Разрушительный североатлантический циклон «Кристи», бушевавший над Латвией более суток, обнаружил себя в Риге воскресным вечером, когда на часах было около 20:00. Начался он, кстати, довольно прозаично – обычным дождём. О том, что впереди нас ждёт нечто из ряда вон выходящее, стало понятно, когда дождь не закончился – ни через час, ни через два, а через шесть часов, около двух ночи, к нему присоединился ветер и начал мигать свет, словно того и гляди выключится.
Спустя четыре мигания и разбитый одним из сильнейших порывов ветра около четырёх часов утра фонарный плафон в саду я, наконец-то, уснула, и сон мой был настолько глубок и спокоен, насколько невозмутимы были куницы, прибегавшие накануне за едой (перед природными катаклизмами они обычно ведут себя нервно и едят много), веселы - радостно чирикающие на дубе воробьи (мы постарались и их накормить перед бурей, но они, похоже, предвкушали расколотые пополам деревья, в стволах которых, под корой, таятся истинные птичьи лакомства – живущие там жучки-червячки, и на крошки реагировали прохладно) и сильна влажность, нарастающая, плещущаяся, проникающая повсюду, в том числе, и в меня – с каждой брошенной «Кристи» на землю каплей дождя.
В какой-то момент мне и вовсе стало казаться, что вокруг меня океан, а я на дне – сплю себе спокойно в огромной перламутровой ракушке, окружённая колышущимся маревом зелёных водорослей, в то время как вокруг бушует буря, и волны, где-то высоко наверху, рвут паруса у доживающих последние минуты кораблей.
Как я и предполагала, у нас ничего не унесло, не отключилось, не сломалось, не перегорело (поначалу ставили грозы, но гроз не было), не затопило, не повредило автомобили, так что, когда к 15:00 понедельника дождь стал стихать, то я, увидев по метеорологической карте (довольно сносно показывающей погоду на предстоящий час) окончательный уход огромного витка дождевых облаков, решила прогуляться по центру Риги, чтобы сбросить с себя липкую влажность бури, пропитавшую меня за ночь, и посмотреть, что осталось от «Кристи» на улицах города/от улиц города от «Кристи»? И всё это несмотря на предупреждение о том, что сильный ветер будет сохраняться весь вечер понедельника и выходить из дома всё ещё не рекомендуется.
Центральный рынок Риги в четыре часа вечера был пуст и местами перевёрнут. Обычно в это время здесь самый пик торговли. И даже в сильные морозы можно увидеть хоть пару человек. Но не в этот понедельник.
Затопленных улиц вечером мне не встретилось. Так что воду, по всей видимости, откачивали оперативно. Об уходящей бури напоминали только огромные лужи, ещё не успевшие выветриться/высохнуть в углублениях тротуаров, площадей и дорог.
Старый город поначалу выглядел пасмурно-аутентично, но постепенно заполнялся ничего не желающими знать о буре туристами (вот он – момент истины: оказывается не только русские, но и китайцы, немцы, итальянцы и пр. не хотят склонять голову перед мощью стихии, если речь идёт об отданных за путешествия деньгах/надеждах на новые впечатления!), пытающихся проникнуть на территорию ещё только открывающихся, почти не пострадавших от «Кристи» уличных кафе.
Кстати, рядом с одним из них уже вовсю оранжевеет рябина. Кто там у меня говорил, что скворцы рановато в стаи собираются?
Домская площадь. В СМИ писали, что она закрыта в связи с повреждением крыши Домского собора. Оказалось, фейк! Закрыт (обтянут красно-белыми лентами) только «Лабиринт» - детская площадка с фигурками, расположенная как раз под той частью крыши, точнее даже кровли, которая рискует отвалиться.
Домскому собору, точнее Музею истории Риги и мореходства, больше вреда принёс дождь, чем ветер, поскольку, как я поняла, водой затопило подвалы (так же были затоплены и подвалы Рижского цирка, нескольких театров, и какой-то книжный, и много других мест) и часть её просочилось сквозь стёкла в залы с экспозициями. Серьёзного наводнения в Риге, кстати, не было. То есть эвакуационные планы, к счастью, оказались только планами. От воды в Латвии, в основном, пострадала Елгава, где подтопило около 120 многоквартирных и 80 частных домов. Но по Риге сейчас бродят ролики, в которых видно, как троллейбусы плывут по залитым улицам, больше напоминающим реки, или девушки на досках с вёслами гребут вдоль массивных зданий начала XX столетия, - так что вода была и у нас, просто не так много и не столь критично!
Кстати, так сейчас выглядит арт-объект «Вместе у Домского», который устанавливают ко Дню Риги. По-моему, теперь он более симпатичный.
Сломанные зонты в понедельник были визитной карточкой латвийской столицы, так как встречались они – просто везде, начиная с мусорников и заканчивая кустами и заборами.
В основном, тротуары были усеяны листвой и мелкими ветками. Но это скорее потому, что крупные ветви и сломанные деревья успели оттащить с проходов и сложить в кучи. Там, где это, было возможно, конечно.
Поскольку, к примеру, упавшее дерево, сломавшее в свою очередь одну из секций забора, идущего вокруг Рижского кафедрального собора Рождества Христова, видимо, требовало чуть больше усилий и техники, чем обычные сломанные ветки – какая всё же силища у дерева, так повредить ограду, какая мощь!
К сожалению, на площади Ливов сломалась яблонька. Я так расстроилась, что даже погладила её по стволу. Может часть её выживет. Как знать?
Новым, молодым деревьям так же досталось: и в Старом городе встречались те, что почти вырваны из кадок, и на открытой в прошлом году реконструированной набережной Генерала Радзиня часть из них оказалась выдрана ветром из земли вместе с металлическими конструкциями. Но это, конечно, ягодки по сравнению с теми просеками, что я увидела на присланном знакомыми мужа видео с одной из дальних станций Юрмалы – Каугури, где вековые сосны вырывало с корнями прямо парами и тройками и укладывало ровными штабелями по направлению движения ветра. Нечто похожее, но не в столь масштабном размере, конечно, можно было встретить в рижских парках после октябрьской бури-2023.
В 2024 году крупные деревья, как я поняла, ломались в основном уже во дворах и вдоль тротуаров. Ни на Бастионной горке, ни в Верманском парке я ничего страшнее сломанных веток не обнаружила. Кстати, Бастионная горка была закрыта в понедельник для посещений, но была ли она открыта или ограничительную ленту сорвало ветром, я так и не поняла. Люди по ней гуляли. Полиция смотрела индифферентно. Вполне могло быть и так, что это не их дело – раз ленты нет, значит, нет и вопросов к проходящих вдоль обрывков людям. Очень удобно! Но в некоторых местах – немного страшно, так как (неожиданное открытие для меня лично) часть деревьев, подломленная, но не до конца сломленная бурей, трещала под напором стихающего, но всё-таки сильного ветра. Так что прогулка оказалась рисковой, а я поняла, почему после бурь, тропических штормов и ураганов от деревьев лучше всего ещё недельку держаться подальше – живее будешь!
Кстати, в Верманском парке вновь появились странные геометрические места для отдыха с надписью «Рижское лето 2024» и совершенно непонятный мне объект – непонятный, видимо, в силу того, что его изрядно потрепало бурей.
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.