Из Старого города, через Бастионную горку, я вышла на правый берег Рижского городского канала, и это во многом определило мой дальнейший путь следования, поскольку обычно я брожу по его левой части, в то время как правая остаётся для меня местом неизвестным - несмотря на то, что я вроде бы и вижу её/его во время прогулок.
Грубо говоря, я даже не была уверена, что здесь можно пройти! Но, оказалось, что и тут петляет удобная для прогулок дорожка, а открывающиеся на левый (если идти от Бастионной горки в сторону парка Кронвалда) берег виды – не менее живописны и очаровательны, особенно в солнечный августовский вечер.
Приятным бонусом служат и местные достопримечательности – к примеру, памятник латышскому писателю Рудольфу Блауманису, рядом с которым расположена клумба с невероятной красоты розовыми цветами, чьи лепестки… светятся на солнце золотыми искорками на манер… кожи Эдварда из «Сумерек». К сожалению, статичное фото этого эффекта не передаёт, а про видео я в пятницу не подумала. Может быть – позже!
Итак, Рижский городской канал – живописен и полноводен после бушевавшей в Латвии в понедельник 29 июля бури «Кристи», вылившей на страну 30% от годовой нормы осадков. Так что ничего удивительного, что мы тут переливаемся через край. А вот поваленных деревьев нет, и это говорит о том, что либо их тут и не было, либо всё оперативно убрали.
По последним данным, больше всего деревьев в Риге – 400 штук – упало на территориях школ и детских садов, чуть меньше – 380 – в лесных зонах города, 247 – в парках и 195 – на 22 кладбищах. От частных лиц было принято 600 заявок на поваленные бурей деревья (с просьбой помочь убрать – это должно быть бесплатно).
Сложно сказать, насколько это страшно (я всё же не склонна драматизировать, поскольку помню ещё октябрьские картины из Верманского парка, парка Кронвалда и парка Виестура, в которых огромные деревья были вырваны ветром друг за другом – словно травинки), но в целом на восстановление Риги после бури уже ушло больше миллиона евро и, как я понимаю, это ещё не предел. При том, что мы, вопреки первоначальным прогнозам, пострадали не так сильно, как Юрмала (там, по-моему, свалило всё, что только можно) или Елгава (её затопило и, кажется, одна из местных рек продолжает выходить из берегов до сих пор).
Парк Кронвалда одно время проходил по новостям как один из наиболее пострадавших в Риге, что и обусловило мой к нему интерес в пятницу, поскольку мне всё же хотелось понять, из-за чего весь этот сыр-бор с рассуждениями об утраченном/нанесённом природе ущербе, и, честно говоря, я даже после увиденного не смогла сделать однозначный вывод о вредоносности «Кристи», поскольку и упавших деревьев много не было, и те, которые мне встретились, в целом производили впечатление слабых – плохо укоренившихся в почве, с недостаточно развитой корневой системой, больных.
Судя по тому, что вырванные с корнем деревья – и на подходе к парку Кронвалда, около памятника химику Паулю Валдену, выполненному в форме огромной молекулы яблочной кислоты (кстати, тут ещё и лужа какая-то не просыхающая нарисовалась), и в самом парке – валялись… проплешинами, вырваны они были именно порывами, хаотично налетающими на разные участки местности, и, может быть, частично оказались беззащитными перед стихией в связи с особенностями почвы, размытой дождями, из которых, по словам специалистов, деревья с большими, раскидистыми кронами ветру вырвать легче, чем из сухой.
Так что в плане летних бурь, которых в Латвии доселе, возможно, даже и не было (в основном, у нас все ураганы приходились на осенне-зимний период, когда деревья стоят без листвы, + ветер очень редко сопровождался многочасовыми ливнями), июльская «Кристи» оказалась самой разрушительной. Но так как в будущем подобное может повториться + в предыдущие штормовые периоды (честно говоря, «Кристи» больше напоминала тропический шторм, чем бурю) часть плохо подходящих для жизни в условиях меняющегося климата деревьев уже была устранена из почвы, то я лично считаю, что ничего страшного не случилось (если говорить об ущербе природе), поскольку 29 июля у нас, скорее, включился естественный отбор + чистка Риги от заведомо опасных деревьев, которые мог свалить любой непрогнозируемый порыв ветра – на человека, автомобиль, столик уличного кафе.
Правда, вот это вырванное вместе с металлической оградой (кажется, это против бобров, которых я так и не видела ни разу!) огромное дерево, рядом с которым я поставила свой рюкзачок, шириной почти с мою спину, конечно, впечатляет… Но что делать, если мы теперь живём в режиме сильных ветров? Надо привыкать! Как минимум, не ставить автомобили рядом с деревьями. Не ходить под ними и рядом, если видишь начинающую ломаться ветку или слышишь характерный треск. Внимательно следить за прогнозом погоды. Знать слабые места в своём доме/хозяйстве/территории/городе. Устранять их и корректировать во время непогоды, если не было возможности сделать первое. Иногда полезным бывает и помолиться, чтобы буря прошла стороной. Плохо только полное бездействие и пассивное нытье.
Продолжение следует…
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.