Найти тему

Эйкка Топпинен из Apocalyptica размышляет о прошлом (интервью 2024)

Обычно, когда большинство людей рассуждают о хеви-металле, первое, что приходит им на ум, это громкие, визжащие гитары с дисторш-эффектами. И это действительно самая узнаваемая черта этого жанра музыки, но некоторые исполнители менее традиционны в своей интерпретации этого вида искусства… например, группа Apocalyptica.

Образовавшись три десятилетия назад, финская группа Apocalyptica начала исполнять всем известные мелодии группы Metallica, но исключительно в классическом стиле на виолончелях. Благодаря тому, что они привлекли к себе большое внимание, их популярность начала расти, как и популярность их собственной музыки. Их первый оригинальный альбом Cult вышел в 2000-м году, впоследствии они выпустили чрезвычайно успешный альбом Worlds Collide в 2007 году, за которым последовал 7th Symphony в 2010 году.

Это лишь часть их обширного репертуара, в 2024 году они вернулись к своим корням, чтобы записать ещё один уникальный альбом на песни Metallica, который они назвали Plays Metallica Vol. 2. Эта работа дополняет ту, что они сделали почти 30 лет назад, выпустив в 1996 году альбом Plays Metallica by Four Cellos. Всё это о том, что Apocalyptica чтят своё прошлое, но в то же время смотрят в будущее.

Радуясь тому, что он с самого начала был частью всего этого, ведущий виолончелист Эйкка Топпинен рассказал о диком, непредсказуемом пути группы, работе над их последним альбомом и многом другом.

-2

– Эйкка, в последний раз мы общались с вами в 2015 году во время записи альбома Shadowmaker. С тех пор многое изменилось. Во время того разговора вы упомянули, что изначально никогда не думали о создании группы Apocalyptica, что всё произошло само собой и переросло в нечто гораздо большее. Итак, все эти годы, каким было для вас это путешествие?

– Это было безумное путешествие в хорошем и плохом смысле, но в основном в хорошем. То, что Apocalyptica случайно сформировалась во время нашей работы, открыло совершенно новый мир. Это был совершенно новый способ думать о музыке и её создании.

Нам очень повезло, что на протяжении многих лет мы могли работать с такими замечательными людьми, замечательными авторами песен, певцами, продюсерами, звукорежиссёрами и т.д. Это было здорово. Это был тернистый путь, но все дороги тернисты. Сегодня я больше всего рад тому, что мы на высоте в психологическом плане, что мы очень вдохновлены, мотивированы и взбудоражены, что, на мой взгляд, является величайшим достижением за все эти годы.

– Искать вдохновение не так просто, как можно было бы подумать. Люди думают, что можно продолжать играть как ни в чём не бывало, но давайте будем честны, иногда мы теряем вдохновение. Мы можем чувствовать себя обескураженными и думать: «Зачем мы всё это делаем?». Дело в том, что когда вы создаёте что-то творческое, требуется много усилий, чтобы продолжать в том же духе.

– Да. На самом деле, вам приходится много раз переосмысливать свои рассуждения. Я думаю, что это применимо ко всему, но особенно к творческой работе, вам нужно искать новые вызовы. Воодушевление появляется, когда пытаешься достичь неизведанного, когда у тебя есть идея, которую ты хочешь воплотить, или, когда хочешь записать альбом определённого плана, но не знаешь, как это точно осуществить. Мы придерживаемся этих принципов. Именно так мы и записываемся, и бла-бла-бла.

То, чем это обернется, и есть настоящее приключение. Самая большая искра в создании «нового» – это создание чего-то, в чём вы не уверены. Вы не знаете точно, как это сделать и к чему это приведёт. Это нужно переосмыслить, и нам также пришлось многое переосмыслить в некоторых вопросах, таких как мотивация к гастролям. В длительных турах легко потерять мотивацию, если на самом деле не обращать внимания на то, зачем ты в туре. Если ты в туре только для того, чтобы заработать денег… тебе следует сменить работу.

Я понял, что получаю удовольствие, во-первых, от музыки, которую играю, потому что она мне нравится. Во-вторых, я стараюсь напоминать себе, что если для меня это 78-й день тура с одной и той же программой, то для зрителей это первый день и очень уникальный момент. Мне нужно выложиться полностью, потому что зрители заслуживают самого лучшего от нас.

В худшие времена это было больше похоже на обязательства. Отыграть 200 концертов с одним альбомом, это легко может превратиться в рутину. Это то, что ты просто делаешь на автомате, потому что в какой-то момент, когда ты измотан, тебе приходится это делать. Хотя, на самом деле, это большая честь, что мы можем делать что-то подобное, это удивительно, что мы можем это делать. Вот почему, когда говорят о духовности и тому подобном, речь идёт о важности благодарности. Быть благодарным за то, что имеешь – это именно то, о чём необходимо постоянно себе напоминать.

Все мы люди, и мы склонны привыкать ко всему. Мы начинаем воспринимать удивительные вещи как должное, не оценивая их по достоинству. Поэтому нужно воспитывать себя постепенно. Учиться быть благодарным за все возможности, независимо от того, какие трудности их окружают. Не придавайте большого значения трудностям, всё, что вы делаете, всегда сопряжено с трудностями и вызовами. Они больше связаны с внутренними рамками и с тем, как мы формируем наше мышление.

-3

– Безусловно. Всё, что вы сказали, чистая правда. Это ключ к жизни в целом; главное – оставаться призёмленным и благодарным. В прошлый раз, когда мы обсуждали альбом Shadowmaker, вы приглашали Фрэнки Переса в качестве вокалиста, и он записывал с вами весь альбом. Это был первый раз, когда группа записывалась с одним вокалистом для альбома. Затем, в 2020 году, вы впервые за долгое время выпустили полностью инструментальную пластинку Cell-0. Что привело к решению записать полностью инструментальную пластинку?

– Я думаю, решение пришло после тура в поддержку Shadowmaker. У нас был план отыграть несколько концертов в честь 20-летия выхода первого альбома. Я спросил агента, можем ли мы дать 16-18 концертов в Европе, просто отыграть в нескольких столицах и так далее. Получилось 230 концертов, а в финале – мировое турне. (Смеётся) Это было настолько увлекательно, что мы ожидали, что вернёмся к тем мелодиям Metallica, с которых всё начиналось. У нас за плечами более 20 лет опыта и получения знаний. Весь тур был инструментальным, и это породило идею о том, что было бы действительно здорово записать полностью инструментальный альбом, где всё будет зависеть только от нас.

Всегда было здорово работать со многими людьми и разными исполнителями. Но при создании альбома с большим количеством приглашённых музыкантов возникают определенные трудности. Становится так много переменных, которые невозможно контролировать.

В 2000-м году мы выпустили наш третий альбом Cult, и с альбомом Cell-0 мы немного вернулись к этому духу. Мы заперлись в студии со звукорежиссёром без продюсера, без ничего, и хотели создать что-то, что мы могли бы создать без какого-либо постороннего влияния. У нас не было контракта со звукозаписывающей компанией. Когда мы записывали альбом, мы подумали: «Хорошо, мы сделаем альбом. После этого мы узнаем, захочет ли кто-нибудь его выпустить». Это было самое захватывающее. Мы знали, что он не будет иметь коммерческого успеха или чего-то в этом роде, но это было тем, что мы просто должны были сделать самостоятельно, и получилось действительно здорово.

Альбом Cell-0 стал шагом к выходу альбома Plays Metallica Vol. 2. Cell-0 был для нас очень сильным альбомом, и он, вероятно, придал нам уверенности в том, что Apocalyptica – это сплочённый коллектив. Когда мы записывали ещё один альбом Metallica, нам не казалось, что мы делаем отступление, на самом деле это шаг вперёд. Мы всегда говорили, что однажды выпустим этот альбом Plays Metallica Vol. 2. Мы обсуждали это более 20 лет… практически со времени выхода первой части. Теперь мне просто кажется, что сейчас самое подходящее время, и это так потрясающе.

-4

– Интересно послушать, как всё это закручивалось. Как вы упомянули, пластинка 2020 года является своего рода предшественником Plays Metallica Vol. 2. И вот вы выпустили этот новый альбом, который, в некотором смысле, является продолжением вашего дебютного альбома, вышедшего много лет назад. У группы Metallica большая дискография и много мелодий на выбор. Как вы выбирали песни для альбома?

– О, да. На самом деле, это была захватывающая часть процесса. Конечно, мы не хотели перезаписывать песни, которые записали в прошлом. Мы записали практически все самые популярные хиты Metallica. Это немного сузило круг поиска. Но также осталось много наших любимых песен, которые мы всегда хотели исполнить. Тогда было действительно сложно сделать выбор, потому что для того, чтобы работа над этим альбомом стала для нас захватывающей, мы хотели поднять планку по-настоящему высоко.

Мы подумали: «Если Apocalyptica выпустят новый альбом Metallica, это действительно должно иметь смысл». Для этого должна быть причина. Это не может быть чем-то, что мы просто делаем, что мы можем выбросить из головы. Мы не хотели повторять ничего из первой части. Мы действительно хотели, чтобы у каждой песни, которую мы создаём, была причина для появления на альбоме. По крайней мере, у нас должно быть ощущение того, что мы готовим что-то новое. Мы даём новую перспективу. Мы показываем оригинальную песню Metallica с новой точки зрения и привносим в неё некоторые другие слои или оттенки, которые обязательно будут отличаться от оригинальной записи Metallica.

На самом деле, это было непросто. Я думаю, мы подобрали более 20 песен. Мы несколько раз прослушали всю дискографию Metallica. Мы перепробовали множество песен. Вопрос был не в том, какая оригинальная песня лучше, а в том, будет ли версия Apocalyptica классно звучать? Вы можете спросить, почему нет ничего с последних альбомов? Это не потому, что там нет хороших песен; на всех последних релизах Metallica есть отличные песни. Но когда мы убираем тексты Хэтфилда и его исполнение, а затем берём всё исполнение Metallica в целом и то, что делает их уникальными как группу, с чем мы остаёмся? Достаточно ли у нас материала, чтобы он был по-настоящему захватывающим в исполнении виолончелистов? Вот в чём был вызов.

Иногда процесс проходил так: «Ладно, всё идет хорошо, но у нас уже есть мелодия, которая звучит лучше». На это мы всегда отвечали: «Хорошо. Это конкурсные песни, более слабые выбывают». Это был непростой процесс. Мы старались быть предельно критичными к своим версиям. Если подвести итог, мы хотели, чтобы наши версии отличались от оригиналов, но отличаться просто ради того, чтобы отличаться, это чушь собачья, в этом нет никакого смысла. Всё должно получаться само собой, всё должно быть органично. Нам пришлось по-настоящему погрузиться в суть песни, чтобы понять, что делает её такой, какая она есть. Мы должны были съесть её, переварить и как бы стать её частью. Мы должны были почувствовать, что в определённом смысле теперь это наша песня.

-5

– Верно. Что ж, видимо, это была сложная задача, о которой вы только что рассказали. Важно создать песню по-своему, что вы и сделали. Во всех этих треках определенно есть оттенки и слои, которые вы можете использовать по своему усмотрению.

В частности, было удивительно услышать, что вы записали версию песни St. Anger. Ведь весь альбом St. Anger 2003 года, вероятно, является самым противоречивым из всех, что когда-либо выпускала Metallica. С ним связано много разногласий. Честно говоря, многим людям эта запись действительно не понравилась. Однако ваше исполнение St. Anger потрясающее! Оно довольно красивое и так сильно отличается от оригинала.

– Да. Я действительно хотел записать что-нибудь с альбома St. Anger. Я знал, что это что-то да значит. Лично я познакомился с такими песнями, как Frantic и St. Anger во время живых выступлений; потому что мне повезло присутствовать на концертах Metallica, когда они выпускали альбом. Я всегда считал, что это действительно отличные песни.

Прошлым летом я много слушал St. Anger. Мы уже были в процессе записи, и я подумал: «Ладно, я действительно хочу выяснить, получится ли удачно адаптировать St. Anger?». Я прочувствовал это звучание, потому что, на мой взгляд, проблема альбома St. Anger заключается в звучании. Люди чувствуют, что звук их отталкивает. Как только привыкаешь к звучанию, открывается совершенно новый пласт музыки. Это чертовски потрясающий альбом! Он агрессивный, злой, и вы можете это почувствовать. Я просто знал, что из этого что-то выйдет, но нам пришлось радикально всё изменить, чтобы не было скучно; потому что в St. Anger не так уж много элементов. Новое видение появилось потому, что я почувствовал, что рифф мог бы больше походить на стиль Pantera, с большим количеством грува. Я записал его на половину скорости, что изменило весь подход к риффу. Я решил замедлить его, сделать его ещё более тяжелым.

Когда мы выступали на первом концерте по случаю выхода альбома с новой программой, St. Anger был самым тяжёлым треком в нашей программе. Трек безумен. В некотором смысле, он тяжелее, чем Battery или Blackened, потому что он более брутальный. Это что-то другое. Я счастлив, что всё получилось так хорошо на записи.

– Безусловно, это так. Эта мелодия определенно выделяется. Когда вы видите её в списке композиций, вы думаете: «St. Anger? Любопытно послушать». Композиция оправдывает ожидания чего-то действительно особенного.

Теперь, когда пластинка вышла, вы собираетесь приехать в Северную Америку зимой 2025 года, в начале нового года. Вы также будете выступать с Нитой Штраусс. Насколько вы взволнованы возвращением с этим альбомом и возможностью выступить во всех этих городах?

– Мы очень рады, потому что это совершенно новое шоу. Это новая программа. Гастролировать по Америке и Канаде всегда очень весело. Немного грустно, что это только до февраля, но мы не можем быть везде одновременно. Я очень взволнован и думаю, что это действительно классный материал. Поклонников металла ждёт отличный вечер.

-6

– Да. Нита – замечательная, исключительная гитаристка. Увидим ли мы коллаборацию между вами и Нитой во время концертных выступлений?

– Посмотрим. Мы не думали об этом, потому что были немного перегружены работой над альбомом и подготовкой шоу. У нас ещё есть немного времени на сборы… так что никогда не знаешь, что может случиться.

– Было бы интересно на это посмотреть, потому что она исключительный музыкант. В связи с выходом нового альбома и вашими обширными гастролями, есть ли у вас планы по записи нового оригинального альбома?

– Мы всегда работали так, чтобы записывать материал, который интересует нас больше всего в данный момент. Пока ещё слишком рано думать об этом. Альбом как бы обретает новую жизнь, когда мы начинаем с ним тур и по-новому знакомимся с этими песнями, мы переживаем эти песни вместе с живой аудиторией. Обычно это начинает направлять наш интерес в какое-то русло. У нас всегда есть масса идей, самых разных, но я пока не могу сказать, какая из них вызовет наибольший интерес через год или два.

Несомненно, мы будем работать над новой музыкой зимой и выпускать её по мере написания. Мы не остановимся. Лучшее в современном цифровом мире и дистрибуции заключается в том, что мы можем выпускать музыку, когда захотим. Это не похоже на старые добрые времена. Тогда ты записывал альбом, затем два года гастролировал с ним, а за это время практически ничего не выпускал.

Сегодня, особенно для таких групп, как Apocalyptica, это здорово, потому что мы очень разносторонние и у нас так много разных стилей и интересов. В прошлом году мы выпустили концертный альбом Live In Helsinki St. John’s Church, записанный в церкви. Мы выпускаем синглы с разными вокалистами. Мы также записали классический мини-альбом. У нас много различных направлений. На самом деле мы одновременно работаем над всеми этими разными версиями Apocalyptica, и это действительно здорово.

Вся структура этого альбома – это совсем другая игра. Требуется ещё некоторое время, чтобы понять, какой путь выбрать и что будет самым захватывающим? Я думаю, именно по этой причине мы общаемся и всё ещё существуем, как группа. Мы всегда делали то, что нас больше всего увлекало. Я думаю, это помогало нам выжить. С коммерческой точки зрения это был не самый лучший выбор. (Смеётся) Людям, как правило, нравится постоянство. Но для нас перемены были неизбежны. Я думаю, что мы продолжим в том же духе. Мы считаем, что это доставляет нам больше всего удовольствия; потому что мы можем испытать что-то новое и исследовать неизведанные территории музыки.

– Верно. Именно это делает ваше творчество более интересным для проницательных фанатов, которые ценят ваше желание к поиску чего-то нового. Делать одно и то же снова и снова очень утомительно, особенно для артиста.

– Да, я не вижу никакого удовольствия в том, чтобы делать одно и то же.

– На одном дыхании вы должны делать то, что вам интересно в данный момент. Вы не можете создавать что-то просто ради создания чего-то в определённых рамках, просто потому, что вам так сказали. Если в данный момент вас интересует другая форма музыки, вы должны следовать ей. Иначе это не будет ощущаться как что-то настоящее.

– Да. Если бы я сказал: «Хорошо, через пять лет мы выпустим такой-то альбом». Зачем мне связывать свою жизнь с планом, который я считаю отличным сейчас, но который может не сработать через два года, и я совсем не буду в восторге? Я думаю, что единственный способ создать что-то классное – это по-настоящему прочувствовать это. Вы должны испытывать волнение.

Материал не обязательно должен нравиться всем слушателям, но, к счастью, найдутся те, кто прочувствует его. В музыке должны быть какие-то эмоции и энергия, которые находят отклик. Я думаю, что именно так можно отразить это на альбоме; ты должен отдавать себя полностью.

-7

– Верно. Это сугубо человеческая эмоция, которую искусственный интеллект не может воспроизвести. Хотя некоторым хотелось бы верить, что может.

– Да. Если бы мы делали это ради денег, я могу найти более простые и эффективные способы их заработать. Но деньги не могут быть мотивацией. Они не могут быть показателем славы, не могут быть ничем подобным. Если вы хотите пройти более длинный путь, то мотивацией должна быть музыка.

– Совершенно верно. Вы говорили о продюсировании, и группа сама спродюсировала альбом Cell-0. Продюсирование очень важно. Хорошая игра на инструментах просто необходима. Также важна динамика. Что вы думаете о современном роке и о том, как он в настоящее время продюсируется?

– Для записи этого альбома мы не просто так обратились к Джо Баррези, потому что он продюсер старой школы, обладающий всеми лучшими качествами. Мы хотели создать альбом, в котором были бы чувства. Чувственность возникает оттого, что он не слишком отшлифован и не зациклен на чём-то одном. Современная музыка слишком вылизана. Люди играют в студии и думают: «О, мы можем это исправить». Затем они всё редактируют, и в конечном счёте получается нечто бездыханное.

В нашем случае мы выбираем настоящий способ создания альбомов, когда вы используете живые инструменты, а не программы, вы пытаетесь запечатлеть исполнение на каждом дубле и в каждой мелочи, которая записывается. Вы пытаетесь запечатлеть что-то волшебное, само исполнение. Всё дело в сочетании исполнения и звука. Джо – фантастический продюсер. Он о том, чтобы быть настоящими, чтобы делать всё по-честному, чтобы быть более реальными.

Каждый выбирает свой путь. Лично мне претит этот чересчур отредактированный и вылизанный материал. Он меня никоим образом не возбуждает. Например, в Америке, если что-то выходит на рок-радио, то сама музыка не имеет большого значения. Главное, чтобы звук был правильным. Если звук подходит для радиостанции, то радиостанция проигрывает его... независимо от того, хорошая песня или плохая. Я думаю, это довольно печально. К счастью, есть и другие платформы. К счастью, у нас есть свобода, и мы можем создавать музыку по-своему, и есть вероятность, что кто-то прочувствует и полюбит её.