Найти тему

Почему Кунцевское городище называли проклятым местом

Оглавление

На живописном мысу у излучины Москвы-реки расположено Кунцевское городище — древнейшее поселение на территории нынешней Москвы. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что люди обитали здесь еще в VI–V веках до нашей эры.

А. Саврасов. Осенний лес. Кунцево. (Проклятое место.) 1872 год.
А. Саврасов. Осенний лес. Кунцево. (Проклятое место.) 1872 год.

Этот мыс, окруженный двумя оврагами, стал свидетелем главных событий романа «Проклятое место» Михаила Воскресенского (1838), который вписался в историю столицы мрачными красками. Позднее Алексей Саврасов, возможно, вдохновленный шумом, поднятым книгой, посетил это место для пленэра. В результате своего визита он создал картину «Осенний лес. Кунцево. (Проклятое место)» (1872).

Языческий след

Мыс, который получил свою славу, как языческое капище, впитал в себя древние мистические силы, оставшиеся от дохристианских времен. Легенда рассказывает, что на этом месте в одну ночь церковь исчезла под землей, не оставив ни малейшего следа. Среди местных жителей широко распространены рассказы о белемнитах, окаменелостях из ручьев, которые прозвали «чертовыми пальцами» и связывают с мистическими силами местности.

Карта Кунцево 19 века
Карта Кунцево 19 века

Церковь Покрова Богородицы действительно существовала здесь с XIII по XVI век. Сначала она была деревянной, затем перестроена из камня. Историк Иван Забелин в XIX веке предположил, что она могла быть построена на месте языческого жертвенника, что соответствовало обычаям тех времен.

Читайте также: Баташевские тайны и секретное кладбище Москвы

Конечно, храм был разрушен не языческими божествами, а действием людей и временем. В результате археологических раскопок, проведенных в ХХ веке, были обнаружены доказательства пребывания в этих местах войск польского гетмана Станислава Жолкевского в период Смуты в начале XVII века. Именно они стояли за разграблением и разрушением церкви.

Кресты-энколпионы

Крест-энколпион. Медный сплав. XIII–XIV века. Фонды Музея Москвы
Крест-энколпион. Медный сплав. XIII–XIV века. Фонды Музея Москвы

В период с 1960 по 1973 год археологи Музея истории и реконструкции Москвы (ныне – Музей Москвы), под руководством Александра Векслера, провели раскопки, в результате которых были обнаружены средневековые христианские захоронения.

Они не были богаты на находки — традиция провожать покойного в загробную жизнь с большим количеством предметов ушла вместе с язычеством. Однако найденные здесь кресты пополнили коллекцию музея, так как являются изумительными образцами произведений русского медного литья XIII–XIV веков. Часть из них можно увидеть на выставке «История Москвы для детей и взрослых».

Речь идет о крестах-энколпионах, что в переводе с греческого означает «на груди». Эти складни состоят из двух половинок и носились поверх одежды. В энколпионах можно было хранить частицы мощей или другие святыни. На лицевой створке изображался рельеф распятого Христа, а на оборотной стороне — образ Богоматери, апостола или святого.