Найти тему

Какая связь между станцией метро «Электрозаводская» и купюрой в 100 долларов?

Вот вопрос для школьной викторины. Ну если такие еще проводятся, а не тупо натаскивают школьников на сдачу ЕГЭ.

А ответ таков: и на купюре, и на станции метро есть изображение Бенджамина Франклина!

Портрет Бенджамина Франклина кисти Жозефа Дюплесси (Париж, ок. 1785 года) (из открытых источников)
Портрет Бенджамина Франклина кисти Жозефа Дюплесси (Париж, ок. 1785 года) (из открытых источников)

Да-да, того самого! Один из отцов-основателей Соединенных Штатов каким-то образом пробрался в Московское метро. Как так вышло? Давайте разбираться.

Станция «Электрозаводская» (29-я станция Московского метрополитена) была открыта 15 мая 1944 года. Название станции было предрешено: недалеко находился Московский электрозавод имени Куйбышева. Стилистику оформления станции выбрали соответствующую: «Труд во время войны» и «Московский Электроламповый завод».

Вестибюль станции было решено украсить медальонами с изображениями ученых, внесших значительный вклад в развитие электротехники: М. В. Ломоносова, А. С. Попова, П. Н. Яблочкова, М. Фарадея, У. Гильберта.

-3
-4
-5
-6
Медальоны на станции "Электрозаводская" (фото автора)
Медальоны на станции "Электрозаводская" (фото автора)

Хорошо, допустим, но как в эту плеяду ученых затесался джентльмен с купюры?

Вопрос: а кто такой Бенджамин Франклин? И подавляющее большинство ответит: президент США. И это…неправильный ответ!

Этот действительно уникальный и талантливейший человек, с блеском проявивший себя в различных сферах деятельности, не занимал пост президента США!

Бенджамин Франклин - единственный человек, чья подпись стоит под тремя важнейшими документами в истории Соединённых Штатов: под Декларацией о независимости, Версальским мирным договором, по которому Великобритания признала независимость бывших колоний, и Конституцией США.

А его научные заслуги были оценены во всём мире.

Это ему мы обязаны общепринятым теперь обозначением электрически заряженных состояний «+» и «−».

Он определил тождество атмосферного и получаемого с помощью трения электричества и привёл доказательство электрической природы молнии.

Установил, что металлические острия, соединённые с землёй, снимают электрические заряды с заряженных, и предложил в 1752 году проект молниеотвода.

Выдвинул идею электрического двигателя и продемонстрировал «электрическое колесо», вращающееся под действием электростатических сил.

Впервые применил электрическую искру для взрыва пороха.

Объяснил принцип действия Лейденской банки, установив, что главную роль в ней играет диэлектрик, разделяющий проводящие обкладки.

Что не говорите, друзья мои, а с электричеством он был на ТЫ.

Он же придумал бифокальные очки, запатентовал конструкцию кресла-качалки, названием Голфстрим мы тоже ему обязаны (при его участии были проведены измерения скорости, ширины и глубины Гольфстрима, и это течение, название которому дал Бенджамин Франклин, было нанесено на карту (1770).

А еще он придумал афоризм: ВРЕМЯ-ДЕНЬГИ.

В 1789 году Российская академия наук избрала его почётным членом; Франклин стал первым американцем, удостоенным подобной чести.

Так, что, как мне кажется, есть весомые основания поставить его имя в один ряд с выдающимися учеными.

Изображение Бенджамина Франклина на медальоне на станции "Электрозаводская" (фото автора)
Изображение Бенджамина Франклина на медальоне на станции "Электрозаводская" (фото автора)

У внимательного читателя может возникнуть вопрос: «А почему В. Франклин? Он же Бенджамин!»

Думаю, что это перевод на русский язык: Benjamin – Вениамин.

Из той же «оперы»: Barbara – Варвара, Babyion – Вавилон…

Станцию «Электрозаводская» я считаю одной из самых интересных и красивых станций Московского метро.

Станция метро "Электрозаводская"(фото автора)
Станция метро "Электрозаводская"(фото автора)

На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Акцент на освещение сделан в связи с расположением вблизи Электрозавода и названием станции. Было решено сделать сферические кессоны с лампой в каждом из них, причем кессоны сделали из алюминия.

И надо было такому случиться, что во время проведения монтажных работ (когда вид у потолка был не очень привлекательный) с проверкой приперлось руководство.

А.С. Щербаков осматривает новую станцию, фото 1944 года.(из открытых источников)
А.С. Щербаков осматривает новую станцию, фото 1944 года.(из открытых источников)

Председатель горисполкома Александр Щербаков был неприятно удивлён внешним обликом потолка: «Вы что тут за тазы прилепили к потолку? Что за посудная лавка?». Алюминиевые кессоны были спешно закрашены белой краской. Такими они и остались до сегодняшнего дня.

Вот они - закрашенные "алюминиевые тазики" на потолке станции "Электрозаводская" (фото автора)
Вот они - закрашенные "алюминиевые тазики" на потолке станции "Электрозаводская" (фото автора)

А Станция эта в результате стала одной из лучших в Московском метро и в 1946 году была удостоена Сталинской премии 1-й степени.