На живописном мысу у излучины Москвы-реки расположено Кунцевское городище — древнейшее поселение на территории нынешней Москвы. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что люди обитали здесь еще в VI–V веках до нашей эры.
Этот мыс, окруженный двумя оврагами, стал свидетелем главных событий романа «Проклятое место» Михаила Воскресенского (1838), который вписался в историю столицы мрачными красками. Позднее Алексей Саврасов, возможно, вдохновленный шумом, поднятым книгой, посетил это место для пленэра. В результате своего визита он создал картину «Осенний лес. Кунцево. (Проклятое место)» (1872).
Языческий след
Мыс, который получил свою славу, как языческое капище, впитал в себя древние мистические силы, оставшиеся от дохристианских времен. Легенда рассказывает, что на этом месте в одну ночь церковь исчезла под землей, не оставив ни малейшего следа. Среди местных жителей широко распространены рассказы о белемнитах, окаменелостях из ручьев, которые прозвали «чертовыми пальцами» и связывают с мистическими силами местности.
Церковь Покрова Богородицы действительно существовала здесь с XIII по XVI век. Сначала она была деревянной, затем перестроена из камня. Историк Иван Забелин в XIX веке предположил, что она могла быть построена на месте языческого жертвенника, что соответствовало обычаям тех времен.
Читайте также: Баташевские тайны и секретное кладбище Москвы
Конечно, храм был разрушен не языческими божествами, а действием людей и временем. В результате археологических раскопок, проведенных в ХХ веке, были обнаружены доказательства пребывания в этих местах войск польского гетмана Станислава Жолкевского в период Смуты в начале XVII века. Именно они стояли за разграблением и разрушением церкви.
Кресты-энколпионы
В период с 1960 по 1973 год археологи Музея истории и реконструкции Москвы (ныне – Музей Москвы), под руководством Александра Векслера, провели раскопки, в результате которых были обнаружены средневековые христианские захоронения.
Они не были богаты на находки — традиция провожать покойного в загробную жизнь с большим количеством предметов ушла вместе с язычеством. Однако найденные здесь кресты пополнили коллекцию музея, так как являются изумительными образцами произведений русского медного литья XIII–XIV веков. Часть из них можно увидеть на выставке «История Москвы для детей и взрослых».
Речь идет о крестах-энколпионах, что в переводе с греческого означает «на груди». Эти складни состоят из двух половинок и носились поверх одежды. В энколпионах можно было хранить частицы мощей или другие святыни. На лицевой створке изображался рельеф распятого Христа, а на оборотной стороне — образ Богоматери, апостола или святого.