дрался против тысячи и побеждал. И были известны имена этих воинов, и приводились подробные описания их подвигов. И поэтому когда говорят, что «пришли крестьяне и стали непревзойдёнными воинами», я в это не верю. Я считаю, что фундаментальный закон природы - закон сохранения энергии (ничто ниоткуда не берется и никуда не уходит) - применителен и к нашей истории, к нашим традициям. Никогда ничего никуда не исчезает.
Серию «Скифское золото» художник планирует продолжать. Александру Коновалову ещё есть что сказать своими работами. Мастер вынашивает новые идеи, делает зарисовки-эскизы, то откладывая, то возвращаясь к замыслу вновь. Это нормальный творческий процесс, в результате которого рано или поздно появится новый скульптурный образ – авторский взгляд на нашу историю и наше настоящее.
Спасибо всем за внимание!
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы регулярно читать новые лебедянские истории.
#Лебедянь #Коновалов #СкифскоеЗолото #скульпутра