Найти в Дзене

История латвийских русских #10. Что есть «земля Русская»?

Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?
Ответ славянского вождя Даврита аварскому кагану, VI век Католический священник Мавро Орбини донёс до нас слова сербского князя Лазаря, сказанные им воинам перед битвой на Косовом поле (1389 г.): «Гоните, гоните от себя и от непобедимой доблести славянской мысль
о плене! Если нам не суждено жить, умрём же среди наших врагов, и умрём с оружием в схватке с вооружённым врагом. Все остальные народы умирают на постели, утомлённые годами, изнурённые временем, мучимые лихорадкой и тысячью других болезней — одни славяне умирают с мечом. С мечом умирают одни славяне! При этом они воздают врагу такую месть за свою гибель, что тот, даже одержав победу, бывает вынужден оплакивать их смерть. И кто знает, решив [некогда] быть славянами, то есть славными и победоносными во всех краях, куда до сих пор ступала наша нога или нога наших предков, либо, по крайней мере, мужами, способными управляться с
Богатыри, худ. В.Васнецов
Богатыри, худ. В.Васнецов

Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?
Ответ славянского вождя Даврита аварскому кагану, VI век

Католический священник Мавро Орбини донёс до нас слова сербского князя Лазаря, сказанные им воинам перед битвой на Косовом поле (1389 г.):

«Гоните, гоните от себя и от непобедимой доблести славянской мысль
о плене! Если нам не суждено жить, умрём же среди наших врагов, и умрём с оружием в схватке с вооружённым врагом. Все остальные народы умирают на постели, утомлённые годами, изнурённые временем, мучимые лихорадкой и тысячью других болезней — одни славяне умирают с мечом. С мечом умирают одни славяне! При этом они воздают врагу такую месть за свою гибель, что тот, даже одержав победу, бывает вынужден оплакивать их смерть. И кто знает, решив [некогда] быть славянами, то есть славными и победоносными во всех краях, куда до сих пор ступала наша нога или нога наших предков, либо, по крайней мере, мужами, способными управляться с мечом и умеющими без страха убивать или встречать смерть, кто знает, скажу я, не можем ли и мы с таким же успехом перебить врага, нежели быть им перебитым?
Судьба — на стороне отважных. Не числом даётся победа, а отвагой солдата и рассудительностью полководца.
На нашей стороне правда — враг вторгся в наши земли и многие из них захватил. Мы в нужде, а она и из последних трусов делает храбрецов. У нас достаточно оружия.
Если мы доблестно им распорядимся, то оно либо проложит нам путь, либо снабдит нас такой компанией [врагов], что сам враг вместе со всеми остальными будет оплакивать нашу гибель. Если же мы решимся, почти
отчаявшись в собственном спасении, выйти навстречу врагу и отважно с ним сразиться, то вы увидите, что самозабвение всегда спасает человека от несчастий и зачастую приводит к тому высшему удовлетворению,
о котором он не мог и мечтать…»

Орбини пишет, что не дав ему закончить, не ожидая других речей, чтобы
возбудить свой гнев, разом со всех сторон,
«подстрекаемые древней славянской яростью», сербские воители ринулись на врага. Как известно, бились они отважно, но силы были не равны, и разбили турки войско отважного Лазаря. Пали витязи доблестно сражаясь, не посрамив чести славянского имени.

Мавро Орбини (?–1614). Его книга  «Славянское царство» стала первой историей славянских народов.
Мавро Орбини (?–1614). Его книга «Славянское царство» стала первой историей славянских народов.

Мы вспоминаем этот трагический эпизод, как один из многих примеров ратного противостояния братьев–славян и многочисленных неприятелей, столь часто зарившихся на нашу честь и свободу. Увы, не всегда был успешен для нас исход битвы, но память о героических предках всегда должна наполнять сердца силой и мужеством.

Как известно, слово «богатырь» восточного происхождения. В других славянских языках, кроме польского, оно неведомо, да и то было заимствовано из языка русского. В «Ипатьевской летописи» это слово впервые встречается в рассказе о татарских воеводах под 1240, 1243 и 1263 годами. Для понятия, которое теперь обозначается словом «богатырь», в древнерусском языке употреблялось слово «хоробр» или «храбр». Какое же отношение имеют
древнерусские
«храбры» к латвийской истории? Смеем заверить, что самое непосредственное. Но об этом позже.

Анонимный восточный автор составил по материалам VIII века «Книгу пределов мира» и в «Рассуждениях о стране Рус» пишет про её воинство так: «Одна часть их рыцарство… Там изготавливают очень ценные клинки и булатные мечи. Все русы вооружены такими мечами, их рыцари всегда носят броню».

Заметим, что слово «рыцари» он употребил без перевода. Вообще древняя Русь славилась не только лихими воителями, но и достойным вооружением. В средневековой французской героической поэме «Рено де Монтобан» упомянута bon haubert qui en Roussie, то есть «добрая кольчуга, что из Руси», благодаря которой знатный рыцарь Рено де Монтобан стал неуязвим в сражениях. Существовал у древнерусских витязей и своеобразный культ меча, подобный известным рыцарским традициям Европы. На мече клялись, меч посылали врагу как знак объявления войны, юных воинов посвящали в мечники, то есть меч был основным предметом воинского ритуала и главным оружием в бою.

Можно найти немало схожего в традициях, поведении, образе жизни
европейских рыцарей и русских богатырей. Однако, между этими двумя понятиями присутствует и ряд отличий, проводящих резкую грань между ними.

Образы древних, полулегендарных воителей хорошо известны нам из былин, этого уникального памятника древнерусской культуры. В них упоминается более
пятидесяти богатырей. Древнейшие из них — это Святогор, Волх Всеславьевич, Михайло Потык, Вольга, Микула Селянинович. И практически за каждым стоял реальный исторический герой. Прежде всего, это касается Ильи Муромца, наиболее известного из древнерусских богатырей, ставшего настоящим символом самоотверженного служения родине.

Предание говорит о том, что до тридцати трёх лет он страдал параличом, потом чудесно излечился и совершил множество воинских подвигов во времена княжения Владимира Святого. Учителя истории и литературы доходчиво объясняют школярам, что это всего лишь «собирательный образ сказочного русского богатыря» и реально он никогда не существовал. Но чьи же тогда мощи лежат в полумраке Киево–Печерской лавры рядом с Нестором–летописцем и первым русским иконописцем Алимпием под скромной табличкой «Илья из Мурома»? Кого канонизировали в 1643 году?
И на чём основана уверенность православной церкви в том, что в лавре почил
тот самый былинный богатырь?

Летописи не упоминают имени Ильи Муромца. Согласно традиции, простому дружиннику места в них не было. Не сохранилось достоверных сведений о житии преподобного Илии и в Киеве–Печерской лавре. Лишь косвенно сообщается о том, что в иночестве он успел провести недолгое время. До монашеского пострига состоял в княжеской дружине и прославился невиданной силой. В 1988 году провели экспертизу мощей. Погребённому было 40–55 лет, рост — 177–180 см, что для Х–ХII веков весьма внушительно. Выявлены дефекты
позвоночника — результат перенесённого в юности паралича конечностей. Это было следствием ущемления седалищного нерва. Диспропорция костей плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что Илья в молодости вовсе не «сидел сиднем», а активно передвигался, используя руки. Установлена и причина смерти —
«обширная рана в области
сердца»
. Помимо округлой раны на левой руке зафиксировано значительное повреждение в области груди. Учёные предполагают, что Илья Муромец «прикрыл рукой грудь, и ударом копья рука была пригвождена к сердцу».
Получается, пророчество о том, что
«смерть ему в бою не писана», не сбылось. Датировка гибели была установлена приблизительно — ХI–ХII века.

Гробница преподобного Илии Муромца. В серебряном ковчеге находится часть его левой руки. Криминалистом и скульптором С.Никитиным по методу профессора М.Герасимова воссоздан портрет Ильи Муромца.
Гробница преподобного Илии Муромца. В серебряном ковчеге находится часть его левой руки. Криминалистом и скульптором С.Никитиным по методу профессора М.Герасимова воссоздан портрет Ильи Муромца.

Русская православная церковь, вопреки былинам, всегда относила годы активной жизни Ильи Муромца не к периоду княжения Владимира Святого, а лет на полтораста ближе к нам. Ещё в 1638 году в типографии лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево–Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского.
Он отметил, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году. Результатам экспертизы это не противоречит. В 1157–1169 годах Киев стал ареной кровавой междоусобицы за право «великого княжения».

Половцы совершили несколько опустошительных набегов на южнорусские земли. Но самым драматичным для Киева стал 1203 год. Именно тогда киевские монахи вынуждены были защищать себя и свою обитель. Войска князя Рюрика Ростиславича совместно со степняками приступом взяли Киев. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». Понятно, бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия. Но даже если взять за основу 1188 год, получается, что Илья Муромец был современником событий, описанных в «Слове о полку Игореве», в составе киевской дружины активно участвовал в разгроме половецких войск в 1183–1185 годах.

Илью Муромца как былинного героя знали и за пределами Руси. В германских сказаниях ХIII века «Ортнит» помощником главного действующего лица является «Илья Русский». В норвежских сагах ХII–ХIII веков также действует отважный воин по имени Илья, сводный брат «короля Руси». Цикл былин об Илье Муромце был хорошо известен и в средневековой Польше. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев проездом в Запорожскую Сечь, оставил описание гробницы Ильи Муромца (Илиаса Муромлянина) в Софийском соборе. В то время богатырская гробница уже пустовала, останки были перенесены в Антониеву пещеру Киево–Печерского монастыря. В других письменных источниках того же XVI века появляется и прозвище Ильи — Чоботок. Римлянин пересказывает историю приобретения богатырём этого прозвища: неожиданно окружённый врагами в то время, когда он обувался, не
имея под рукой никакого оружия, воин схватил сапог (чоботок) и принялся крушить им злодеев, одержав полную победу.

Жители расположенного ныне в черте г.Мурома бывшего села Карачарова помнили, что семейство Ильи носило родовое прозвище — Гущины. Проживали они не в самом Карачарове, а неподалёку, в густом непроходимом лесу — отсюда и прозвище, которое впоследствии стало фамилией большей части села. Среди Гущиных нередко встречались очень сильные люди. Многим мужчинам из этого рода строго–настрого запрещалось участвовать в кулачных боях, ибо те в пылу потехи могли нанести серьёзные увечья.

Карача́рово -- микрорайон города Мурома Владимирской области России. До включения в городскую черту -- село на южной окраине Мурома. На высоком речном берегу стоит Троицкая церковь.
Карача́рово -- микрорайон города Мурома Владимирской области России. До включения в городскую черту -- село на южной окраине Мурома. На высоком речном берегу стоит Троицкая церковь.

Считается, что Троицкая церковь в селе Карачарове была заложена знаменитым богатырём. В её основание он положил несколько дубов, которые вырвал из земли и самолично внёс на крутую гору.

Согласно церковному календарю, день преподобного Ильи Муромца приходится на 1 января. Так что имеет он полное право быть принятым в компанию сказочных завсегдатаев русской Новогодней ночи.

Что такое Земля Русская

Вспомним известную картину В.Васнецова, на которой изображены три знаменитых героя русских былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Могли ли они встретиться реально? О Добрыне Никитиче известно, что он был дядей князя Владимира Святого по матери: мать Владимира, ключница княгини Ольги Малуша — его сестра. Через двести лет летописи
упоминают ещё одного
Добрыню — рязанского богатыря — среди знаменитых «хоробров», павших в битве на реке Калке. Имя Алёша (или Олешко) в Древней
Руси было уменьшительным от Александра. Известно несколько
Александров Поповичей, живших в разное время. Один из них сражался с половцами и в 1100 году «множество половец изби, а иных в поле прогна». Другой был дружинником ростовского князя Константина Всеволодовича, и в 1216 году участвовал в Липицкой битве против владимирского князя Юрия. Получается,
что прототипы былинных Добрыни Никитича и Алёши Поповича действительно могли встретиться в 1223 году на Калке, правда без Ильи Муромца. Разве что в отрочестве, до 1203 года, они могли застать
«храбра» — ветерана живым, если не в киевской дружине, то в монастыре уж точно!

Им было что защищать — русским витязям...
Ведь само понятие
РУССКАЯ ЗЕМЛЯ вошло в обиход уже в стародавние языческие времена. Сквозь века дошли до нас гордые слова митрополита всея Руси Илариона, написанные им в начале XI века про князей Киевских:
«Ведь владычествовали они не в безвестной и худой земле, но в земле Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырёх концах земли».

Несколько слов о важной и, быть может, самой характерной особенности русской средневековой литературы, составляющей её национальное своеобразие.

В старину прекрасно понимали, насколько серьёзное это дело — литература, и потому не разменивались на тематические мелочи, а размышляли и писали с патриотических и гражданских позиций о главном — об исторических судьбах родины и народа. Несчётное число раз встречается на страницах средневековых книг выражение «Русская земля», необыкновенно многооттеночное по смыслу.

Это и географическое понятие — то есть пространства, занятые русским народом, и политическое, зовущее соотечественников к единению, и конкретно–историческое, и этническое; это земля–кормилица, дающая жизнь её народу–пахарю, со всем, что на ней есть — живой природой, городами,сёлами, людьми, и святая родина, почти всегда нуждавшаяся в защите от внешних врагов и внутренних распрей.

Вчитайтесь в хватающие за душу строки, написанные ещё в середине XIII века: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

Зарубежный исследователь пишет: «Вдохновенный гимн „светло светлой и красно украшенной земле Русской” не имеет себе равного во всей европейской литературе того времени и даже позднейших веков. Это единственное в своём роде поэтическое произведение, предметом которого является не личность богатыря, не подвиги героев, а сама родина, как целое… Нигде — ни у французских трубадуров, ни у немецких миннезингеров, ни в рыцарских романах, ни у Данте — мы не найдём такого сжатого и сильного, ослепительного видения родины… Только сто лет спустя, в 1353 г., мы найдём у Петрарки гимн, обращённый к Италии как родине».

В средневековой русской литературе сегодняшний читатель найдёт неизведанные высоты, глубины и связи времён. Из сочинений Кирилла Туровского, исполненных символики, драматизма, философских раздумий,
приведём лишь две строки, расположив их друг под другом, как стихи:

Неизмерьна небесная высота,
Не испытана преисподняя глубина…

Слова эти написаны в середине XII века. А вот колдовские строчки, которые не грех лишний раз напомнить:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота акиян–море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты днепровския…

Это записано в XVIII веке замечательным русским поэтом Кириллом Даниловым; символическо–симфонический зачин его знаменитого сборника В.Белинский счёл образной характеристикой национальных качеств русского народа и его исторического пути…

Подкарпатские русины. Трагические уроки всему русскому народу

История латвийских русских #7. Про Сыновей Сокола. Тотемный родовой знак Рюриковичей

История латвийских русских #8. Доказательства лживости Норманнской теории

История латвийских русских #11. Про «культуру северной дружины»

История латвийских русских #12. Утерянная славянская святыня...

Продолжение следует