Найти тему

«Скифское золото» Александра Коновалова

Известная история о присвоении одной небольшой европейской страной экспонатов крымских музеев наделала много шума, вызвав справедливое возмущение и негодование очередным «актом международного разбоя». Лебедянского художника и скульптора, Почётного гражданина города Александра Коновалова этот скандал вдохновил на более подробное изучение скифской темы, давшей начало новой серии его скульптурных работ.

Меня эта история очень задела. Ведь предметы из коллекции скифского золота мне известны ещё со студенческих лет, и я всегда считал их нашим достоянием, - говорит Александр Валентинович. А недавно я побывал в интерактивном музее на Куликовом поле и в одном из залов увидел экспозицию, посвящённую скифам. На фоне истории Рязанского княжества, всевозможных ханств с их набегами, курганами и находками я увидел информацию о скифах, которые жили в наших степях пять тысяч лет назад. Даже крещение Руси тысячу с небольшим лет назад по сравнению с таким сроком кажется совсем недавним событием! Сложно представить: скифскому золоту 5 тысяч лет!

Елень, пронзённый стрелой

А потом, как это часто бывает, у художника в голове стала складываться и остальная «мозаика». На интерактивной доске на жд вокзале встретилась информация о городе Елец: «название города происходит от слова елень или олень». Вспомнился древний герб Донского казачества. На нём - «елень, пронзённый стрелой». Поиски изображений оленя в интернете дали большое количество вариаций одного и того же оленя, служившего тотемным животным у народов на огромной территории от Карпатских гор до Алтая. Так от древнего оленя постепенно и родилась вот эта «скифская» тема, ставшая логическим продолжением давнего увлечения Коновалова историей Донского казачества.

Как известно, скифы в технологии золотого литья достигли больших высот, хотя мечи у них были бронзовые. Сочетание в скульптурах блестящего золота и чёрного цвета мне напоминает о том, что золото добывается из обычной земли. Наверное также и наши легенды, традиции, понятия чести и достоинства к нам пришли из глубины веков, - рассуждает автор.

«За други своя»

«Елень, пронзённый стрелой» позволил художнику по-новому взглянуть на наши русские традиции и, в частности, на культурные ценности казаков, которые считали себя потомками скифов. Смертельно раненный стрелой скифский олень был последним из своего рода. Изобразив его на своём гербе, казаки хранили память и подчеркивали связь с давно ушедшим народом. Но связей со скифами обнаружилось гораздо больше.

-2

Известная христианская заповедь «Умереть за други своя», ставшая и казачьим заветом, отсылает нас к обычаю скифов. Когда кто-то выбирал себе друга и тот соглашался быть другом тому, с кем его свела судьба, то оба совершали ритуал. Надрезав пальцы, собирали кровь в чашу. После этого, обнажив мечи, пили эту кровь из чаши и приносили клятву «жить друг с другом и умереть, если понадобится, друг за друга».

Согласитесь, на этом фоне легенды о благородном рыцаре Артуре, его доблестных рыцарях и даже чаше Грааля кажутся уже вторичными. В Западной Европе принято считать этого легендарного вождя основоположником рыцарского благородства и кодекса поведения рыцарей. Но в это время в наших краях эти кодексы уже давно действовали. Так появилась скульптура двух воинов с золотым ковшом в руках. У них общая братина и общая судьба.

Грифон

Грифон (лев с головой орла) – фигура в геральдике и скульптуре очень распространённая. Его можно видеть и на английском гербе, и на гербе Романовых. Грифоны украшают мосты в Петербурге, колонны в Керчи… Родиной же образа классического грифона является Скифия – то есть территория Северного Причерноморья между Доном и Днепром и обширные земли вплоть до Приамурья на Востоке и Волгодонских степей. В сказаниях скифов грифоны охотятся на диких лошадей, оленей и могут вступить в сражение со львом за добычу или встать на защиту своего гнезда, которое строят на земле и украшают костями добычи и иногда золотом, так как им нравится всё, что блестит как их собственная шкура.

-3

Предположительно, источником образа этого хищного птицезверя послужили небольшие динозавры, когда-то обитавшие на территории юга России. Грифоны не были для скифов ни мифами, ни тотемами. Это были странные, красивые, но реальные существа, которых они ловили и часто изображали в своём искусстве. Но очевидно, что Александр Коновалов всё же попал под чары грифона. Фигура зверя с крыльями у него получилась особенно удачно – хоть сейчас на герб или в музей.

Верхом на трёхголовом

Ещё одна казачья, а по сути, скифская композиция – всадник на трёхголовом коне.

-4

– Скифы, сарматы считались непобедимыми воинами, - поясняет Александр. Геродот утверждал, что кентавры обитали на северном побережье Чёрного моря. Там жили скифы, которые практически жили в седле. Они ездили на коне с рождения и спускались с коня уже только в могилу. Также и наши предки – казаки. Они не только были мастерскими наездниками, но и прекрасно владели холодным оружием. В источниках есть много примеров, когда один наш воин дрался против тысячи и побеждал. И были известны имена этих воинов, и приводились подробные описания их подвигов. И поэтому когда говорят, что «пришли крестьяне и стали непревзойдёнными воинами», я в это не верю. Я считаю, что фундаментальный закон природы - закон сохранения энергии (ничто ниоткуда не берется и никуда не уходит) - применителен и к нашей истории, к нашим традициям. Никогда ничего никуда не исчезает.

-5

Серию «Скифское золото» художник планирует продолжать. Александру Коновалову ещё есть что сказать своими работами. Мастер вынашивает новые идеи, делает зарисовки-эскизы, то откладывая, то возвращаясь к замыслу вновь. Это нормальный творческий процесс, в результате которого рано или поздно появится новый скульптурный образ – авторский взгляд на нашу историю и наше настоящее.

Спасибо всем за внимание!

Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы регулярно читать новые лебедянские истории.

#Лебедянь #Коновалов #СкифскоеЗолото #скульпутра