Обзор немецких медиа
🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Секретная служба Путина расставила ловушку для Эвана Гершковича» рассказывает, что в марте 2023 года американец встретился с мужчиной в одном из ресторанов Екатеринбурга и был арестован. Сейчас по российскому телевидению показывают кадры этого события. Предполагается, что на них он изображён как шпион. Но журналист всего лишь выполнял свою работу [шпионскую 😀 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Уровень упоротости: высокий 🔴
Российская служба внутренней разведки ФСБ представила видео- и аудиозаписи ареста американского журналиста Эвана Гершковича через прокремлёвские СМИ RT и Рен ТВ. Они призваны проиллюстрировать официальную версию, согласно которой корреспондент The Wall Street Journal «шпионил» во время поездки в Екатеринбург в марте 2023 года и был «пойман с поличным», как заявил тогда пресс-секретарь президента Владимира Путина. 19 июля Гершкович был приговорён к 16 годам лишения свободы по соответствующей уголовной статье.
Он был освобождён 1 августа в рамках обмена заключёнными, который Путин использовал для освобождения других агентов, в частности, заказного убийцы ФСБ Вадима Красикова. С тех пор российские СМИ выполняют задачу по очернению освобождённых Москвой людей как «предателей родины» или «шпионов». В этом качестве представляется и 32-летний журналист. Несмотря на очевидный умысел, стоящий за их публикацией, записи лишь показывают, как он выполнял свою работу. Однако Россия всё больше криминализирует это, используя дело Гершковича в качестве эффективного средства запугивания.
Фотографии были сделаны в «Буковском гриле» в центре Екатеринбурга. Гершкович назначил интервью в ресторане на улице Карла Либкнехта днём 29 марта прошлого года. Он хотел поговорить с источником «о поразительных темпах России» в ремонте танков для войны на Украине, как пишет теперь The Wall Street Journal.
«Оборонное производство России было темой, о которой проправительственные новостные издания сообщали открыто и с гордостью, когда их страна бросала вызов иностранным санкциям, чтобы поднять военную экономику. Но на 23-м году правления Путина появились новые угрозы для международной прессы».
По данным ФСБ, Гершкович имел отношение к компании «Уралвагонзавод», которая базируется в Нижнем Тагиле, к северу от Екатеринбурга. Обнародованные в понедельник записи свидетельствуют о том, что журналист попал в ловушку, которую расставили для него спецслужбы. Как сообщает Рен ТВ со ссылкой на ФСБ, интервьюер счёл, что «информация о деятельности оборонного предприятия», заинтересовавшая Гершковича, «может составлять государственную тайну». Такая версия позволяет предположить, что собеседники Гершковича или компания были связаны с ФСБ. Однако можно предположить и то, что спецслужба сама узнала о контакте, поскольку следит за компаниями, имеющими отношение к безопасности.
Предположительно, беседу с журналистом записал человек, сидевший за столом с Гершковичем, которого скрытно снимали различные камеры. Голос и лицо этого человека были сделаны неузнаваемыми, и никаких обвинений в «госизмене» в его адрес не поступало. Аудиозапись отредактирована до 40 секунд разговора. Интервьюируемый просит журналиста «быть очень осторожным, потому что это секретная информация». Очевидно, он взял с собой документ: на видеозаписи видно, как они с Гершковичем что-то рассматривают, а журналист делает заметки.
Уроженец Нью-Йорка, сын советских эмигрантов, уверяет нас на слегка американском языке, что «мы даже не будем писать, что видели документы», а лишь процитируем «анонимный источник». Ни газета, ни кто-либо другой не подозреваются в сборе данных. «Подход» заключался в том, чтобы «просто провести интервью». «Поэтому я и сказал: оставьте это дома», - говорит Гершкович, видимо, имея в виду документ.
Возможно, корреспондент и The Wall Street Journal хотели таким образом обезопасить себя. В конце концов, Россия окружает свою армию и вооружения, в частности, правилами секретности, которые становятся всё более строгими и предусматривают суровые наказания. Предполагаемая передача «секретных данных» уже давно стала стандартной процедурой, особенно в отношении американцев.
RT и Рен ТВ также опубликовали изображения, на которых якобы запечатлён арест бывшего американского морского пехотинца Пола Уилана в роскошном отеле в Москве в конце 2018 года. Сотрудник ФСБ, предположительно знакомый с Уиланом, даёт ему что-то в ванной комнате, что, как утверждается, является USB-накопителем с «секретной информацией». В июне 2020 года Уилан был осуждён за «шпионаж» и только сейчас вышел на свободу.
Однако это не было шаблоном для акции против журналиста Гершковича. Для этого нужно вернуться в советскую эпоху: в 1986 году предшественник ФСБ, КГБ, арестовал корреспондента U.S. News & World Николаса Данилова по обвинению в шпионаже. До этого знакомый передал ему конверт, в котором находились не газетные вырезки о Центральной Азии, а «секретные» документы.
Данилова освободили всего через две недели, а диссиденту и его жене разрешили покинуть Советский Союз вместе с ним. В свою очередь, Вашингтон разрешил выехать советскому физику, осуждённому за шпионаж и арестованному незадолго до Данилова. Это говорит о том, что это было время разрядки. Гершкович же провёл в тюрьме более 500 дней и был освобождён только потому, что Германия выдала ему так называемого тиргартенского убийцу.
Ни The Wall Street Journal, ни Гершкович не прокомментировали опубликованные записи. Один из его российских друзей, журналист в изгнании Илья Шепелин, описал публикацию в своём Telegram-канале как пример того, «как работает провокатор ФСБ, который специально приходит на интервью с «секретными документами», чтобы посадить журналиста за шпионаж», чтобы потом «обменять его на настоящего убийцу».
В комментариях к записи возникла дискуссия о крайне узких рамках журналистской работы в путинской России. Кто-то заметил, что Гершкович не отказался от документов, которые он, видимо, принёс с собой в нарушение договоренности, не ушёл и не прогнал собеседника. Щепелин написал, что, хотя некоторые сейчас говорят, что «он сам виноват, что посмотрел документы» и что всегда нужно быть «ещё осторожнее и ещё старательнее», «это не меняет того факта, что это была провокация ФСБ, а не шпионаж». Журналисты «Агентства», преследуемые в России, подчеркнули, что гарантировать анонимность собеседнику, который чувствует угрозу, - стандартная журналистская практика.
На кадрах также видно, как Гершковича задерживают люди в штатском, очевидно, сотрудники ФСБ. Некоторые из них в масках, один из них прыгает за репортёром, сидящим на диване. Они надевают на него наручники, прижимают к ковровому покрытию пола паба и уводят. Это дело продолжает оказывать влияние даже после освобождения Красикова, отпугивая журналистов, которые продолжают работать в России, несмотря на военную цензуру, от проведения исследований в оборонном секторе и вообще в районах, где есть такие объекты и компании.
Автор: Фридрих Шмидт. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ммм… Гершковичу сказали, что передают секретную информацию? Сказали. Флэшку он сам взял? Сам. Какие претензии, когда состав преступления налицо?
«Отпугивать журналистов», Шмидт? Ты-то что-то вроде сидишь в Москве уже который год и особенно напуганным не кажешься.